Apr 09, 2021 13:38
В Турции проводится расследование в отношении 103 отставных адмиралов, написавших письмо в поддержку Конвенции Монтре. В письме отставные адмиралы обратились к президенту Эрдогану, выразив свое несогласие с возможным выходом Турции из данной конвенции. Эрдоган, якобы, расценил это письмо как антиправительственный заговор и приказал разобраться с фрондерами.
Споры по поводу Конвенции Монтре начались в связи с проектом судоходного канала «Стамбул», призванного связать Черное и Мраморное моря с целью разгрузить Босфор и Дарданеллы, через которые каждый год проходит более 50 тысяч различных судов, в том числе танкеры с нефтью. Маршрут канала был утверждён 5 января 2018 года, а в ближайшее время правительство Турции намерено провести тендер на его строительство. А президент Эрдоган заявил 7 апреля сего года, выступая перед депутатами правящей Партии справедливости и развития, что "независимо от того, хотят этого некоторые или не хотят, мы начинаем строительство канала и мы его завершим".
Между тем, создание канала «Стамбул» может отразиться на некоторых положениях Конвенции Монтре. Как известно, эта конвенция ограничивает общий тоннаж военных кораблей нечерноморских стран в Черном море, общим водоизмещением 45000 тонн. Для примера, это 5 американских эсминцев класса «Арли Берк». Довольно внушительная сила. В этом плане строительство канала ничего не меняет, так как данное положение относится не к черноморским проливам, а ко всему Черному морю.
Однако, есть другие ограничения, имеющиеся в Конвенции Монтре, которые не будут распространяться на канал «Стамбул». Это касается авианосцев и подводных лодок. Сейчас нечерноморские государства не могут проводить их через проливы, а со строительством канала теоретически смогут. И если современный американский авианосец не сможет войти в Черное море из-за своего большого водоизмещения (более 45000 тонн), то атомные подлодки класса «Вирджиния» вполне могут. Наличие в Черном море американских подводных лодок может создать определенную угрозу безопасности России.
С другой стороны, отказываться от Конвенции Монтре турки не будут, поскольку она дает им права контроля над Черноморскими проливами, в то время как все другие проливы в мире регулируются Конвенцией по морскому праву, которая лишила бы Турцию тех привилегий, которые она имеет сейчас. В частности - пускать или не пускать военные корабли других стран в Черное море. В других морских проливах прибрежные страны такими правами не обладают. Поэтому не видно оснований, почему Эрдоган захотел бы лишить Турцию этих особых прав.
Скорее всего, весь скандал с письмом отставных адмиралов организован самим Эрдоганом. Его задача - привлечь международное внимание к теме строительства канала и найти инвесторов. Чтобы такие инвесторы появились, Эрдогану нужно заинтересовать западные государства и, прежде всего, США. Для этого и возникла тема о применимости Конвенции Монтре к каналу «Стамбул». Эрдоган надеется, что Запад клюнет на эту удочку и даст денег. Однако, когда канал будет построен, контроль над ним будет полностью в руках Турции. То есть она будет сама решать, пропускать ли ей натовские корабли и подводные лодки, в каком количестве и за какие деньги.
В любом случае, для России выход Турции из Конвенции Монтре не несет каких-либо особых издержек. Отказ Турции от этой конвенции будет означать, что начнут действовать правила Конвенции по морскому праву. То есть Турция не сможет перекрывать движения наших военных кораблей через проливы, даже в случае войны или наличия военной угрозы для самой Турции. Сейчас Турция, если чувствует угрозу со стороны России, может перекрыть движение российских военных кораблей, но не торговых судов. Полный запрет возможен, только в случае войны России и Турции. Но понятно, что если начинается война, то никакие правила уже не действуют, по крайней мере, между воюющими сторонами.
Это, кстати, отражено в Конвенции Монтре, где записано, что если Турция вовлечена в войну, она может регулировать проход через проливы по своему усмотрению, то есть пускать любые корабли в любом количестве, а также блокировать проход любых кораблей. А поскольку Турция - член НАТО, то, в случае войны России с НАТО, положения Конвенции Монтре уже действовать не будут. И какая в этом случае для России разница есть эта конвенция или ее нет? Поэтому Конвенция Монтре имеет для России лишь ограниченную ценность. В мирное время и в условиях международной напряженности, которая еще не переросла в войну, Россия имеет от нее определенные выгоды, но также может иметь и негатив, если Турция посчитает себя под угрозой со стороны России.
В конце концов, ситуация в Балтийском море никак не регулируется какой-то специальной конвенцией, но оборона побережья России там надежно обеспечивается военно-техническими средствами. Это однако не значит, что российская дипломатия должна сидеть сложа руки. Мы должны настаивать, чтобы положения Конвенции Монтре распространялись и на канал «Стамбул». В конце концов, Турция может просто заявить, что будет соблюдать положения Конвенции Монтре применительно к каналу, поскольку это искусственное водное сооружение, которое регулируется исключительно турецкими законами.
Конвенция Монтре,
Турция,
морское право,
Стамбул