После второго тура выборов в Литве назревает политический кризис

Oct 30, 2012 14:44


Второй тур выборов в парламент Литвы, состоявшийся в воскресенье 28 октября, подтвердил результаты голосования, обозначившиеся в первом туре. Правящая партия Союз отечества - Литовские христианские демократы (СО-ЛХД) не смогла добиться решающего перелома в одномандатных округах и выйти на первое место. Полученные партией во втором туре 20 депутатских мандатов, обеспечили ей лишь второе место в общем зачете. СО-ЛХД будет иметь в парламенте 33 депутата. Их партнеры по коалиции, Движение либералов, лидирует в трех одномандатных округах и будет иметь в сейме 10 мест. В общей сложности две партии будут располагать в сейме всего лишь 43 голосами из 141. Таким образом, главным итогом выборов стала потеря правящей коалицией парламентского большинства.

Первое место на выборах заняла Литовская социал-демократическая партия (ЛСДП), победившая в 22 одномандатных округах. ЛСДП (лидер - Альгирдас Буткявичюс) будет иметь в сейме самую крупную фракцию общей численностью 38/39 мест. Вторая крупнейшая оппозиционная партия - Партия труда (лидер - Виктор Успасских) выигрывает выборы в 12 одномандатных округах. Она будет располагать в парламенте третьей по величине фракцией - 29 мест. Еще одна оппозиционная партия «Порядок и справедливость» (лидер - Роландас Паксас) побеждает в 5 одномандатных округах. Общая численность ее парламентской фракции составит 11 человек. Таким образом, три основные оппозиционные партии получают в сейме в общей сложности 78 мест, что обеспечивает им устойчивое парламентское большинство. Поэтому предполагалось, что эти три партии и сформируют правительство. Предварительное коалиционное соглашение между ними было достигнуто еще до выборов.

Первоначально, политический процесс, действительно шел в этом направлении. Сразу же после поступления первых результатов выборов все три партии подтвердили свое намерение создать левоцентристскую коалицию. Утром 29 октября председатель Партии труда Успасских, лидер социал-демократов Буткявичюс и глава «Порядка и справедливости» Паксас встретились в гостинице Best Western Naujasis Vilnius, где приняли решение о формировании трехпартийного правительства. Политики договорились, что пост премьер-министра займет Буткявичюс. Последний также отметил, что ЛСДП будет претендовать на пост министра финансов и министра иностранных дел. Виктор Успасских со своей стороны заявил, что его партия рассчитывает иметь 4-5 министерских портфелей, а также пост спикера парламента. Впрочем сам Успасских дал понять, что избираться на пост спикера не намерен и предпочтет получить портфель министра в новом правительстве.

Казалось бы, ничто не предвещало сюрпризов. Убедительная победа оппозиционных партий ни у кого не вызывала сомнений. Плавный переход власти от старой коалиции к новой ожидался в рамках устоявшихся конституционных процедур. Но тут в процесс формирования нового правительства неожиданно вмешалась президент Даля Грибаускайте. Во время консультаций с Буткявичюсом, посетившим президентский дворец утром 29 октября, она заявила, что в формировании правительства не может участвовать партия, которую подозревают в совершении множества грубых нарушений порядка выборов, подозревают в ведении черной бухгалтерии, лидеры которых являются обвиняемыми в уголовном деле». Речь шла о Партии труда.

Демарш Грибаускайте вызвал шок у представителей формирующейся коалиции. Такого бесцеремонного вмешательства президента в процесс формирования правительства никто не ожидал. По некоторым экспертным оценкам, Грибаускайте вышла за рамки своих конституционных полномочий, так как фактически запрещает участие в формировании правительства легально действующей партии, представленной в парламенте. Согласно решению Конституционного суда Литвы от 10 января 1998 года президент обязан обеспечить формирование правительства, поддерживаемого парламентским большинством. «Поэтому, основываясь на принципах парламентской демократии, закрепленных в Конституции, следует сделать вывод, что Президент Литовской Республики не может свободно выбирать кандидатуры премьер-министра или министров, поскольку во всех случаях назначение упомянутых должностных лиц зависит от доверия или недоверия Сейма к ним», - отмечалось в решении Конституционного суда.

