... о речи. Т.е. все мозгами понимаю, но все равно волнуюсь. Потому как за год - никаких улучшений! Т.е. вообще! Единственное что стал повторять за нами отдельные слоги. Вместе связывать - только после десятка настойчивых просьб и шантажа.
А ведь уже 2 года и полтора месяца!
Нашла в инете интересную статейку-отзыв. Копипайстю:
Надо сказать, что в остальном это был совершенно нормальный ребёнок. Физически развивался хорошо, со слухом у него тоже было всё в порядке, нашу речь понимал. Просьбы выполнял. Но не говорил! И чем дальше, тем больше это меня волновало.
подборка с форумов "
Няня.Ру: Все о детях"
Об отсутствии речи - Сенькова Ирина
Когда нашему сыну исполнился год, мы с нетерпением стали ждать, когда же ребёнок заговорит.
Год - переломный момент. Кажется, что теперь развитие пойдёт гораздо быстрее, просто семимильными шагами. Этап “ага” и “агу” был успешно пройден. В отведённое природой время наш ребёнок пускал пузыри, высовывал язык, издавал всевозможные звуки и слоги. Поэтому у нас просто не было сомнений в том, что ещё немного и слоги превратятся в слова, слова - в предложения. А там - стихи, песни, сказки…
Но не тут-то было!
Ребёнок молчал. Нет, он не совсем молчал. “Мама”, “Папа”, “Баба” и ещё несколько подобных слов составляли весь его речевой запас. И, естественно, постоянный “разговор” на своём языке.
Шло время, мы были спокойны. Думали - скоро, уже скоро.
Когда Тёме исполнилось два года, я начала волноваться. Вобщем-то в большей степени это началось благодаря родственникам и знакомым, которые вдруг начали робко намекать, что “как-то ваш мальчик долго не говорит”, “может его показать врачам?” и т.п. Мальчик на самом деле недалеко ушёл в речи за этот год, прибавилось несколько новых слов и всё. В основном “речь” состояла из выразительных жестов, мычания и “своих”, совершенно ни на что не похожих слов.
Надо сказать, что в остальном это был совершенно нормальный ребёнок. Физически развивался хорошо, со слухом у него тоже было всё в порядке, нашу речь понимал. Просьбы выполнял. Но не говорил! И чем дальше, тем больше это меня волновало.
На семейном совете было решено, что надо показать ребёнка специалистам. Лучше бы я этого не делала…Но поняла я это только гораздо позже, а тогда мне казалось, что надо срочно бежать по врачам, что -то делать, с кем-то консультироваться.
Начали с невропатолога. Осмотрев ребёнка и постучав ему по коленкам и рукам молоточком, невропатолог распросила меня о моей беременности. Не услышав ничего подозрительного, нам был выдан диагноз - здоров, отклонений не выявлено. Что касается речи, предложили попить “Энцефабол”, мол хуже от него не будет, а речевые центры может хорошо простимулировать.
Отправились к логопеду. Тёма наотрез отказался “разговаривать” с этой мрачной тётей, а тем более показывать ей на картинках где собачка., где киска, где все остальные. Зато, пока мы разговаривали с логопедом, разложил на её столе разноцветные машинки попарно по цветам: синяя с синей, красная с красной и т.п. Логопед восхитилась, но всё равно сказала, что видно сразу - у нас проблемы, и “готовьтесь мама всю жизнь дружить с логопедом, так-как проблемы у мальчика будут”. Затем написала в карте задержку речевого развития, дала массу рекомендаций велела приходить в три года.
И мы начали “лечение”. Три месяца пили “Энцефабол”. Целыми днями читали и пели. Пластилин я просто возненавидела. Везде валялась рваная бумага (полезно для развития пальчиков!). От словосочетания “пальчиковые игры” бросало в дрожь.
Ребёнок был счастлив! Никогда с ним столько не занимались!
Через три месяца я начала выдыхаться и в голову полезли первые сомнения. Результат - нулевой. Читали и пели мы с рождения, разговариваем с ним постоянно - и где, где результаты?!?
Опять к невропатологу - пейте дальше. К логопеду - ох как плохо что нет результатов! Я в тихой панике…
Ко всему прочему все дети -ровесники вдруг заговорили. Все! Сразу! Кроме нас…Но Тёму это совсем не смущало. Он совершенно свободно общался как со взрослыми, так и с детьми. Жестами он объяснял просто виртуозно. Его понимали даже незнакомые люди.
Начитавшись в интернете массу материалов о том, почему дети не говорят, выдвинули несколько гипотез. Сначала решили, что у него нет потребности “напрягаться” и говорить словами, раз его и так все отлично понимают. Решили действовать хитростью. Пару недель я отчаянно прикидывалась, что понимаю не всё, что Тёма мне говорит. Просила повторить, делала специально не то, что он меня просил и т.п. Ребёнок в ответ только злился. Я тоже.
Потом старались не выполнять его просьбы до тех пор, пока он не попытается назвать то, что ему нужно, словами. Тоже ничего не вышло. Ребёнок просто игнорировал все мои попытки упросить, уговорить, перехитрить его, и молчал.
Понимал он по-прежнему всё. Фраза просьба: “Принеси мне из той комнаты синюю чашку, которая лежит на тумбочке, и поставь её на кухонный стол” выполнялись с абсолютной точностью, из чего я делала вывод, что мою речь он понимает полностью. С умственным развитием тоже вроде всё было в порядке. Собирал мозаики, второй уровень сложности Никитинского “сложи квадрат”, рисовал, лепил червяков и рельсы J , на папином компьютере запросто загружал всё, что ему было нужно,“печаптал” письма и рассылал их всем подряд, знал весь алфавит и цифры до пяти (это единственное, что он с удовольствием за нами повторял).
И вот где-то ближе к трём годам появились едва заметные сдвиги - первые более-меннее нормальные слова типа “сок”, “суп”, “нос” и т.п. Но слов всё равно было мало. С тоской смотрела, как соседская девочка на пол-года нас младше что-то там рассказывала про уронили мишку на пол. По врачам сходили ещё раз. Были у психолога. Собирались сделать энцефалограмму.
О том, как я переживала, можно написать скорбную и тоскливую повесть. Я перепробывала всё, а результатов почти не было видно. Я уже стала привыкать к такому положению вещей…
В апреле этого года на одном из сайтов обнаружила объявление о том, что некий благотворительный фонд предлагает занятия с логопедом. Решили попробовать, тем более цена за занятия была просто смешная. В течение двадцати дней (2 раза в неделю) к нам приходила молоденькая девушка - логопед и занималась с ним по часу. Надо сказать, что эти занятия полностью развеяли мои первые сомнения в её квалификации (такая молоденькая и без опыта) и известную мне фразу о том, что раньше пяти лет с логопедом заниматься бесполезно. Девушка ползала с ним на коленках, лежала на животе на ковре. Играя, делали гимнастику для языка, играли в игрушки, причём она постоянно побуждала его повторять слова или что-то сказать. И Тёма поддался наконец-то на эти хитрости - начал понемногу повторять слова. Итогом этих занятий стали 50-60 новых слов и мало-мальски желание что-то повторять за нами и говорить "на человеческом языке". И вот…
Как всегда всё произошло неожиданно. Этим летом отправили Тёму к бабушке. Где-то через три недели в очередном разговоре с мамой услышала от неё такую фразу: “Да он говорит почти всё!” Сначала я не поняла. Кто говорит почти всё? Артём?!?
Его прорвало! Наконец-то!!! Он стал говорить. Практически всё. Пока ещё не всё чётко, не всё понятно, но он заговорил! Не знаю, что случилось. То-ли благотворная нижегородская природа и новые впечатления. То-ли другой круг общения. То-ли просто пришло его время.
Сейчас, спустя три месяца, Тёма говорит всё. Строит очень сложные фразы, длиные предложения и речевые обороты. Повторяет слова любой степени сложности. Две недели назад нас потянуло к дикламированию стихов. Всё подряд и как можно больше. Все страхи практически пропали, ну ещё бы! Конечно, надо будет позаниматься с логопедом через пол-годика - год, да и то, только ради правильной постановки звуков. Сейчас даже сложно поверить, что несколько месяцев ребёнок говорил ОЧЕНЬ плохо.
И вот о чём я думаю, спустя два года от начала моих волнений. Нигде, ни в одном журнале или книге, ни в у одного специалиста я не услышала НИ РАЗУ, что неговорящий до трёх с половиной лет ребёнок - это может быть нормальным явлением. Два с половиной - крайний срок, когда ребёнок обязан заговорить. Если нет - значит что-то с ним не впорядке. Теперь-то я знаю, что бывает совсем иначе, но это знание далось мне совсем непросто.
В процессе наших мучений я познакомилась с несколькими мамами, у которых та же самая проблема. Всем без исключения был поставлен диагноз "Задержка речевого развития", и все дети в конце-концов заговорили. Не в те сроки, которые отечественная медицина отвела для этого, а гораздо позже. И ничего, все говорят довольно хорошо. Более того, речь детей, начавших рано говорить и этих "поздних" практически не отличается.
Очень хочется пожелать родителям таких-же неторопливых и молчаливых детей - не торопитесь и не волнуйтесь напрасно. Если видите, что вашу речь ребёнок понимает, с удовольствием общается с другими детьми и взрослыми, играет в ролевые игры, вполне адекватно ведёт себя в ответ на ваши просьбы, поручения - значит ещё не пришло ещё время активной речи. А что касается диагноза "ЗРР" - по-моему его ставят практически всем детям. которые в два года не пожелали общаться с тётей-логопедом. И только на этом основании. Но даже если основания для диагноза есть - это отнюдь не приговор.
;
Так что не удивляйтесь - я теперь буду выкладывать много статей именно про развитие речи.