Сущность теории удовлетворения
Психотерапия
Удовлетворение базовых потребностей имеет первостепенное значение в динамике фактического излечения или улучшения.
Установки, интересы, вкусы и ценности
В настоящее время принято относиться к установкам, вкусам, интересам и даже ценностям любого рода так, как будто они не имеют иных детерминантов, кроме местного культурного ассоциативного научения. Но нужно учитывать и внутреннюю необходимость, и влияние удовлетворения потребностей организма.
Уровень фрустрации
Поскольку высшие потребности не проявят себя на сознательном уровне, пока не будут удовлетворены низшие, более сильные потребности. В известном смысле, пока они не существуют сознательно, ощущения фрустрации возникнуть не может. Человека, перед которым стоит задача остаться в живых, не слишком заботят высшие жизненные проблемы, изучение геометрии, избирательное право, гражданские чувства, уважение; в первую очередь он озабочен более насущными вещами. Требуется определенный уровень удовлетворения низших потребностей, чтобы поднять индивида до того уровня цивилизованности, на котором он почувствует фрустрацию в отношении более масштабных личных, социальных и интеллектуальных проблем.
Следствием этого мы можем считать то, что, хотя большинство людей обречено желать того, чего они не имеют, все же есть смысл потрудиться ради более высокого уровня удовлетворения потребностей всех людей.
Если человек чувствует себя подавленным или встревоженным, для общества лучше, чтобы он беспокоился о завершении войны, нежели о том, что ему холодно или голодно. Понятно, что повышение уровня фрустрации (если можно говорить о высшей и низшей фрустрации) имеет последствия не только личностного, но и социального характера. Примерно то же самое можно сказать об уровне вины или стыда.
Случайное, бесцельное поведение и поведение с целью развлечения
Непосредственно после насыщения организм позволяет себе забыть о давлении, напряжении, нуждах и потребностях, чтобы бездельничать, предаваться праздности, расслабляться, заниматься пустяками, быть в покое, наслаждаться солнцем, украшать, чистить горшки и кастрюли, играть и развлекаться, наблюдать за незначительными вещами, быть легкомысленным и бесцельным, научиться чему-нибудь между прочим, просто так; одним словом, чтобы быть (относительно) немотивированньм.
Автономия высших потребностей
Можно наблюдать следующий феномен: если уровень этих высших потребностей достигнут, а с ним и соответствующие ему ценности и предпочтения, эти потребности могут приобрести автономный характер и перестать зависеть от удовлетворения низших потребностей.
Влияние удовлетворения
Далее следует неполный перечень феноменов, определяющим фактором которых является по большей части удовлетворение базовых потребностей.
А. Конативно - эмоциональные.
1. Ощущения физического насыщения и пресыщения по отношению к пище, сексу, сну и т. д. и, как побочные результаты этого, благополучие, здоровье, энергия, эйфория, физическое удовлетворение.
2. Ощущения безопасности, мира, защищенности, отсутствия опасности и угрозы.
3. Ощущения принадлежности, включенности в группу, отождествление себя с целями и победами группы, принятия группой и обретения места, чувства дома.
4. Ощущение того, что любишь и любим, восприятие себя как объекта, достойного любви, чувство приобщенности к любви.
5. Сознание уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства, самоуважение, уверенность, вера в себя; осознание своих способностей, успеха, компетентности, собственной силы, независимости, способности повести за собой, чувство, что ты достоин уважения.
6. Ощущения самоактуализации, полноты, самореализации, все более полного и плодотворного раскрытия ресурсов личности и ее потенциальных возможностей с последующими ощущениями развития, зрелости, здоровья и автономии.
7. Удовлетворенная любознательность, ощущение научения и приобретения все большего количества знаний.
8. Утоленная жажда познания, все более высокий уровень философского удовлетворения; движение по пути ко все более и более широкой, содержательной и единой философии или религии; глубокое осознание всеобщих взаимных связей; благоговение; преданность ценностям.
9. Утоленная потребность в прекрасном; глубокое волнение, эмоциональное потрясение, восторг, экстаз, ощущение гармонии, соразмерности, справедливости и совершенства.
10. Появление высших потребностей.
11. Временная или продолжительная зависимость и независимость от разного рода положительных раздражителей; растущая независимость и пренебрежение по отношению к низшим потребностям и низшим положительным раздражителям.
12. Ощущения аппетита и отвращения.
13. Скука и интерес.
14. Совершенствование системы ценностей; утонченность вкуса; избирательность.
15. Большие возможности и большая интенсивность приятного возбуждения, счастья, радости, восторга, удовлетворения, спокойствия, безмятежности, ликования; более богатая и более позитивная эмоциональная жизнь.