По мнению бывшего председателя Конституционного суда Эгидиюса Куриса, президент «не обладает рычагами для того, чтобы запретить какой-либо партии, которая в Литве работает законно, принимать участие в различных структурах, в том числе и в исполнительной власти». В то же время, он пояснил, что президент может не согласиться с отдельными кандидатурами министров. «Это вопрос переговоров. Тут на самом деле обе стороны, все стороны должны сесть за стол переговоров. Это уже бывало в прошлом. Насколько мы помним, и бывшие президенты не всегда соглашались со всеми предложенными премьер-министром кандидатами. И бывало, что один или два кандидата… были выбракованы», - отметил Курис.

Лидер Партии труда Виктор Успасских комментируя действия президента, заявил, что, если его партия будет отстранена от формирования правительства, это будет нарушением воли избирателей. «Президент может высказывать любые позиции. Но есть Конституция, воля избирателей, и, в правовом демократическом государстве, презумпция невиновности. Все эти факторы должны действовать», - подчеркнул Успасских. При этом лидер трудовиков выразил уверенность, что руководство социал-демократов сможет выдержать давление со стороны президента. «Если соцдемы захотят пойти с консерваторами - это их право. Другое дело - мы договорились. Если они изменят свое мнение, будет нехорошо. Но я считаю, что они имеют право делать, что хотят… Наше демократическое государство должно выполнять волю людей. Я верю, что Буткявичюс сможет выдержать такое давление», - сказал Успасских.

Лидера ПТ сразу же поддержал глава партии «Порядок и справедливость» Роландас Паксас. По его словам, дальнейшие шаги по формированию коалиции будут зависеть от «политического хребта» тех политиков, которые участвуют в этом процессе. По словам Паксаса, его партия готова продолжать переговоры и после заявления президента. «Мы готовы участвовать в работе правящей коалиции и формировании правительства. Надеюсь, что наши партнеры - как социал-демократы, так и трудовики при формировании правительства будут настолько же сильными психологически, политически, как и мы», - подчеркнул Паксас.

Совершенно очевидно, что демарш Грибуаскайте не был только лишь ее личной инициативой. Ее позиция сразу же получила поддержку действующего премьер министра Кубилиуса, представляющего СО-ЛХД. Ее также поддержал председатель политического комитета СО-ЛХД, патриарх литовского национализма Витаутас Ландсбергис. Но даже не это главное. Грибуаскайте, скорее всего, действовала по указке кураторов Литвы в Евросоюзе и НАТО. В условиях углубления кризиса Евросоюза, изменение внутренней политики Литвы крайне нежелательно для европейской бюрократии по экономическим соображениям, так как это может подать «неправильный» пример другим малым странам Европы. А корректировка внешнеполитического курса Литвы в сторону налаживания отношений с Россией и другими странами СНГ было бы тоже крайне невыгодно Евросоюзу и НАТО.

По этим причинам влиятельные евроатлантические круги уже давно начали кампанию по дискредитации  Партии труда и лично Виктора Успасских. Против ПТ велись целенаправленные действия с использованием правоохранительных органов и возбуждением липовых уголовных дел. В ходе избирательной кампании Виктора Успасских пытались под надуманным предлогом снять с выборов, но безрезультатно. Тогда после первого тура выборов была проведена спецоперация, позволившая обвинить ПТ в покупке голосов избирателей. Она проводилась, скорее всего, при участии литовских или западных спецслужб. Предъявить какие-либо реальные доказательства покупки голосов со стороны ПТ правоохранительные органы не смогли, но раздутый скандал бросил на партию тень подозрений. И это было использовано президентом Грибаускайте.

