Русская архитектура второй половины XV и начала XVI вв
Превращение Москвы в столицу и реконструкции Кремля (1 часть)
С 1476 г. была прекращена уплата дани Золотой орде, что знаменовало начало политической независимости молодого Русского государства.
С середины XV в. русская церковь становится независимой от Византии, а после завоевания Константинополя турками (1453 г.) Москва постепенно становится идейным центром, «третьим Римом» восточно-христианского мира, особенно для южнославянских народов.
Одновременно с ростом и укреплением государственности растет политическое и культурное значение Москвы. Здесь сосредоточены органы центрального государственного и церковного управления, происходят приемы иностранных послов, собираются земские соборы. Москва становится новым центром общерусской культуры, законной наследницей древней культуры Киева, Новгорода, Владимира.
Историческая преемственность сказывается в московской архитектуре, продолжающей развивать на новой основе лучшие прогрессивные традиции древнерусского зодчества. Эта преемственность подчеркивается в заботах московского правительства о восстановлении выдающихся памятников владимиро-суздальского зодчества. В 1442 г. по распоряжению правительства производится ремонт собора в Переславле-Залесском, построенного Юрием Долгоруким в XII в., а несколько позднее под руководством московского мастера Василия Ермолина обновляются Золотые ворота во Владимире и восстанавливается Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
В новой исторической обстановке строительство монументальных каменных зданий в Москве приобретало особенно важное значение, так как архитектурный облик столицы должен был отразить силу, мощь и выдающееся международное значение Русского государства. В это время в основном сложился архитектурный комплекс Московского Кремля - города-крепости.
Рис.1. Фрагмент скульптуры Георгия Победоносца со Спасских ворот Московского Кремля(1464 г.). Зодчий В.Д. Ермолин.
Белокаменные укрепления Кремля, построенные на месте старых дубовых еще при Дмитрии Донском (1367 г.) и за сто лет своего существования неоднократно подвергавшиеся осадам и опустошительным пожарам, к середине XV в. обветшали и не отвечали новым требованиям крепостной техники. В 1462 г. они частично перестраиваются под руководством того же Василия Ермолина. От ермолинской постройки сохранились только фрагменты прекрасного по художественной выразительности трехметрового белокаменного барельефа, украшавшего главные ворота Кремля, с изображением воина Георгия Победоносца (1464 г.; рис.1). Применение скульптуры в архитектурном убранстве кремлевских башен свидетельствует о продолжении владимиро-суздальских архитектурных традиций в московском зодчестве.
Восстановление и частичная перестройка старых кремлевских укреплений оказались мерой недостаточной. Распространение и совершенствование огнестрельного оружия вызывали необходимость полной перестройки кремлевских укреплений сообразно с последним словом военной техники того времени. Введение пышного придворного церемониала, соответствовавшего новому международному положению московского великого князя как главы Русского государства, выдвинуло как серьезную и неотложную задачу также и перестройку кремлевского дворца, получившего в это время свой новый, парадный облик. Обширное строительство конца XV в. отличается от предыдущего времени значительно большим удельным весом в общем строительстве гражданских архитектурных типов - укрепленного города, каменного кремля, жилых хором и палат.
В условиях средневековья идеологические движения облекались в религиозную оболочку. На рубеже XV и XVI столетий внутри русской церковной организации шла острая идейная борьба между последователями Иосифа Волоцкого (1439-1313 гг.), так называемыми «осифлянами», и «нестяжателями», идейным вождем которых был Нил Сорский (1433-1508 гг.). Последний был сторонником отшельнической жизни, противником церковного землевладения и участия церкви в светских делах, считая, что монастырскому строительству подобает быть «немногоценным и неукрашенным», так как монахи должны были, по его мнению, жить «по пустыням». В противоположность этим устремлениям «нестяжателей» «осифляне» стремились принимать активное участие в светских государственных делах и наряду с требованием полного и безраздельного подчинения церкви государству отстаивали право монастырей на владение землей и всемерное развитие монастырского феодального хозяйства.
