Сложившееся в России "традиционное" представление о монашестве совершенно отвергает участие монахов в жизни общества. Считается что любая общественно-политическая деятельность не соответствует самому призванию монаха, противоречит монашеским обетам и разрушает его духовное устроение. Причем такое мнение настолько укоренилось, что любое возражение на этот счет вызывает искреннее удивление - все равно, как возразить тому, что Москва стоит на Москва-реке.
Однако, давайте разсудим, на чем это мнение основано, и верно ли оно по сути своей.
Прежде всего, где здесь нарушение монашеских обетов?!
Напомню, при постриге монах дает обеты нестяжания, воздержания плоти и послушания. Обета удаления от мiра, особо замечу, мы не давали. И, безусловно, соприкосновение с мiром вредит монаху, но только талмудическая логика может это ему в нарушение обетов вменить.
Да и настолько ли древние эти "традиции", если примеры Преподобного Сергия, Святителя Геннадия Новгородского, Преподобного Иосифа Волоцкого, Патриарха Гермогена красноречиво говорят об их активной жизненной позиции и самом непосредственном участии в общественно-политической жизни их времени?
Современное российское воззрение на монашество корнями своими произрастает из синодального периода нашей Церкви, началу которого всего-то триста лет. Окончательно же взгляды эти сформировались в так называемое "второе крещение Руси" конца прошедшего века.
Но ведь за романовское правление вся Церковь наша пришла в упадок (результат - революция), а монашество тем более. (В петровские "просвещенные" времена монахам даже письменные принадлежности запрещалось иметь.) А об опасности нового церковного сознания, которое формируют нахлынувшие в церковь бывшие рокеры и комсомольские вожаки, в Живой Книге уже говорилось...
Все познается в сравнении. А потому полезно сравнить наши представления о монашестве, во многом умозрительные, с монашеством, традиции которого не прерываются уже полторы тысячи лет. И, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому помещаю в Живой Книге свой небольшой любительский фоторепортаж о митинге и демонстрации против введения новых электронных документов, состоявшихся в Афинах в прошлое воскресенье.
Комментировать много не буду. Фотографии говорят сами за себя. Скажу только, что само движение против введения этих документов инициировано монахами, и они его возглавляют.
В Афины я ездил с тремя лаврскими монахами, причем двое из них члены лаврского синаксиса (совета старцев). Были монахи из других афонских монастырей. Особо отмечу для чрезмерно озабоченных сохранить внутренний мир во время Великаго Поста, что происходили эти события в Крестопоклонное Воскресенье.
Народу по греческим меркам для подобых мероприятий собралось не много - тысяч десять. Во многом это объясняется тем, что проведение митинга и демонстрации выпало на трехдневные праздники (Благовещение по новому календарю и День освобождения Греции) и все афиняне уехали за город. Но и это количество участников для нынешней "умолкшей России" цифра гигантская.
Сначала был митинг на площади А́реос.
К собравшимся обращается архимандрит Некта́риос Мулацио́тис, игумен монастыря Серафима Саровского (!) в Три́корфо.
На трибуне игумен монастыря Эсфигме́ну архимандрит Меθо́диос.
Обратите внимание сколько много среди собравшихся монахов, священников...
... и монахинь.
Затем возглавляемая монахами многотысячная процессия с пением "Взбранной Воеводе..." двинулась к Греческому Парламенту, где монахи передали его депутатам собранные против введения электронных документов подписи.
А это я в компании лаврских отцов.
Свои впечатления описывать нет времени - надо ехать в аэропорт. Скажу только, что врезалась в память команда в микрофон руководившего митингом старца Нектария: "Маврофо́ри, броста́! (Те, кто в черном, вперед!)". Прозвучала она как призыв в атаку.
Еще запомнились слова выступавшего с трибуны старичка, профессора университета. Его о́бразную речь трудно перевести на русский язык. Но если попытаться в нескольких словах, то он сказал, что отраднее всего видеть столько черных одежд среди собравшихся. И он их видит не черными, а зелеными (!?). Потому что если впереди монахи, значит жив еще элленико́с лао́с (греческий народ)... Значит скоро весна, и он скоро снова расцветет...
Не смог я при этих словах сдержать слез...
И сейчас вот, пишу эти строки и о нас, немощных русских монахах, плачу...