Понятие «трансгуманизм» в современном виде сформировал писатель-фантаст, футуролог и философ Ф.М. Эсфендиари, который в 1966 году изменил свое имя на FM-2030. По его мнению, “transit man”, то есть переходный человек - это тот, кто, живя в нынешнее время, старается проложить дорогу к новому, постчеловеческому состоянию. Эсфендиари говорил, что он человек XXI века, оказавшийся по ошибке в XX, и что он «жутко скучает по будущему». В 2000 году он был крионирован в США.
В 1980-е годы в Калифорнии образовалась группа единомышленников-трансгуманистов. Их объединили идеи Роберта Эттингера о бессмертии, Эрика Дрекслера - о нанороботах, Ганса Моравека - об искусственном интеллекте.
В 2007 году за рубежом был проведён ребрендинг трансгуманистических организаций и было принято наименование “Humanity+” или коротко «H+», которое гораздо лучше подчёркивает позитивные аспекты ТГ.
Особо надо отметить, что на современном этапе трансгуманизм, ставящей главной задачей максимальное расширение возможностей человека, практически тождественен иммортализму, цель которого - неограниченное продление человеческой жизни. Расширение возможностей человека означает и лучшую выживаемость в меняющихся условиях. Средства достижения этих целей также полностью совпадают - это победа над старением, создание новых органов, обеспечение сохранения личности, в том числе и путем переноса сознания на иные носители.
В современном трансгуманизме распространены два основных мировоззрения.
Первое основывается на философии Фридриха Ницше, его идее личного превращения в сверхчеловека. Сторонники этого мировоззрения ожидают от новых технологий инструментов превращения их лично в неких полубогов. При этом им всё равно, что будет с другими людьми. Идея сверхвозможностей для избранных ведёт к фашизму, и не важно, по какому признаку выделяется сверхчеловек: национальному или интеллектуальному. Есть реальная угроза, что такой тип трансгуманизма приведёт к расслоению человечества на множество видов, конкурирующих идеологически и экономически. А это грозит цивилизационным конфликтом, намного превосходящим, например, нынешнее противостояние с исламским миром. Это увеличит шансы войны, которая в условиях наличий сверхтехнологий может привести к глобальной катастрофе. Крайней формой трансгуманизма является желание противопоставить искусственный интеллект человечеству, вплоть до уничтожения цивилизации.
Такой подход мы считаем неприемлемым и опасным.
Вторая мировоззренческая ветвь трансгуманизма основывается на «философии общего дела» русского космиста Николая Фёдорова, его идее объединении человечества в борьбе со смертью и болезнями, достижения физического бессмертия и воскрешения всех когда-либо умерших людей. Мы полагаем, что воззрения Фёдорова не просто гуманнее, добрее, но и рациональнее, чем идеи Ницше и его последователей. Если благо будет доступно для всех, то гораздо больше шансов попасть в число этих всех, чем оказаться одним из немногих полубогов, обречённых на конфликты друг с другом. (Интересно, что эта дихотомия была свойственна и раннему буддизму, в котором существовало разделение на школы Хинаяны и Махаяны, то есть Малой и Большой колесниц. Первая из них стремилась к просветлению лично для человека, а вторая - для всех живущих существ).
Это направление предполагает создание дружественного искусственного интеллекта, действующего на благо всех людей.
Также существуют разные взгляды на методы достижения трансгуманистических целей: борьба со старением; апгрейд (киборгизация - искусственные органы); перенос сознания на иные носители. Мы считаем, что нужно действовать по всем этим направлениям, поскольку неизвестно, какой из этих подходов быстрее приведет к радикальному продлению жизни
Кроме того, в трансгуманизме есть гипероптимистическое направление, сторонники которого полагают, что в ближайшем будущем как из рога изобилия на человечество прольются всевозможные блага, доступные для всех; и реалистическое направление, сторонники которого считают, что новые возможности могут быть связаны и с новыми рисками, к которым надо быть готовым, в том числе - и к риску недостаточной скорости развития научно-технического прогресса.
Ещё одно разделение - это подход активистов, которые считают необходимым прикладывать усилия для достижения желаемого будущего, в первую очередь в виде пропаганды трансгуманистических идей, и пассивный подход, связанный с ожиданиями, что «придёт ИИ и решит все наши проблемы», «у меня будет много денег и я куплю новые технологии». К пассивным трансгуманистам мы относим и сторонников «теории малых дел». Никакие конкретные малые дела не приводят к ускорению достижения сложной цели, так же как, изготовив1000 скворечников, нельзя сложить из них небоскреб.
Это также выдержка из нашей будущей книги с
Алексеем Турчиным.