Карабах может инициировать процесс сближения с Ираном

Jul 15, 2013 00:21


Иран может использовать нагорно-карабахский конфликт для усиления своих позиций в регионе. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил политолог, эксперт Института стран СНГ Михаил Александров, комментируя недавнее заявление посла Ирана в Азербайджане Мохсуна Пака Айина о том, что Минская группа ОБСЕ ничего не сделала для разрешения конфликта, а сам Иран может выступить в роли посредника между сторонами и предложить свой "проект". По словам Александрова, ситуацию нужно рассматривать во всей совокупности связей и противоречий.

"Если брать отдельно Иран - крупного регионального игрока, поддерживающего связи как с Арменией, так и с Азербайджаном, то он может многое сделать. Но сейчас на Нагорном Карабахе завязаны интересы многих, причем как региональных акторов - Армении, Азербайджана, России, так и внешних - США и ЕС. Если присутствие России в регионе естественно, обусловлено исторически и попросту географически, то США и ЕС - внешние силы, преследующие свои собственные интересы. Их просто так не вытеснить, и они не допустят урегулирования конфликта по неугодному для них сценарию, только "с оговорками", на их условиях. Отдельно взятый Иран не в состоянии противопоставить себя этим мировым центрам силы", - заметил собеседник, подчеркнув, что в существующих реалиях Иран не в состоянии полноценно влиться в процесс урегулирования.

С другой стороны, по его мнению, увертюры Ирана понятны, особенно на фоне сближения Азербайджана с НАТО, а также Израилем. "В какой-то мере Иран как раз старается выместить влияние Запада, метит в лидеры региона. Тегеран намекает, что у него есть "ключик" к карабахскому урегулированию, и это было бы отчасти правдой, если бы не внешние игроки. Региональные акторы - Россия, Иран и Турция - разрулили бы ситуацию. Но здесь далеко не все гладко с Турцией - Анкара фактически нарушает российско-турецкий договор 1921 года, по которому Армения, Азербайджан и Нагорный Карабах входят в зону влияния России. Сегодня Анкара открыто поддерживает Баку, а последний в связи с этим питает иллюзии, мол, ему удастся продвинуть свою бескомпромиссную позицию. Если бы Турция соблюдала положения упомянутого договора, Азербайджану было бы гораздо сложнее "стоять на своем", - напомнил эксперт.

По мнению Михаила Александрова, для начала Тегерану следовало бы приложить усилия по изменению баланса сил в регионе. В частности, уверен эксперт, на фоне сближения Баку с Израилем и странами Запада Иран мог бы начать дрейф в сторону Нагорного Карабаха. "С учетом наращивания военного присутствия Израиля в Азербайджане, Иран мог бы создать себе поле для дипломатического маневра, наращивая свое присутствие в Карабахе. Антииранские действия Азербайджана (предоставление своей территории для шпионажа против Ирана, "порции тепла", инъектируемые в азербайджано-израильские отношения и пр.) не получают должной оценки, хотя могли бы. Правда, сам Степанакерт не проявляет энтузиазма в этом вопросе, хоть и граничит с Ираном. Политических контактов нет. Вероятно, это связано с опасениями о возможном недовольстве так называемых "иранских азербайджанцев". Хотя называть их этническими тюрками и тем более азербайджанцами не совсем верно, это, в основном, тюркоязычные иранцы. На мой взгляд, Нагорный Карабах может воспользоваться имеющейся возможностью и санкционировать сближение с Ираном", - выразил мнение эксперт Института СНГ, добавив, что такой сценарий станет увесистым сигналом Азербайджану со стороны Ирана, мол, не перегибайте палку.

Впрочем, в этом вопросе также не обошлось без подводных камней, подчеркнул аналитик. Сближение с Ирана с Арменией и Нагорным Карабахом может вызвать опасения Еревана, связанные с прогнозируемой реакцией Запада. "В Иране, возможно, опасаются, что дальнейшее сближение с Арменией, а особенно с Нагорным Карабахом будет расценено как желание расчленить Азербайджан. Впрочем, пассивная позиция за все это время ничего не дала Ирану, и, на мой взгляд, его опасения контрпродуктивны. Тегерану следовало бы разыграть активную партию", - отметил Алекасндров.

Что касается оценки иранского дипломата относительно Минской группы ОБСЕ, Михаил Александров расценил ее как не совсем верную. "Основная задача МГ ОБСЕ - не допустить возобновления военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. С этой точки зрения Минская группа сделала очень многое - на протяжении долгого времени эскалация конфликта сдерживается. Кроме того, деятельность МГ ОБСЕ позволяет контролировать конфликт дипломатическими средствами. Если бы не действующие посредники, правительству Азербайджана было бы гораздо сложнее контролировать внутренние экстремистские элементы, жаждущие войны в зоне конфликта, тогда как сейчас у Ильхама Алиева есть вполне весомый довод - несанкционированные действия поставят под угрозу переговорный процесс. Одним словом, существование Минской группы как сдерживающего фактора устраивает и Армению, и Азербайджан, и Нагорный Карабах", - заметил политолог.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, посол Ирана в Азербайджане Мохсун Пак Айин заявил, что пока не разрешится нагорно-карабахский конфликт, безопасность, а также вероятность возобновления войны будут оставаться под вопросом. Подчеркнув возможность посредничества Ирана в решении конфликта, дипломат отметил, что на это, в первую очередь, должно быть согласие Азербайджана и Армении. "В случае получения согласия обеих сторон Иран, как имеющая влияние в регионе страна, председатель Движения неприсоединения и один из активных членов Организации исламского сотрудничества, приступит к обсуждениям с соответствующими странами и предложит свой проект", - сказал Айин. Прокомментировав деятельность Минской группы ОБСЕ, посол Ирана сказал, что Минская группа до сих пор ничего не делала.

http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/azeri/1683570.html

Карабах, Иран, Минская группа, НКР, посредники, Азербайджан, Армения

Previous post Next post
Up