Apr 17, 2017 19:17
Как только иранские войска перешли границу Ирака, геополитическая ситуация на Ближнем Востоке кардинально изменилась. Иран стал целью ударов американской коалиции. Уже через час после начала операции сотни крылатых ракет Томагавк обрушились на иранскую территорию. Однако, иранцы к этому неплохо подготовились. Российские комплексы ПВО С-300, «Бук-М3» и «Тор-М2» сбивали каждую вторую ракету. Часть ракет выводилось из строя средствами РЭБ и они падали неизвестно где.
В целом, только 20% ракет достигали своих целей. И это были исключительно стационарные объекты, так как мобильные комплексы и вооружения Томагавки уничтожить не могли. Между тем, запас этих ракет в США катастрофически убывал. Из оставшихся 6000 ракет, при 20% эффективности попаданий, они могли поразить лишь 1200. Но при этом у США остались бы лишь считанные единицы ракет, которые никому уже какой то серьезной угрозы составить не могли. То есть все эту ударные крейсера и эсминцы УРО уже через несколько дней боев стали бы ненужным хламом.
К тому же, следует учитывать, что эти 6000 крылатых ракет были размещены на подлодках и кораблях по всему миру, а частично на складах в США. И чтобы доставить их все на Ближний Восток потребовалось бы достаточно много времени. В самом же районе боевых действий изначально имелось всего 1500 КР, 600 из которых уже были истрачены на Сирию. Так что, выпустив по Ирану 700 ракет и поразив всего 140 целей, США были вынуждены резко снизить интенсивность ударов КР.
Что касается массированных авиационных налетов на иранскую территорию, то их просто не было. Сконцентрировать крупную авиационную группу для такого удара было невозможно. Все известные аэродромы в регионе на территории Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна и Катара были уничтожены. И если до этого времени российские Калибры наносили удары только по авиабазам США и Великобритании, то Иран, после нападения на него, обрушил на эти три государства град баллистических ракет. Тяжелые боеголовки весом в тонну сносили все объекты военной инфраструктуры и сильно разрушали посадочные полосы.
Американские системы ПВО «Патриот» оказались способными сбивать лишь 25% из них. Отчасти это объяснялось тем, что самим «Патриотам» приходилось постоянно маневрировать, чтобы не попасть под удар российских Калибров, а это существенно снижало их боевую эффективность. Между тем, у Ирана имелся внушительный запас баллистических ракет, исчисляемый несколькими тысячами единиц.
В итоге в регионе не осталось действующих аэродромов. Те, что восстанавливались, сразу же разрушались следующим ударом. Самолеты пришлось рассредоточить по автомобильным трассам, причем так, чтобы не иметь на одном участке более трех машин. Иначе они легко обнаруживались со спутника или беспилотника и становились мишенью для мгновенного удара баллистическими ракетами. Тем более, эти позиции приходилось постоянно менять.
Заправка самолетов топливом и загрузка боеприпасов занимала в этих условиях очень много времени. Системы наземного управления воздушным движением были выведены из строя. Поэтому участвовать в воздушных операциях могли одновременно три, в лучшем случае шесть самолетов. Такого рода налеты не несли серьезной угрозы иранским системам ПВО, в том числе и потому, что иранская авиация могла успешно противостоять небольшим группам самолетов противника.
Пытаясь исправить ситуацию Вашингтон решил перебросить в район конфликта несколько авианосных групп. Авианосцы, находящиеся в постоянном движении, невозможно поразить баллистическими ракетами, а мощная система ПВО авианосных групп должна была защитить их от крылатых ракет противника. Первым авианосцем, который был направлен в район конфликта стал «Гарри Трумэн», имеющий 90 самолетов на борту. Этот авианосец, входящий в состав 5-ого оперативного флота обычно базировался в Бахрейне, однако, за несколько дней до американской атаки на Сирию вышел в Индийский океан. Командование флота справедливо опасалось, что на базе он станет легкой мишенью для ответного удара российских ВВС. На текущий момент авианосец находился примерно в 3000 км. от зоны конфликта вблизи о-ва Диего Гарсия.
Ему на помощь в обход Африки устремился авианосец «Теодор Рузвельт», базирующийся в Неаполе. Это путешествие должно было занять у него две недели. Пройти через Суэцкий канал у «Теодора Рузвельта» не было никакой возможности, так как в этом районе он был бы наверняка уничтожен ударами российских ПКР «Оникс» берегового комплекса Бастион, размещенного в Сирии. Вести же воздушные операции из Средиземноморья уже не было никакого смысла, так как центр боевых действий сместился в район Персидского залива, куда самолеты палубной авиации не могли бы летать даже с подвесными баками. Еще одним авианосцем, который получил приказ прибыть в зону конфликта, стал «Джордж Вашингтон» из состава 7-ого флота, находившийся в тот момент в Южно-китайском море. Ему предстояло преодолеть 7000 км, что должно было занять примерно пятеро суток.
В случае сосредоточения в районе Оманского залива трех этих авианосцев, США могли бы создать ударную авиагруппу в 250 самолетов, что позволяло им наносить массированные удары по Ирану и его войскам. Это могло решающим образом повлиять на исход войны. Однако ждать две недели и даже пять дней было слишком долго. Дополнительные самолеты были нужны американскому командованию здесь и сейчас, чтобы остановить иранские войска, двигавшиеся к саудовской границе. Поэтому не дожидаясь прибытия двух других авианосцев, «Гарри Трумэн» получил приказ выдвинуться в район Оманского залива. На этот переход ему потребовалось бы чуть более двух суток. В течении этих двух суток американские войска в Кувейте должны были задержать наступление иранцев по территории Ирака.
Нефть к тому моменту уже стоила 200 долларов за баррель. Вся нефтяная инфраструктура Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара и Кувейта были уничтожены. Поставки нефти из Персидского залива фактически прекратились. Рынок понимал, что это - не сиюминутное явление. Для восстановления нефтяной инфраструктуры региона потребуются годы. В Европе, Японии и странах ЮВА нарастала паника. Союзники требовали от США срочно прекратить конфликт. Китай по договоренности с РФ продолжал получать нефть по доступным ценам. Увеличились поставки нефти в Поднебесную из Узбекистана, Казахстана и Туркмении.
Иранская нефтяная инфраструктура тоже пострадала. Но для собственных нужд нефти пока хватало. Во-первых, в Иране были созданы крупные запасы нефтепродуктов в защищенных и замаскированных подземных хранилищах. Во-вторых, стала поступать нефть из Туркмении, Азербайджана и Казахстана по железной дороге и по Каспию. Все эти страны здорово выиграли от начала конфликта. В Турции президент Эрдоган радостно потирал руки. Как здорово, что он уклонился от войны! Поставки газа и нефти шли из России стабильно и по договорным ценам ниже рыночных. Азербайджанская нефть, идущая в Европу по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, превратилась в золотую жилу. Транзитные платежи резко возросли. Экономика Турции, до этого находившаяся в стагнации, стала набирать обороты.
война,
Россия,
Ближний Восток,
конфликт,
Сирия,
США