Мюррей Боуэн «Теория семейных систем»

Sep 13, 2015 15:33



Моя позиция базируется на убежденности в том, что человеческое поведение является частью природы и так же познаваемо, предсказуемо и воспроизводимо, как и любое другое природное явление; но при этом исследования должны быть направлены на наведение мостов с другими областями науки, а не на применение естественно-научных методов к субъективным данным о человеческом поведении.

Сегодня мы видим перед собой «эклектика», который говорит, что единой, адекватной для всех ситуаций теории не существует, а поэтому он отбирает в каждой из них то, что лучше всего подходит для данной клинической ситуации в данный момент.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ В ШИРОКОМ КОНТЕКСТЕ

Одной из главных особенностей эмоциональной системы является то, что успешное введение значимого постороннего лица в состав эмоциональной системы, находящейся в состоянии тревоги или возбуждения, может модифицировать отношения внутри системы. Имеется и другая характеристика противодействующих эмоциональных сил, которая состоит в том, что чем выше уровень напряженности или тревоги в эмоциональных системах, тем больше проявляется тенденция членов группы к сокращению внешних контактов и к внутригрупповой изоляции.

Психотерапевт с его индивидуально-ориентированным подходом является типичным представителем значимого другого.

Не очень серьезные увлечения «на стороне» могут успокоить ситуацию в семье не менее эффективно, чем индивидуальная психотерапия. Если эта связь удерживается на адекватном эмоциональном уровне, семья может оставаться спокойной и закрывать на нее глаза. В то же время, если эмоциональный вклад в любовную интригу на стороне становится слишком большим, это может оттолкнуть пациента от семьи и увеличить внутрисемейную напряженность.

Утверждение, что эмоциональность сопутствует любым отношениям, конечно, верно. Но также верно и то, что благодаря знаниям об эмоциональных системах эмоциональную напряженность можно перевести на достаточно низкий уровень.

ТЕОРИЯ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ

Хуже всего функционируют люди, у которых чувство и разум слиты наиболее тесным образом: им значительно чаще приходится сталкиваться с жизненными проблемами. Люди, которые без особого труда способны разделить чувства и разум (иными словами, имеющие высокую степень дифференциации Я), проявляют наибольшую гибкость и адаптивность в ситуациях жизненных стрессов и наиболее свободны от разного рода проблем. Все остальные попадают в промежуток между этими двумя крайностями как по соотношению чувств и разума, так и по приспособленности к жизни.

Слова «чувство» и «эмоция» используются в обычном языке и в литературе почти как синонимы. Также не видят особых отличий и между субъективностью истины и объективностью факта. Чем ниже уровень дифференциации человека, тем меньше его способность проводить различие между этими парами понятий.

ТЕОРИЯ БОУЭНА

Теория Боуэна рассматривает две основные переменные: уровень тревоги и степень интеграции Я.

Дифференциация Я. Понятие «дифференциация» характеризует людей по степени слитности или раздельности эмоционального и интеллектуального функционирования. Эта характеристика является универсальной и с ее помощью можно описать всех людей в пределах определенного континуума. В нижней части этого континуума располагаются те, у которых эмоции и интеллект слиты настолько, что их жизнь полностью управляется автоматизмами эмоциональной системы. Каким бы интеллектом они ни обладали, полностью над ними доминирует. Эти люди менее гибки, менее адаптивны, в большей степени эмоционально зависимы от окружающих. Стресс легко приводит к дисфункции, от которой потом нелегко избавиться. Они наследуют большую часть всех человеческих проблем. На другом конце континуума располагаются те, у кого интеллект и эмоции достаточно дифференцированы. Нельзя полностью отделить интеллектуальное функционирование от эмоционального, но люди, у которых интеллектуальное функционирование сохраняет относительную автономность в периоды стресса, более гибки, более адаптивны, более независимы от эмоционального настроя их окружения. Они лучше других справляются с житейскими стрессами, их жизненный путь более упорядочен и успешен, они достаточно независимы от жизненных проблем. Между этими двумя крайностями - бесконечное множество смешанных типов эмоционального и интеллектуального функционирования.

Понятие «дифференциация» не имеет прямого отношения к наличию или отсутствию симптомов. Люди с высокой слитностью эмоционального и интеллектуального сталкиваются с наибольшим количеством проблем, и наоборот. Однако бывают люди, у которых эта слитность выражена достаточно сильно, и при этом они все же сохраняют свои отношения в равновесии, никогда не испытывают сильного стресса, не демонстрируют характерной симптоматики и выглядят вполне здоровыми. Тем не менее такое приспособление к жизни стоит им больших усилий, а если в стрессовой ситуации у них развивается дисфункция, она может стать хронической. Встречаются также люди с весьма хорошей дифференциацией, у которых стресс вызывает дисфункцию, но они восстанавливаются достаточно быстро.

На том конце спектра, где доминирует слитность, интеллект настолько переполнен эмоциональностью, что весь ход жизни определяется эмоциональными процессами и переживаниями, а не убеждениями и мнениями. Интеллект существует как придаток к системе чувствования. Он может достаточно хорошо функционировать в математике или физике, или в отвлеченных областях, но когда его предметом являются личности, то функционирование передается эмоциям. Чем в большей степени жизнедеятельность организма управляется эмоциональной системой, тем больше она следует курсом любого инстинктивного поведения, несмотря на все глубокомысленные попытки доказать противоположное.