16. Более частые моменты экстаза, наивысших переживаний, ощущение оргазма, восторга и мистических переживаний.
17. Изменение уровня стремлений.
18. Изменения уровня фрустрации.
19. Движение к метамотивации и ценностям бытия (Maslow, 1964а).
Б. Когнитивные.
1. Более обостренное, более проницательное, более реалистическое познание; более адекватное восприятие реальности.
2. Совершенствование интуитивных способностей; большая способность к предвидению.
3. Мистические переживания с озарениями и инсайтами.
4. Большее сосредоточение на проблемах и реальных целях; меньшие проекции и сосредоточение на себе; когниция надличностного и надчеловеческого характера.
5. Совершенствование мировоззрения и философии (которые становятся более точными, реалистичными, менее деструктивными в отношении себя и остальных, приобретают более всеобъемлющий, интегрированный, холистический и т. п. характер).
6. Большая креативность, увеличение роли искусства, поэзии, музыки, знаний, науки.
7. Меньше негибкого, бездумного консерватизма; меньшая склонность к стереотипам, меньшая категоричность (см. главу 17); более тонкое восприятие личной уникальности, безотносительно к свойственной людям категоричности и стремлению навешивать ярлыки; меньше противоречивости.
8. Многие фундаментальные, глубинные установки (демократичность, уважение ко всем людям, привязанность к другим, любовь и уважение к людям разного возраста, пола, расовой принадлежности).
9. Более низкий уровень предпочтений привычного и потребностей в нем, в особенности в отношении значимых вопросов, меньше страха перед неизведанным и чужим.
10. Большая вероятность непреднамеренного или латентного научения.
11. Меньшая потребность в простом; большее удовольствие от сложного.
В. Черты характера.
1. Большая невозмутимость, самообладание, безмятежность, спокойствие духа (противоположность напряжения, нервозности, подавленности, ощущения своего ничтожества).
2. Доброта, сердечность, сострадание, отсутствие эгоизма (противоположность бессердечия).
3. Разумная щедрость.
4. Величие (противоположность мелочности, низости, посредственности).
5. Уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоуважение, уверенность, вера в себя.
6. Ощущение безопасности, умиротворенности, отсутствия опасности.
7. Дружелюбие (противоположность враждебности).
8. Большая устойчивость к фрустрации.
9. Терпимость, интерес и одобрение по отношению к индивидуальным особенностям людей и, следовательно, отсутствие предубеждений и общей враждебности (но не утрата здравого смысла); более глубокое ощущение духовной общности людей, товарищества, братской любви, уважения к людям.
10. Больше смелости; меньше страха.
11. Психологическое здоровье и все сопутствующие ему побочные результаты; состояние, исключающее неврозы, психопатологию личности и, возможно, психозы.
12. Большая демократичность (лишенное страха реалистическое уважение к тем, кто его заслуживает).
13. Релаксация; меньшее напряжение.
14. Большая искренность, честность, прямота; меньше лицемерия и фальши.
15. Более сильная воля; большее удовлетворение, приносимое ответственностью.
Г. Межличностные.
1. Лучший гражданин, сосед, родитель, друг, возлюбленный.
2. Зрелость и непредубежденность в отношении политики, экономики, религии, образования.
3. Уважение к детям, работающим по найму, национальным меньшинствам и другим социально слабым группам.
4. Большая демократичность, меньший авторитаризм.
5. Меньше необоснованной враждебности и больше дружелюбия, больше интереса к другим людям, способность легко солидаризироваться с другими людьми.
6. Более глубокое понимание людей, способность к более удачному выбору, например выбору друзей, любимых, лидеров.
7. Более приятный, более привлекательный, более притягательный человек.
8. Лучший психотерапевт.
Д. Разное.
1. Иное представление о рае, аде, утопии, хорошей жизни, успехе, неудаче и т. п.
2. Приближение к высшим ценностям; к высшим проявлениям «духовной жизни».
3. Изменения всех форм экспрессивного поведения (например, улыбки, смеха, выражения лица, манеры держаться, походки, почерка); тенденция к более экспрессивному поведению и уменьшению доли копинг - поведения.
4. Изменения в состояниях активности, усталости, сна, покоя, отдыха, настороженности.
5. Оптимизм, интерес к будущему (оппозиция утраты боевого духа, апатии, полной потери интереса к жизни).
6. Изменения в мечтах, фантазиях, воспоминаниях детства (Allport, 1959).
7. Изменения принципов поведения, этики, ценностей (основанные на особенностях характера).
8. Образ жизни, предполагающий отстраненность от проблем побед - пора - жений, соперничества, игры без выигрыша.