Манухина Н.М. Инструменты краткосрочной практики

Jul 25, 2014 15:54



Позиция клиента относительно проблемы
Клиент:
1. Приходит к специалисту по собственному выбору, имеет мотивацию решить проблему;
2. Признаёт, что проблема есть, и чётко описывает, в чём она для него состоит;
3. Выделяет долю своего участия в проблемной ситуации;
4. Готов действовать для улучшения ситуации.
«Жалобщик»:
1. К специалисту приходит по рекомендации или по своему выбору найти «лекаря» не себе, а для помощи другим;
2. Признаёт, что проблема (или их целый список) есть;
3. Считает себя жертвой проблемы: её виновники другие люди или обстоятельства;
4. Считает что действовать должны другие, а не он.
Визитёр:
1. К специалисту приходят вынужденно: по просьбе или назначению других: близких, других специалистов, не имеет мотивации принять помощь;
2. Он считает, что проблемы нет: ни у него самого, ни той, которую видят другие;
3. Имеет собственное представление о себе, о ситуации и своём месте в ней, а также о мнениях и мотива тех, кто его прислал или привёл к данному специалисту;
4. Не готов ни к каким активным действиям, в т.ч. совместно со специалистом.

Репрезентативные системы
1. Аудиалы
2. Визуалы
3. Кинестетики
4. Нейтралы (осмысливают информацию сразу, не соотнося ни с одной из систем чувств)

Дуализм направленности мышления
Большинство людей привычно ищут причины своих неудач. Такие люди появляются с запросом на избавление от проблем: своих или своих близких.
Сейчас растёт популярность позитивного мышления, которое основано на стремлении к. Онобольше присуще маленьким детям (до 2 лет), которые только познают мир, осваивая всё новые и новые его появления. Они больше стремятся к познанию, чем бегут от опасности. Люди, мыслящие подобным образом, мечтают о новых достижениях. В обучении обнаруживаются области дальнейшего развития. При построении намечаются результаты и критрерии их достаточности для конкретных задач. Выявляют области компетенции, способностей и талантов и ищут пути их развития. Полученные результаты обсуждают, учитывая, насколько и где они пригодятся в будущем…
Наиболее продуктивным для любой жизненной задачи является владение обеими стратегиями.

Процесс или результат
Совсем небольшая часть людей рассматривает свою жизнь, исходя из намеченных и достигаемых результатов. Им важно вводить критерии, намечать и делать конкретные шаги, сравнивать и оценивать, фиксировать и констатировать. Они конкретны, чётки. Пользуются фактами и количественными категориями. Не терпят неопределённости и неясностей. Им важно, где они находятся сейчас и где будут, если получат намеченное.
Однако множество людей описывают свою жизнь как непрерывный процесс, а отдельные ситуации - как изменчивые состояния. Им важно быть непрерывно задействованными. Пусть с неясным итогом, но обязательно в пути. Развитие преобладает над достижением. Категории используются качественные: сравнительные и относительные. Конкретности они избегают, стремясь иметь побольше свободы. Им важно скорее быть в процессе, чем иметь определённый результат.
Сочетание этих двух стратегий создаёт ощущение полноты жизни. Однако ни у одного из людей не бывает баланса 50 на 50. Всегда одна из этих стратегий присуща человеку больше.

Я / отношения / деятельность
У современных людей существует три области жизни, занимающие большую часть их мыслей и времени: личный мир, взаимоотношения с другими людьми и деятельность (учёба, работа, общественная и по увлечениям). Пересекаясь, они дают в совокупности ощущение целостности жизни. Отсутствие или малая наполненность одной из них и более вызывает такие переживания, как бессмысленно, неполнота жизни, неудовлетворённость ею. При этом у большинства людей превалирует значимость одной из областей. Если разница между ней и двумя другими велика, то направленность жизни этого человека ярко выражена: на себя лично, на отношения или на дело. Тогда остальные две области, причём обычно тоже не в равной степени, не входят в приоритеты и являются источником проблем. Если же все три области близки по значимости, то человек обычно имеет множество интересов и вариантов взаимоотношений, увлечён деятельностью, часто нескольких видов параллельно. Такие люди обычно заявляют такие проблемы, как перегрузка и усталость, «ощущение, что меня рвут / я рвусь на части», трудность расстановки приоритетов и выбора.

Манухина, Психология

Previous post Next post
Up