6 стратегий в борьбе со старением

Nov 14, 2016 14:13


Давайте рассмотрим американский подход в области борьбы со старением. Он достаточно ясно изложен в статье Джеймса Киркланда «Применение науки о старении в терапии» http://perspectivesinmedicine.cshlp.org/cont…/…/a025908.full

«Старение является основным фактором риска для развития большинства хронических заболеваний, включая атеросклероз, диабет II типа, раковые заболевания, деменцию, болезнь Паркинсона, другие нейродегенеративные заболевания, нарушения функций почек, слепоту, дряхлость, саркопению и пр.

Основываясь на том, что ключевые механизмы развития этих заболеваний связаны с механизмами, ассоциированными со старением, была предложена «геронтологическая гипотеза», предполагающая, что использование в качестве мишеней фундаментальные процессы старения, также может позволить замедлить, предотвратить, смягчить течение или лечить основные хронические заболевания, ассоциированные с возрастом.

Наибольший общественный интерес сегодня вызывает возможность увеличения продолжительности периода здоровой жизни, в течение которого сохраняется независимость, продуктивность и хорошее самочувствие.

На сегодняшний день ведутся исследования, нацеленные на смягчение симптомов хронических заболеваний, дряхлости и способности к быстрому восстановлению на животной модели.

Также есть множество указаний на то, что фундаментальные процессы старения могут выступать в качестве мишеней для воздействия с целью продления периода здоровой жизни и увеличения ее продолжительности.

В частности, подтверждают это ряд исследований, которые демонстрируют, что

1. Максимальная продолжительность жизни может быть увеличена, а развитие возрастных заболеваний приостановлено внесением нескольких мутаций в один ген (Bartke 2011). Это указывает на то, что метаболические пути, в которых происходят изменения в результате этих мутаций, могут рассматриваться в качестве удачных терапевтических целей.

2. Феномен долгожительства частично имеет генетическую природу, и часто связан с отсроченным началом возрастных заболевания и недееспособности (Lipton и др. 2010) с низким уровнем заболеваемости и увеличением продолжительности периода здоровой жизни.

3. Ограничение количества потребленных калорий способствует увеличению максимальной продолжительности жизни, и обеспечивает задержку в развитии хронических заболеваний, что подтвержают эксперименты на животных (Anderson и Weindruch 2012).

4. Факторы, производимые стволовыми клетками молодых животных, улучшают способность к восстановлению тканей сердца, мышц и мозга у взрослых животных (Conboyetal.2005; Lavasani et al. 2012; Katsimpardi et al. 2014; Sinha et al. 2014).

5. Накопление в организме старых клеток оказывается связанным с хроническим воспалением, что в свою очередь способствует развитию ряда возрастных хронических заболеваний и дряхлости (Tchkonia et al. 2013:KirklandandTchkonia2014).

При этом удаление старых клеток увеличивает продолжительность периода здоровой жизни у прогероидных мышей (Baker и др. 2011).

Ряд сделанных открытий показали свою эффективность в торможении процессов старения и увеличении продолжительности жизни на животной модели, на основе чего они могут быть использованы в качестве возможных стратегий лечения и на людях, что, однако же, оказывается связанным с рядом проблем и требований проведения исследований на людях.

Сегодня можно рассматривать по крайней мере шесть потенциальных стратегий разработки лекарственных средств для применения их на людях. К ним относятся лечение:

1. Многочисленных сопутствующих заболеваний.

Если геронтологическая гипотеза верна, то агенты, влияющие на фундаментальные механизмы старения, будут одновременно уменьшать выраженность и хронических заболеваний, ассоциированных с возрастом.

2. Болезней, которые в ином случае приводят к смертельному исходу.

Вещества, используемые для изменения базовых механизмов старения, могут быть медикаментозной основой в испытаниях, включающих людей с тяжелыми и приводящими к смерти заболеваниями.

