Не знаю, нужно спросить у историков языка. Как бы то ни было, в поэзии встречаются оба вар. ударения, причем в одни и те же годы [вот два примера из 1880-х: "Постники-схимники в черных скуфьях, / Ножки танцовщицы в алых туфлЯх" (Случевский) и "Да как пошел, - в столах, в шкапах, в трюмо / И в тУфлях даже, глядь, - сидит письмо" (Фет); то же в известных мне примерах 1910-х - 1930-х] и в стихах одного автора (так, у Саши Черного: "В коридор можно, шаркая тУфлями, тихо уйти" и "В серых куртках,стоптанных туфлЯх").
В декабре 1937 г. Ш. была прочитана первая строфа из «Божественной комедии»:Nel mеzzо del camin di nostra vita Mi ritrovai par una selva oscura, Che la diritta via era smarita, Ahi quanta a dir qual era e cosa dura. <…> Вот те пути, которые использовал Ш. для запоминания:«Nel - я платил членские взносы, и там в коридоре была балерина Нельская; меццо (mezzo) - я скрипач; я поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке; рядом - папиросы «Дели» - это del; рядом тут же я ставлю камин (camin), di - это рука показывает дверь; nos - это нос, человек попал носом в дверь и прищемил его; tra - он поднимает ногу через порог, там лежит ребенок - это vita, витализм <...>» (Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти: (Ум мнемониста). М., 1968. С. 28)
Comments 6
Reply
и опять, Бог весть о чем,
все упрямей и упрямей
шамкает беззубым ртом.
Гумилев:С капризной ужимкой захлопнул
Открытую книгу мою,
Туфлей лакированной топнул,
Едва проронив: «Не люблю».
Набоков:...завистливо кряхтит, с волненьем наблюдая,
как по полу бежит одна туфля ночная
Reply
Reply
Reply
Reply
Mi ritrovai par una selva oscura,
Che la diritta via era smarita,
Ahi quanta a dir qual era e cosa dura.
<…> Вот те пути, которые использовал Ш. для запоминания:«Nel - я платил членские взносы, и там в коридоре была балерина Нельская; меццо (mezzo) - я скрипач; я поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке; рядом - папиросы «Дели» - это del; рядом тут же я ставлю камин (camin), di - это рука показывает дверь; nos - это нос, человек попал носом в дверь и прищемил его; tra - он поднимает ногу через порог, там лежит ребенок - это vita, витализм <...>»
(Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти: (Ум мнемониста). М., 1968. С. 28)
Reply
Leave a comment