США не имели опорных пунктов в Арктике, ледоколов у них нет, и теперь американцы поняли, что попали впросак - они отстают от других держав, - считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. - Напомню, ледоколы сейчас делает даже Китай, равно как и суда ледового класса. Плюс Россия активно осваивает Северный морской путь - скоро он полноценно заработает, и будет важной мировой транспортной артерией. И получается, что США на эту артерию не будут иметь никакого влияния. Трамп осознал, что это ситуация неприемлема для Америки. США привыкли, что на море контролируют буквально все, а тут вне контроля оказывается значительный кусок морского пространства. Посмотрим, что у американцев получится. Поскольку это именно тот случай, когда легче сказать, чем сделать. Напомню, в середине мая Трамп на церемонии представления нового флага Космических сил США хвастливо объявил, что Штаты разрабатывают «супер-пупер-ракету», которая будет в 17 раз быстрее существующих. И вот на днях Aerospace Daily сообщило: испытания новой гиперзвуковой ракеты проходили в Калифорнии, на базе американских ВВС «Эндрюс». Но новейшая ракета даже не «дожила» до запуска. Она самопроизвольно отделилась от бомбардировщика В-52, и полетела по только ей известному маршруту. Военные США были вынуждены привести в действие самоуничтожение ракеты, чтобы предотвратить ее неконтролируемый полет. Хвастаться все мастера, но сделать хорошие, надежные ледоколы - не так просто. Это и денег стоит, а главное - у американцев нет такого опыта, как у нас, в развитии и освоении Арктики. Думаю, им придется поломать немало копий, прежде чем добиться результата. И это получится небыстро.
На деле, американская кораблестроительная отрасль отстает в сфере обновления военно-морского флота. США не успевают замещать суда, которые подлежат списанию. Особенно это касается подводных лодок, но проблемы есть и с обычными надводными кораблями. США всерьез опасаются, что в 2030-е годы у них будет недостаток боевых кораблей. А в это время Китай наращивает военную мощь, и тоже собирается проникать в Арктику. Штаты бояться отстать, и теперь спешат застолбить участок, как они привыкли делать везде - например, в Антарктиде. Помнится, после Великой Отечественной войны американцы пытались подмять под себя Антарктиду, но у них это не получилось. С Арктикой - точно не получится. Но по мере того, как американцы будут создавать ледоколы, будет нарастать конфликтность в Арктике. Ведь Арктика - еще и важнейший район для возможного стратегического ядерного конфликта между Россией и США. Поскольку основные удары будут наноситься через Северный полюс - и ракетные удары, и авиационные. А создать там систему ПРО на базе кораблей с Aegis американцы не могут, поскольку в Арктике ледовое покрытие, и там сейчас господствует российский Северный флот. По сути, единственное, что Штаты могут - охотиться за нашими подводными лодками.
Но по мере того, как программа развития российского подводного флота набирает обороты, они и это преимущество утратят. Поэтому, с точки зрения США, надо закрепляться в Арктике, и усиливать там свои позиции. В частности, надо попытаться создать возможности для вывода в арктические широты кораблей с системой Aegis для противоракетного перехвата. Но мы, со своей стороны, будем за ситуацией следить, и будем препятствовать деятельности американцев: создавать в Арктике базы, системы ПВО, устанавливать береговые противокорабельные комплексы. Как вы знаете, в 2019 году на Чукотку переброшен комплекс «Бастион». Его сверхзвуковая ракета «Оникс» имеет максимальную дальность 500 км. Таким образом, с территории Чукотки «Бастион» способен поражать цели на всей восточной части Северного морского пути - от пролива де Лонга до Берингова пролива. По сути, нам даже не нужно постоянно держать в Арктике военные корабли - мы можем контролировать обстановку с берега. Добавлю, что СМП местами проходит между островами, через наши внутренние воды. Так что американцы зря задираются. Мы в некоторых районах, согласно Конвенции по морскому праву, имеем право останавливать иностранные корабли. А с учетом, что Россия обеспечивает проходимость Северного морского пути - инвестирует в безопасность, наличие коридоров во льдах для прохода судов - мы имеем еще и право взимать за проход плату.
https://svpressa.ru/war21/article/267921/