На днях в России отмечали знаменательную дату - 15-летие признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. По этому случаю президент России Владимир Путин направил президентам Южной Осетии и Абхазии поздравительные послания. В поздравлении президенту Южной Осетии он, в частности, писал: «Примите искренние поздравления по случаю 15-й годовщины международного признания независимости вашей страны. Полтора десятилетия назад Российская Федерация приняла решение о признании государственного суверенитета Республики Южная Осетия, уважая свободное волеизъявление её граждан, руководствуясь положениями Устава ООН и другими основополагающими международными документами». Аналогичный текст содержался и в послании президенту Абхазии.
Впрочем, решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии принимал не Путин, а Дмитрий Медведев, который тогда являлся президентом России и 26 августа 2008 года подписал соответствующие указы. В своем заявлении по поводу этого решения Медведев разъяснил народу России причины, побудившие его совершить данный шаг. Он, в частности, сказал: «Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами - я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии».
Удивительно, но с тех пор история, проделав замысловатый зигзаг, снова вернула Россию в точку принятия решения, аналогичного тому, что было принято 26 августа 2008 года. Заявление президента Медведева не только не утратило своей актуальности, но приобрело важнейшее политическое значение на фоне обострения ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Военно-политическая обстановка в Закавказье воспроизводится фактически один к одному. Агрессивный режим Алиева стремится зачистить Нагорный Карабах от местных жителей и присоединить эту территорию силовым путем. И снова российские миротворцы стоят на пути очередного постсоветского диктатора, возомнившего себя великим вершителем судеб народов. Встает вопрос, останется ли Россия привержена тем высоким принципам, которые были изложены Дмитрием Медведевым в заявлении от 26 августа 2008 года?
Если проанализировать данное заявление, то в нем обозначены основные причины побудившие Россию предпринять действия по обузданию грузинской агрессии и признанию независимости Абхазии и Южной Осетии. Первое на что обратил внимание Медведев было убийство грузинскими войсками граждан России, проживавших в Южной Осетии, и гибель российских миротворцев. «Ночной расстрел Цхинвала грузинскими войсками привел к гибели сотен наших мирных граждан, погибли российские миротворцы, до конца выполнившие свой долг по защите женщин, детей и стариков…», - отметил президент России.
Второе обстоятельство, на которое указал Медведев, было нарушение Грузией своих международных обязательств и договоренностей с Россией. Он пояснил, что «грузинское руководство в нарушение Устава ООН, своих обязательств по международным соглашениям, вопреки здравому смыслу развязало вооружённый конфликт, жертвами которого стали мирные люди…». Что касается Устава ООН, то здесь, видимо, имелось в виду обязательство государств-членов разрешать международные конфликты мирным путем, без применения силы или угрозы силой. Но не это было главной претензией российской стороны. Главное состояло в том, что Саакашвили нарушил договоренности между Грузией и Россией - так называемые Сочинские соглашения, которые определяли нормы совместной миротворческой операции в Южной Осетии, а также принципы урегулирования грузино-осетинского конфликта. Россия считала эти соглашения важным документом, но Саакашвили их в одностороннем порядке разорвал.
Третья причина начала российской военной операции - это предотвращение геноцида населения Южной Осетии. Как указал Медведев в своем заявлении, Саакашвили избрал «самый бесчеловечный способ добиться своей цели - присоединить Южную Осетию ценой уничтожения целого народа». По его словам: «Саакашвили избрал геноцид для решения своих политических задач. Этим он собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве». В данном случае Россия выполнила свои обязательства по международному праву и как ответственный член Совета Безопасности ООН предотвратила преступление геноцида против южных осетин.
С точки зрения российской стороны, такие действия грузинского руководства были достаточным основанием для реализации права народов Южной Осетии и Абхазии на самоопределение и создание независимых государств. «Народы Южной Осетии и Абхазии неоднократно высказывались на референдумах в поддержку независимости своих республик. Мы понимаем, что после того, что произошло в Цхинвале и планировалось в Абхазии, они имеют право решить свою судьбу сами», - подчеркнул президент России.
Если экстраполировать все эти пункты на нынешнюю ситуацию, то совершенно очевидно, что обстоятельства, побудившие Россию дать отпор грузинской агрессии, стремительно вызревают в настоящее время в ходе развития нагорно-карабахского конфликта. Если пройтись по каждому вышеперечисленному пункту из заявления Медведева, то каждый из них в полной мере проявляется в политике Азербайджана по отношению к Нагорному Карабаху.
Во-первых, угроза безопасности для граждан России и этнических русских, проживающих в Нагорном Карабахе, нарастает с каждым днем. Азербайджан прямо заявляет о своих намерениях присоединить Нагорный Карабах силовым путем. При этом присутствие российских миротворцев, как показывает опыт, не очень смущает бакинский режим. Власти Азербайджана взяли под контроль Лачинский коридор, установив незаконный КПП и проигнорировав при этом возражения российской стороны. Также продолжаются непрерывные обстрелы территории НКР со стороны азербайджанских войск, несмотря на присутствие миротворческого контингента.