Подготовленный сценарий по дискредитации и изоляции Партии труда направлен на то, чтобы навязать социал-демократам коалицию с правыми партиями. А это вынудит ЛСДП отказаться от ключевых элементов своей программы. По сути, такой маневр означал бы продолжение курса предыдущего правительства с некоторыми косметическими корректировками, а также сохранение у власти многих из тех, кто этот курс реализовывал.

Сейчас судьба Литвы оказалась в руках социал-демократов: смогут они сохранить твердость в отстаивании демократических принципов или сдадутся под натиском евроатлантической машины принуждения. Во втором случае политические и экономические перспективы страны незавидны. Ее скатывание к репрессивному авторитарному режиму в духе диктатуры Сметоны станет лишь вопросом времени.

Пока позиция руководства ЛСДП внушает определенный оптимизм. На заседании правления партии вечером 29 октября было принято решение не учитывать требование президента о формировании правящей коалиции без Партии труда. При этом лидер социал-демократов Буткявичюс озвучил компромиссное предложение, согласно которому в правительство не войдут лидер ПТ Виктор Успасских и вице-председатель Витаутас Гапшис. «Это один из обсуждаемых вопросов, я публично заявил, что мы считаем, что пока идет суд или пока предъявлены обвинения, в коалиции должна быть договоренность, что эти люди не могу занимать ответственные посты», - подчеркнул Буткявичюс. 4 ноября ЛСДП проведет заседание совета партии, на котором будет принято решение по формированию коалиции.

С со своей стороны Виктор Успасских подыграл партнерам по коалиции, заявив, что больше не претендует на должность министра и готов занять пост спикера парламента. Характерно, что у президента нет никаких возможностей повлиять на избрание спикера. Более того, находясь на этом посту Успасских получит хорошую площадку для развертывания последующей атаки на Грибаускайте с целью инициации процедуры импичмента за превышение ею конституционных полномочий. Не исключено, что эта инициатива получит поддержку большинства других партий, недовольных авторитарными методами руководства Грибаускайте.

Сейчас Литва стоит на грани политического кризиса. Как будет происходить смена власти в этой стране предсказать сложно. Возможно, Грибаускайте даст задний ход и согласится на компромисс, предложенный социал-демократами. Это позволило бы избежать политической дестабилизации. Если же президент при поддержке внешних сил станет упорствовать в своем решении, то нельзя исключать, что сформировать правительство быстро не удастся. Тогда может начаться болезненный процесс перетягивания каната между сеймом и президентом. Исход этой борьбы будет, скорее всего, не в пользу президента, но в этом случае Литве придется пройти через период политической нестабильности. Третий вариант означал бы капитуляцию социал-демократов и формирование коалиции под диктовку президента. Такой сценарий позволил бы избежать политического кризиса, но подтолкнул бы авторитарные тенденции в Литве. С другой стороны, этот сценарий означал бы потерю социал-демократами политического лица и разочарование в них значительного числа их сторонников. В этом случае дальнейшие политические перспективы ЛСДП становились бы туманными.

Нынешние события в Литве наглядно демонстрируют, что в условиях нарастания мирового экономического кризиса западные элиты уже не всегда могут придерживаться традиционных форм управления внутренней политикой подконтрольных государств даже на евроатлантическом пространстве. Они вынуждены отбрасывать демократические принципы и переходить к методам, характерным для авторитарных режимов, включая такие инструменты как политические провокации с использованием спецслужб, привлечение правоохранительных органов для давления на неугодных политиков и даже нарушение конституционных процедур. Пока это касается небольших стран, являющихся слабыми звеньями в цепи западных союзов. Тем не менее, можно ожидать дальнейшего развития этих процессов и их распространения на более крупные и влиятельные государства.

коалиция, кризис, Россия, НАТО, Евросоюз, конституционный, Успасских, Литва, Буткявичюс, выборы, Запад, Грибаускайте, Партия труда

Previous post Next post
Up