Физиологические основы приспособленности мужских особей к стрессу
Как женский организм в целом, так и все его системы, участвующие в стрессорной реакции, по сравнению с мужским 1) более чувствительны - реакция возникает при меньшей силе стимула, 2) менее устойчивы - по окончании стимуляции они дольше возвращаются к состоянию покоя.
Половые различия обнаружены в следующих стрессорных системах:
• гипофиз-адреналовая система;
• антиноцицептивная система;
• андрогены надпочечников.
Гипофиз-адреналовая система (основная гормональная система стресса) активнее у женщин. Уровень кортизола (главного гормона стресса) в состоянии покоя выше у женщин, чем у мужчин, в 2-4 раза. Реактивность гипофиз-адреналовой системы выше у женщин, чем у мужчин. Самое важное отличие - меньшая устойчивость этой системы (как и многих других) у женщин по сравнению с мужчинами. Другими словами, время, за которое уровень гормонов стресса снижается до исходных значений после прекращения действия стрессорного стимула, значительно больше у женщин, чем у мужчин. Малая устойчивость их гипофиз-адреналовой системы объясняется тем, что у женщин хуже действуют механизмы торможения по отрицательной обратной связи. В результате хронические стрессорные стимулы вызывают у женщин постоянное повышение секреции стрессорных гормонов, что приводит к нарушению нормального функционирования ЦНС и, как следствие, психики и поведения. Самым важным нарушением, характерным для женщин, являются расстройства эмоциональной сферы и различные депрессивные состояния.
Помимо чувствительности, реактивности и устойчивости гипофиз-адреналовая система женской особи отличается от мужской слабостью антиноцицептивных систем (противодействующих боли). Боль - одна из распространенных причин стресса, поэтому меньшая эффективность сопротивления ей связана с чувствительностью к стрессу. В антиноцицептивную систему животных входят: система опиатов, которые не только выделяются в кровоток в гипофизе, но и являются нейромедиаторами в спинном, продолговатом и среднем мозге, а также неопиатные нейромедиаторные и гормональные системы. Особый интерес представляет собой недавно открытая каннабиоидная система. Аналоги активных веществ конопли синтезируются в ЦНС человека и других млекопитающих и выполняют функции медиаторов. Каннабиоиды, среди прочих своих функций, участвуют в антиноцицептивной системе.
Измерение локального кровотока в головном мозге с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии показывает, что при стрессогенных нагрузках у мужчин и женщин активируются разные отделы. У мужчин наибольшие изменения отмечаются в коре больших полушарий, а у женщин - в лимбической системе. Иначе говоря, при стрессе у мужчин активируются отделы мозга, связанные с поиском решения, а у женщин - с генерацией эмоций.
Среди структур ЦНС, участвующих в стрессе, особое место занимает ядро ложа конечной пластинки. Эта структура является одним из септальных ядер (ядер перегородки) и имеет максимальное в ЦНС количество рецепторов опиатов - веществ, уменьшающих боль и вызывающих эйфорию. Ядро ложа конечной пластинки тесно связано с лимбической системой (генератором эмоций) и системами антиноцицепции. Оно значительно больше у мужчин, чем у женщин. Особенно примечательно, что различия размеров этого ядра у мужчин и женщин продолжают увеличиваться после полового созревания.
Мужской тип стрессорной реакции, означающий низкую чувствительность и высокую устойчивость, обусловлен и мужскими половыми гормонами - андрогенами. Реактивность ГАС при повторных физических нагрузках снижается у самцов, но не у самок крыс, а у кастрированных самцов реакция развивается, как у самок.
В последнее время обнаружена очень интересная роль в стрессе надпочечниковых андрогенов[404]. Дигидроэпиандростерон (ДГЭА) секретируется не только семенниками, но и корой надпочечников, а также синтезируется в ЦНС, т. е. относится к нейростероидам. Его продукция у самцов крыс в несколько раз выше, чем у самок. Введение ДГЭА, но не тестостерона восстанавливает у кастрированных самцов мужской тип стрессорной реакции. Введение ДГЭА интактным самцам повышает устойчивость стрессорной системы. У людей, страдающих постстрессорными расстройствами (например, посттравматическим синдромом), снижена концентрация ДГЭА в крови. На модели хронического стресса в результате длительного опыта поражений при социальных контактах показан анксиолитический эффект ДГЭА: восстанавливаются время и количество социальных контактов у стрессированных самцов. В организме крыс ДГЭА метаболизируется до андростерона и андростендиола. Возможно, взаимодействием этих метаболитов с рецептором ГАМК и определяется анксиолитическое действие ДГЭА, хотя последний взаимодействует и с опиатными рецепторами.
Помимо перечисленных физиологических особенностей для лучшей приспособленности мужского организма к стрессорным условиям может иметь значение такая поведенческая характеристика, как более выраженный груминг в ситуации социального стресса[405]. Женщины в это время значительно реже мужчин прикасались к лицу, голове и т. п. Возможно, такое поведение обусловлено культурными нормами, поскольку считается, что женщине почесываться не вполне прилично.
Таким образом, у мужчин существует несколько особенностей физиологии и анатомии, благодаря которым они имеют явное преимущество перед женщинами в стрессогенных обстоятельствах. При высоком уровне новизны ситуации мужчины способны действовать адекватно, выбирать соответствующую ситуации программу действия или даже вырабатывать ее. Женщины же значительно чаще мужчин демонстрируют смещенную активность.