Между тем, количество граждан России, проживающих в Нагорном Карабахе, вполне сопоставимо, с количеством российских граждан в Южной Осетии в 2008 году. Так, общее число граждан РФ в Нагорном Карабахе превышает 5000 человек. Там также проживает 2628 этнических русских, не имеющих российского гражданства. Защита этих людей является прямой обязанностью российского государства. Это прямо записано в Стратегии национальной безопасности РФ, где отмечается, что «защита национальных интересов и граждан Российской Федерации за пределами ее территории» является приоритетной задачей военной политики страны (параграф 40).
Второй момент - это российские миротворцы, контролирующие линию соприкосновения и защищающие карабахцев от вооруженных сил Азербайджана. С ними все просто. Миротворцы являются частью вооруженных сил России и нападение на них, согласно российской военной доктрине, является основанием для применения военной силы против агрессора. Между тем, вялотекущий конфликт между азербайджанскими военными и российскими миротворцами уже налицо. Азербайджанцы заблокировали Лачинский коридор, то есть воспрепятствовали исполнению российскими миротворцами своих функций.
Более того, блокада коридора создала препятствие для снабжения российского миротворческого контингента. То есть Азербайджан уже создал предпосылки для конфликта с миротворцами и он может произойти в любой момент. Понятно, что попытка Азербайджана ввести свои войска на территорию Нагорного Карабаха вызовет противодействие российского миротворческого контингента. Даже если российские миротворцы не решатся первыми открыть огонь по наступающему агрессору, то это сделают ополченцы Нагорного Карабаха. Так что боестолкновения азербайджанской стороне избежать не удастся и миротворцы неминуемо станут жертвами азербайджанских ударов по Нагорному Карабаху.
Третье обстоятельство - нарушение договоренностей с Россией о ходе осуществления миротворческой операции в Нагорном Карабахе. Азербайджан уже нарушил важнейший пункт Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года о свободном передвижении людей и грузов через Лачинский коридор. Продолжаются обстрелы территории Нагорного Карабаха азербайджанскими войсками. Алиевскому режиму осталось сделать всего один шаг до полного разрыва этого соглашения - ввести свои войска в зону контроля российских миротворцев.
Четвертой причиной начала российской военной операции против Грузии стало, как уже отмечалось, предотвращение геноцида южных осетин. В Нагорном Карабахе эта тема еще более актуальна. Здесь угроза геноцида нарастает с каждым днем вследствие голодной блокады Нагорного Карабаха, осуществляемой властями Баку. Азербайджанские власти не скрывают, что намерены максимально выдавить мирное население из Нагорного Карабаха еще до ввода туда своих войск с тем, чтобы представить дело таким образом, что они, мол, «сами ушли». В отличие от Саакашвили, попытавшегося решить вопрос одним махом, Алиев избрал тактику постепенного выдавливания мирного населения путем блокады и запугивания. Но такая методика осуществления геноцида вовсе не отменяет саму цель геноцида. Более «гуманный» геноцид не перестает быть геноцидом.
Поэтому перефразируя президента Медведева, президент Путин мог бы сейчас сказать: «Алиев избрал геноцид для решения своих политических задач. Этим он собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование карабахских армян в азербайджанском государстве… Мы понимаем, что после того, что произошло в Нагорном Карабахе они имеют право решить свою судьбу сами». Однако, пока мы ничего подобного не слышим, хотя угроза голода и последующего геноцида в Нагорном Карабахе возрастает с каждым днем. Так и хочется спросить: «Чего ждем?» Ведь дождемся, что люди в Степанакерте начнут умирать как в Ленинградскую блокаду. Кому-кому, а ленинградцу Путину, весь ужас этой трагедии должен быть понятнее, чем многим другим.
И еще один важный момент. В своем заявлении Медведев отметил, что Россия была «посредником и миротворцем, добиваясь политического урегулирования» грузино-осетинского конфликта. «При этом мы неизменно исходили из признания территориальной целостности Грузии», - подчеркнул он. Спрашивается, а что поменялось сейчас? Также как и в 2008 году, Россия является и посредником и миротворцем в Нагорном Карабахе, признает территориальную целостность Азербайджана. Но тогда это не помешало России выступить на защиту народа Южной Осетии, оказавшегося под угрозой этнической чистки и физического истребления.
А сейчас находятся люди, которые твердят о несовместимости статуса посредника с действиями по принуждению одной из сторон к выполнению подписанных соглашений. Находятся в России политики, эксперты и чиновники, которые со всей серьезностью заявляют, что Россия как посредник не имеет права использовать силовые средства для разблокирования Лачинского коридора. Надо вообще-то разобраться, не являлись ли эти умники противниками российской операции по принуждению Грузии к миру. Может уши еще оттуда растут. Кстати, Баку выступил тогда против российской операции и проазербайджанское лобби в России тоже. Впрочем, оно не было тогда так сильно как сейчас. А вот на сегодняшний день это лобби активно мешает действиям по реализации национальных интересов нашей страны в Закавказье.