К истории ра(и прио)ритетов
1
В очерке о Брюсове Ходасевич вспоминает: «К общеупотребительным рифмам смерть - жердь - твердь он нашел четвертую - умилосердь - и тотчас написал на эти рифмы сонет. Я поздравил его, но пришедший С. В. Шервинский сказал, что „умилосердь“ уже есть у Вячеслава Иванова. Брюсов сразу погас и осунулся»*.
Отсутствие в примечаниях к изданиям этого очерка сведений об упоминаемых сочинениях Вяч. Иванова и Брюсова способно внушить подозрение, будто история о рифмопаре «смерть : умилосердь» - плод вымысла, а между тем молчание комментаторов объясняется иным - издательской историей этих сочинений.
Шервинский имел в виду первое стихотворение из цикла Вяч. Иванова «На Оке перед войной», написанное 12 июля 1914 г. и опубликованное в последней книжке «Русской мысли» за 1914 г. В этой публикации вторая строфа выглядела так:
На отмели той суши,
Где ткет царица Смерть
Покровы смерти глуше,
Прозрачнее, чем твердь...
Отдать родные души
Ее умилосердь!**
В дальнейшем стихотворение печаталось без этой строфы.
Брюсовский же сонет, о котором сообщает Ходасевич, был написан 23 февраля 1916 г.:
МОЛИТВА
Ликуя, журавли летят на север,
Сквозит голубизной весенней твердь…
Но серо поле, где посеян клевер,
И шепчет в роще с голой жердью жердь.
А что в душе моей: зима иль смерть?
Над ней гудит одно лишь слово: «never!»
И эхо вторит звону дум: «for ever…»
О Господи! свой суд умилосердь!
Верни меня цветов и трав к богатству!
Мечтам опять воскреснуть не препятствуй!
Дышать позволь еще одной весной!
«Навеки!» - ветер стонет. Как невольник,
Смотрю, где родина. А надо мной
Свободный птицы двоят треугольник.
Это стихотворение было опубликовано лишь через шестьдесят лет после создания - по автографу, на полях которого рукою вдовы поэта написано «Из папки „Неудачное“»***, на причины попадания в каковую папку, вероятно, и проливает свет очерк Ходасевича.
Стоит добавить, что в 1910-х «смерть» с «умилосердь» рифмовала также Кузьмина-Караваева, а Нарбут (еще в 1909 г.) - «умилосердь» и «твердь». Пятую точную рифму - с корнем «-верт-» - отыщет в 1918 г. Меркурьева:
Совьем лирические бредни
В созвучий вольных коловерть -
И кончим ямб, свой ямб последний
Прощальной рифмой к слову смерть.
________________
* Ходасевич В. Собр. соч. М., 1997. Т. 4. С. 31.
** Иванов В. Стихотворения; Поэмы; Трагедия. СПб., 1995. Кн. 2. С. 258. На связь этого стихотворения с очерком Ходасевича указано в: Зельченко Вс. О «Вакхе» В. Ф. Ходасевича // Древний мир и мы: Классич. наследие в Европе и России. СПб., 2012. Вып. 4. С. 351.
*** Из неизданных и несобранных стихотворений [В. Я. Брюсова] / Публ. Р. Л. Щербакова // Лит. наследство. 1976. Т. 85. С. 51.
2
В качестве примера сверхредкой (8-й) ритмической формы Я4 приводят «Свадьбу» (1910) Белого, где:
Я принял, разгасясь в углу,
Хоть и не без предубежденья,
Напечатленный поцелуй -
Холодный поцелуй презренья
и двустишие из «Записок поэта» (1928) Сельвинского:
Я человеконенавистник,
А не революционер.
Добавим еще один (второй неискуственный) пример - из «Невидимое мы узрели...» (1968) Шефнера:
И тот же зной томит в июле,
И нереиды пляшут в море,
И ходят звезды в карауле,
Как при Навуходоносоре.
Еще?