Нашла у себя четыре примера...ng68July 13 2009, 00:20:32 UTC
...с анжамбеманом на "пока". Подозреваю, что есть тут еще и простенький механизм: легко рифмуется. То есть сходство (и родство) трех Ваших первых примеров несомненно. Но дальше м.б. выводов расширять не стоит. (Примеры, если захотите, могу прислать, но они действительно к приведенным трем отношения никак не имеют.) Зато мандельштамовское "поката - пока" еще из совсем другой оперы.
Примерами чрезвычайно обяжете: то, что они не связаны с приведенными мною, их ценности не умаляет - интересны ведь и т. н. смежные разновидности. А таких я пока обнаружил всего около полусотни у двадцати авторов, т. е. для того, чтобы делать какие-то выводы, маловато.
Пример из Мандельшама напоминает "Праздник труда" (1920) Хлебникова:И, могучая, раскатом Песня падает, пока Озаряемый закатом Отбивает трепака.
Покудова комната комом не стала у горла. Пока она еще кажется домом от пола до потолка.
Расти, как тяжелеют те, что еще белеют, те, что еще пока зовутся облака. (...) Расти во мне глубòко, как снег внутри сугроба, да не растай, пока не тают облака.
И ни запить разлуку, ни начать жизнь новую, а старая пока в зубах навязла приторней тянучки. И ведомо одно наверняка: пропить получку, не пропить получки - за всё, за всё придется отвечать.
О, если б без рифмы, без слога и без языка, но пока без складу и ладу эклога карабкается в облака
Верно, пока - трепака не хуже, чем перекличка поката - пока. И вообще действительно близко.
пока-, пока-, покачиваяm_bezrodnyjJuly 13 2009, 14:42:02 UTC
Спасибо большое. Вы, стало быть, тоже предпочитаете "облака". (Тоже - это как Жемчужников, Гумилев, Пастернак, Маршак, Высоцкий.) Другие популярные пары к "пока" - "рука" (Пушкин, Кюхельбекер, Д. Бедный, Багрицкий, Высоцкий) и "река" (Апухтин, Маршак, Высоцкий, Т. Бек), а примеров с "пока : наверняка" у меня пока не было.
Чередование рифм на "-Аго" и на "-[о/ы]кА" (похожее на Ваше "-Ога" и "-[о/а]кА") встречается у Тарковского:Есть высоты властительная тяга, И потому бессмертен я, пока Течет по жилам - боль моя и благо - Ключей подземных ледяная влага, Все "эр" и "эль" святого языка. Кстати сказать, здесь у Тарковского - реминисценция брюсовского:Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе.
А, уже успела забыть, с чего пошло-поехало. Вообще-то может быть что угодно: огонька, уголка, уголька и т.п., потолка только тем выделяется, что оно по(тол)ка.
Reply
Пример из Мандельшама напоминает "Праздник труда" (1920) Хлебникова:И, могучая, раскатом
Песня падает, пока
Озаряемый закатом
Отбивает трепака.
Reply
не стала у горла. Пока
она еще кажется домом
от пола до потолка.
Расти, как тяжелеют
те, что еще белеют,
те, что еще пока
зовутся облака.
(...)
Расти во мне глубòко,
как снег внутри сугроба,
да не растай, пока
не тают облака.
И ни запить разлуку, ни начать
жизнь новую, а старая пока
в зубах навязла приторней тянучки.
И ведомо одно наверняка:
пропить получку, не пропить получки
- за всё, за всё придется отвечать.
О, если б без рифмы, без слога
и без языка, но пока
без складу и ладу эклога
карабкается в облака
Верно, пока - трепака не хуже, чем перекличка поката - пока. И вообще действительно близко.
Reply
Чередование рифм на "-Аго" и на "-[о/ы]кА" (похожее на Ваше "-Ога" и "-[о/а]кА") встречается у Тарковского:Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам - боль моя и благо -
Ключей подземных ледяная влага,
Все "эр" и "эль" святого языка.
Кстати сказать, здесь у Тарковского - реминисценция брюсовского:Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment