Конья опять же. На сей раз не моя.

Dec 22, 2011 18:22

Эту статью написала Юста, которая была со мной в Конье. Она - журналист (говорю я гордо)))). Я эти события еще не описала, но вы уже можете почитать))

Оригинал взят у nottostepback в post

«Приходите опять, пожалуйста, приходите опять.

Кто бы вы ни были,

Верующие, неверующие, еретики или язычники.

Даже если вы уже обещали сто раз

И сто раз нарушили обещание,

Эта дверь - не дверь безнадежности и уныния.

Эта дверь открыта для каждого,

Приходите, приходите, как есть».
Руми

Ислам, в последнее время, зачастую представляют, как пугающую силу, связанную с жестким фундаментализмом, репрессиями и терроризмом. Но стоит только обратиться к одному из течений ислама - суфизму и Ваше мнение об этой религии радикально изменится. Основой суфизма является не страх перед Богом, а любовь к нему.
Есть в самом центре Турции город Конья, где находится мавзолей суфийского мистика, который больше других способствовал распространению идеалов суфизма. Это Джелаладдин Руми или Мевляна, что значит наш господин. Он жил в 13-м веке, но и по сей день его книги актуальны, как никогда. Их переводят на все языки и читают повсюду. По неизвестным причинам в России более популярным и читаемым суфием является Омар Хайам, что же касается Европы и Америки, то это, безусловно - Руми.

Сторонники Руми - орден Мевлеви, так же известные как кружащиеся дервиши. Ритуал кружения - сема - помогал сосредоточить сознание на Боге, который пребывает внутри человека. Это суфийский вариант зикра (духовная практика - поминание имени Аллаха). Вот что говорит об этом один из суфийских шейхов: «Это не танец, а молитва. Все в мире кружится, от клетки до галактик и они кружатся, чтобы присоединиться к вселенской молитве.»

Но в 1925 году правительством были упразднены все мусульманские ордена, а их деятельность считалась незаконной. В 80-е годы прошлого века Турция поняла, что заинтересована в поддержке кружащихся дервишей, как фольклорной достопримечательности и сему разрешили исполнять на сцене, а сам ритуал был объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия.

Так кто же такие кружащиеся дервиши - мистический орден или только шоу, ежегодно привлекающее тысячи туристов? Остались ли в Турции настоящие последователи Мевляны? Чтобы получить ответы на эти вопросы, я отправилась в Конью, где ежегодно с 10 по 17 декабря  проходит фестиваль Шеб-и-Аруз, посвященный Джалаладдину Руми.


Я сразу знала, что не пойду на сему, которую устраивают на сцене в культурном центре для тысяч туристов. Это прекрасно, это интересно, но у меня была другая цель - найти настоящий суфийский орден, а организаторы фестиваля абсолютно открыто заявляют, что никакого отношения к религии они не имеют и это просто шоу.


Конечно, первое же место, куда я отправилась на поиски последователей Мевляны это мавзолей, где похоронен Джелаладдин Руми. В эти праздничные дни в Конье весьма людно - сюда съезжается огромное количество паломников и любопытствующих со всей Турции и из других стран, чтобы почтить память и прикоснуться к мистической силе.


В мавзолее все идут плотной толпой, нельзя фотографировать, нельзя останавливаться - можно только пройти мимо. Но в следующем зале с видом на тюрбе (гробницу), на голом полу повсюду сидят люди. Каждый думает о чем-то своем - кто-то улыбается, многие плачут, некоторые впадают в религиозный экстаз или уходят в нирвану, кто-то просто молится. Я тоже села на пол, скрестив ноги, закрыла глаза и, не являясь ярым сторонником какого бы то ни было религиозного учения, испытала очень сильное эмоциональное переживание. Возможно это звук тростниковой флейты - нэй, который слышится в Конье повсюду, увлек меня  в мистический мир суфизма. Нэй один из обязательных участников церемонии. Ее голос протяжен и казалось бы заунывен, но при звуках этой волшебной флейты на душе становится неизменно спокойно.

В мавзолее было много людей, подходящих под описание того, кого я искала, но каждый из них пришел сюда со своими мыслями и беспокоить их мне показалось довольно кощунственным. Поэтому я отправилась на улицу.

В Конье есть еще одно святое место, до которого редко доходят туристы, но человеку знающему безусловно интересно побывать - это мечеть и гробница Шемсаддина Тебризи - близкого друга Руми, основавшего орден вместе с ним. Мечеть находится в 10 минутах ходьбы от музея Мевляны. Я посидела там, посмотрела на светящиеся восторгом лица паломников и продолжила свои поиски.


Как известно, кто ищет, тот находит. Я сказала: «Хочу найти суфиев!», и я их нашла. Мы пили чай и я расспрашивала Али о том, что такое дерга. Али улыбался моим вопросам, наверняка казавшимся ему наивными, ведь его дедушка шейх ордена Мевлеви - Джелаладдин Лорас, обладающих прямой передачей права быть шейхом, начиная от самого Руми. Али улыбался и рассказывал. Так вот дерга это школа-обитель, где суфиев обучают ритуальному танцу. Обучение идет около года, параллельно с 1001 днем послушания в ордене.


За соседним столиком ребята разговаривали про предстоящий вечером зикр. И я спросила у Али могу ли я посмотреть, на что он снова улыбнулся и ответил, что я, конечно же могу стать свидетелем таинства. В последствии я поняла, что суфии очень открытые люди - они рады всем и каждому, кто хочет присоединиться, каждого в дерге принимают как самого желанного и дорогого гостя.

Меня приглашают в дом, где, традиционно, перед входом разуваются. Дом с виду не большой и обилие уже оставленной на пороге обуви наводит на размышления о том, где же там все поместились. Впрочем впоследствии оказалось, что я пришла одной из первых. Пока люди сумбурно перемещаются по дому, я успеваю заглянуть на кухню, где обнаруживаю на плите огромных размеров кастрюлю или даже чан. Внизу, помимо кухни, еще есть гостиная, наверху зал для зикра и несколько спален, где живут сами дервиши и гости.


Кстати, мое удивление насчет размеров кастрюли разрешилось уже через несколько минут, когда всех пригласили в зал для зикра, где расстелили по полу скатерти и начали трапезу. В дерге накормили около 150 человек, пришедших на церемонию. И накормили не абы как, а полноценно, включая традиционный декабрьский десерт - ашуре. По дому постоянно кто-то ходит с подносами - то с водой, то с едой, то с чаем. Это один из вариантов послушания для будущих дервишей.


После трапезы все быстро убрали (включая двери в зал и ковер в центре) и расселись по кругу. Мистическое действо продолжалось три с лишним часа. Сменялись крутящиеся дервиши и музыканты, молитвы на арабском сменялись стихами Руми на турецком, пение сменялось тишиной, звуки барабанов - тягучей музыкой нэй. Все кружилось - люди, музыка и мир. Это удивительное ощущение целостности, того, что ты един с этими людьми, един со всем миром - его сложно выразить словами. Я просидела три часа на коленях, почти не сменив позы и только в конце заметила, что у меня затекли ноги. Время будто бы остановилось. Я сидела, улыбалась, повторяла слова молитв, которые знала и была абсолютно счастлива. 




Когда церемония закончилась, все встали и начали общаться друг с другом - про жизнь, про все на свете, на разных языках, но единые в своем дружелюбии к окружающим. 
Я уходила из дерги последней, пообщавшись со всеми и заручившись приглашением на завтра - на самый важный и торжественный зикр - тот самый, 17-го декабря, в день смерти Мевляны.

Этот зикр был совсем другим - более праздничный и глубокий, но более камерный - только для своих. Здесь много молились, задавли шейхам много вопросов, много общались друг с другом и все, абсолютно каждый - участвовали в зикре, кружась по залу, взявшись за руки с именем Аллаха на устах. 


Самое используемое слово в дерге, после имени Аллаха, это слово любовь. Здесь нет фанатиков - никто с пеной у рта никому ничего не пытается доказать или навязать, никакой показухи, все предельно просто - люди уважают и любят друг друга, кто насколько может. Быт у суфиев тесно переплетается с религией, женщины с мужчинами и все это одно большое целое - жизнь.


Я, безусловно, убедилась в том, что орден Мевлеви существует. В конце я задала шейху только один вопрос: почему у меня так сильно болит сердце, так что я даже вдохнуть не могу, на что он ответил, что божественная любовь прошла через меня и отныне я всегда желанный гость в дерге.


Джелалладин Лорас, Конья, суфизм, Руми, Мевляна

Previous post Next post
Up