Более дифференцированная личность может погрузиться в эмоциональную сферу без опасения слиться с другими. Такой человек свободно переключается на спокойные логические рассуждения, когда необходимо принять важные для его жизни решения. Логический интеллектуальный процесс совершенно отличается от той бессодержательной вербальной интеллектуализации, которая свойственна запутавшейся в эмоциях личности.

Другой важный аспект представления о дифференциации Я - это выделение уровней «твердого Я» и «псевдо-Я».

В периоды эмоциональной близости людей их псевдо-Я сливаются друг с другом, при этом один теряет свое Я, которое переходит к другому и увеличивает его Я. Твердое Я не участвует в этом акте слияния. В любой конкретной ситуации оно говорит: «Вот это я, я в это верю, на том стою, это буду делать, а этого не буду». Твердое Я слагается из четко определенных представлений, убеждений и жизненных принципов. Они попадают в Я из жизненного опыта через процесс интеллектуального рассуждения и в результате тщательного отбора. Совершая выбор, человек становится ответственным за себя и за последствия своих действий. Каждое убеждение, каждый жизненный принцип сочетается со всеми другими, и твердое Я будет действовать в соответствии со своими принципами даже в самой жесткой и тревожной ситуации.

Псевдо-Я создается под давлением эмоций и под давлением эмоций же может быть модифицировано. Любая эмоциональная единица, будь то семья или целое сообщество, осуществляет давление на членов своей группы с целью подчинения идеалам и принципам группы. Псевдо-Я слагается из широкого круга принципов, верований, философий и знаний, которые считаются «правильными» и усваиваются потому, что этого требует группа. Поскольку эти принципы приобретаются под давлением, они бывают случайными и не сочетаются один с другим, хотя индивид и не подозревает об их противоречивости. Псевдо-Я является придатком Я в отличие от твердого Я, которое входит в Я после тщательного логического размышления. Псевдо Я - это притворное Я. Оно формируется для того, чтобы соответствовать окружению. Оно состоит из множества разнородных принципов, которые как будто находятся в гармонии с различными социальными группами, учреждениями, бизнес-сообществом, политическими партиями, религиозными группами, при этом Я не подозревает, что эти группы несовместимы друг с другом. Объединение групп происходит скорее на основе систем отношений, нежели на основе принципов. Человек может «чувствовать», что с некоторыми из этих групп «что-то не так», но не отдавать себе в этом отчета на уровне интеллекта. Твердое Я ухватывает несовместимость групп на уровне интеллекта, и решение присоединиться к ним или держаться в стороне - это результат интеллектуального процесса, состоящего в тщательном взвешивании всех достоинств и недостатков.

Псевдо-Я - это актер, оно может быть представлено многими разными Я. Список ролей обширен. Оно может прикинуться более важным или менее важным, более сильным или более слабым, более привлекательным или менее привлекательным, чем на самом деле. Для большинства людей несложно определить явное притворство, но, поскольку каждый из нас немного актер, бывает весьма трудно определить тонкое притворство. Уровень твердого Я стабилен. Псевдо-Я нестабильно и реагирует на множество разных видов социального давления и стимулов. Псевдо-Я создается по образу и подобию системы отношений, и оно является предметом обмена в системе отношений.

На основании своего опыта работы с этими понятиями я убедился, что у всех нас количество твердого Я меньше, а псевдо-Я гораздо больше, чем думает большинство из нас. В процесс слияния вовлечено именно псевдо-Я, и именно оно множеством способов отдает и заимствует, получает, обменивает и разменивает частички Я. При любом обмене человек отрывает и отдает частичку самого себя другому человеку, который прирастает ровно на ту же величину. Лучшим примером здесь служит любовь, когда каждый стремится быть таким, каким его хочет видеть другой и, в свою очередь, хочет немного изменить другого. Это и есть актерская игра и обмен своими псевдо-Я. В браке два Я сливаются в Мы, в котором один из партнеров доминирует при принятии решений или берет на себя инициативу.

Доминирующий супруг приобретает добавку к своему Я за счет другого, который столько же теряет. Этот другой, адаптирующийся к своему супругу, может делать это добровольно, либо эта уступка является результатом определенного торга. Чем легче и активнее супруги способны меняться этими ролями, тем успешнее будет брак. Обмен своими Я может происходить на кратковременной или на долговременной основе. Заимствования и обмены Я могут происходить автоматически внутри производственной группы, когда эмоциональный процесс заканчивается тем, что один из работников оказывается в позиции, уменьшающей его Я, а другие приобретают добавку к своим Я. Такой обмен своими псевдо-Я имеет форму автоматического эмоционального процесса, возникающего в результате того, что люди постоянно манипулируют друг другом, используя слабости жизненных позиций другого человека. Эти обмены могут быть краткосрочными, например, когда критика с чьей-то стороны на несколько дней выбивает вас из колеи. Это может быть также длительный процесс, например, когда один из супругов с течением времени настолько теряет свое Я, что вообще перестает принимать какие-либо решения, за чем часто следует коллапс и обезличивание, дисфункция в виде психоза или другого психического заболевания. Эти механизмы гораздо менее интенсивны при высокой степени дифференциации или низкой тревожности.

Теория семейных систем, Тревога, Боуэн Мюррей, Психология, Твердое Я и псевдо-Я, Дифференциация Я

Previous post Next post
Up