Примером может быть уменьшение количества потребляемых калорий, что не только замедляет процессы старения, но и увеличивает эффективность таких методов противораковой терапии, как хемо- и лучевая терапия (Lee et al. 2012).

3. Гериатрических синдромов

Гериатрические синдромы включают в себя дряхлость, саркопению, обездвиживание, падения, нарушения походки, мягкие когнитивные расстройства, недержание мочи, и другие состояния.

4. Уменьшения способности к быстрому восстановлению.

Способность к восстановлению после таких воздействий и нарушений, как хирургическое вмешательство, анестезия, хемотерапия, радиация, сердечный приступ, переломы, инсульт, уменьшается с возрастом и связано с наступлением дряхлости.

В клинических испытаниях могут исследоваться как интенсивные стрессовые воздействия (время, необходимое для восстановления после перелома шейки бедра), так и боле мягкие (исследование иммунного ответа после вакцинации).

Результаты ряда подобных исследований продемонстрировали усиление реагирования на вакцину против гриппа после нескольких недель однократного-трехкратного приема рапалога (Mannick и др. 2014).

5. Локализованных заболеваний, связанных с основными процессами старения.

Некоторые локализованные расстройства связаны с патогенными процессами, подобными тем, которые связаны со старением.

Местное введение препаратов, воздействующих на процессы старения в виде аэрозолей, инъекций и пр., могут смягчить эти состояния. Идиопатический фиброз легких, связанный с накоплением старых клеток в легких (Minagawa et al. 2011; Takasaka et al. 2014) является серьезным заболеванием, которое иногда заканчивается смертельным исходом, и для которого отсутствуют эффективные методы лечения.

Исследования с использованием аэрозольного сенолитика или SASP-защитных агентов могут быть рассмотрены в качестве основы лечения у людей ввиду успешного применения блеомицина в виде аэрозоли на мышах с фиброзом.

6. Состояний, характеризующихся ускоренным старением.
Как было установлено, ряд заболеваний, таких как ожирение, сахарный диабет, долгосрочные эффекты химиотерапии или лучевой терапии, прогероидные синдромы ведут к ускоренному старению (Kirkland 2013a; Tchkonia et al. 2013; Kirkland and Tchkonia 2014; Ness et al. 2014).

Есть возможность уменьшить выраженность этих расстройств при помощи агентов, воздействующих на фундаментальные процессы старения.

Например, ожирение и диабет оказываются связанными с ранним началом возрастных изменений, включая такие симптомы, как слабость, саркопения, атеросклероз, сосудистая дисфункция, ранняя менопауза, когнитивные расстройства, слабоумие, и рак.

В краткосрочной перспективе исследования препаратов, способствующих увеличению мышечной силы и улучшению показателей работы сердечно-сосудистой системы и когнитивных функций могут быть проверены на подобных пациентах.

Однако, несмотря на то, что разработаны эффективные модели лечения связанных с возрастом нарушений на экспериментальных животных, необходима разработка новых парадигм проведения клинических испытаний с адекватным измерением и оценкой их результатов, которые были бы приняты регулирующими органами, а также наличие финансирования и квалифицированного персонала с необходимыми навыками.

В результате, если какие-либо достижения в области исследования фундаментальных основ старения смогут быть применены в клинической практике, это позволит задержать, предотвратить, облегчить или обратить развитие хронических возрастных заболеваний и инвалидности, а также продлить период здоровой жизни и увеличить продолжительность жизни в целом.

Если эти предположения будут реализованы, область здравоохранения будет кардинально трансформирована».

Киркланд вскользь пишет, что на всё это нужны деньги. Мне же кажется это основным вопросом, а что конкретно делать, более менее всем понятно.

Про деньги писать не принято, типа они должны сами откуда то взяться. Поэтому наш подход (я писал о нем ранее, он зеркален Киркланду) он в большей степени объясняет откуда возьмется финансирование. Но, посмотрим.
Previous post Next post
Up