Идеология «осифлян», ставшая в первой половине XVI в. официальной идеологией русской церкви, оказала сильное влияние на развитие искусства того времени. Богатые монастыри вели обширное строительство гражданских и культовых зданий. В монастырском строительстве вырастали кадры талантливых зодчих и художников, как, например, упомянутый выше Василий Ермолин, тесно связанный с Троице-Сергиевым монастырем, ростовский зодчий Григорий Борисов и выдающийся художник Дионисий.
С расширением масштабов государственного и монастырского строительства наряду с белым камнем в строительстве монументальных сооружений начинают применять кирпич, который в качестве строительного материала имел ряд преимуществ по сравнению с белым камнем (известняком).Последний добывался в ограниченном количестве пунктов и должен был перевозиться на далекие расстояния, его обработка была трудоемкой и давала большой отход материала. Поэтому, начиная с XVI в., белый камень стал преимущественно применяться как материал для декоративной отделки зданий. Из тесаного камня обычно выкладывалась также цокольная часть зданий - подклеты, подвалы.
Кирпич изготовлялся разных размеров: наиболее распространенным был так называемый «большой руки», или «большемерный», размером 31 х 14 х 8 см (стены Московского Кремля), либо 30х14х7 см (Архангельский собор в Кремле). Своды выкладывались из кирпича меньшего размера, например, 29 х 11 х 7 см (Успенский собор в Кремле), толщиной в 1 или 1,5 кирпича, а стены сводчатых палат - в 3-5 кирпичей. Толщина стен рассчитывалась на погашение распора свода.
Правительство Ивана III принимало решительные меры, чтобы поднять технический уровень московского зодчества. К обширному строительству в Москве привлекались лучшие мастера из Пскова, Твери, Ростова и других городов. Однако строительство зданий большого масштаба и требования передовой военной техники в крепостном строительстве не были в достаточной мере знакомы русским мастерам того времени. Поэтому правительство решило пригласить мастеров высокой квалификации из передовой тогда в области зодчества Италии. Итальянские мастера эпохи Возрождения славились в Европе и часто приглашались в различные европейские страны.
В 1474 г. обрушился еще не законченный строительством Успенский собор - первое новое монументальное здание Кремля, воздвигавшееся под руководством московских мастеров Кривцова и Мышкина на месте разобранного старого собора времени Калиты. Мастера были предварительно посланы во Владимир, чтобы сделать обмеры древнего собора; новый собор в Кремле должен был быть на 1,5 сажени больше владимирского в ширину, длину и высоту. Следуя установившейся традиции, новый собор подобно Софийскому собору в Новгороде и Успенскому собору во Владимире строили пятиглавым, с обширными хорами в западной части.
Большое значение Успенского собора в архитектурном ансамбле Москвы было обусловлено назначением здания как усыпальницы «митрополитов всея Руси» и места совершения важнейших государственных актов, как, например, «посажения на стол» московского великого князя (до того совершавшегося во владимирском Успенском соборе), а начиная с XVI в. - коронования русских царей.
Здание уже было выведено до сводов, когда рухнула северная стена, в толще которой была устроена лестница на хоры, и часть западной стены с хорами. Вызванные исследовать причину катастрофы опытные мастера из Пскова похвалили гладкость тески камня, но признали раствор, на котором было выложено рухнувшее здание, «неклеевитым», однако сами от строительства собора отказались. Тогда правительство поручило ехавшему в Венецию русскому послу пригласить в Москву опытного Итальянского мастера. Таким оказался известный болонский архитектор Аристотель Фиораванти.
Московские заказчики желали, чтобы Фиораванти строил по-русски, и предварительно послали его во Владимир и на Север для изучения лучших сооружений древней Руси. Действительно, в Успенском соборе мы находим белокаменную кладку стен и такую типичную владимиро-суздальскую деталь, как аркатурный пояс на половине высоты стены, перспективные порталы с характерными для раннемосковского зодчества «дыньками» на колонках. Для того чтобы здание выглядело светлым и просторным внутри, в новом соборе отказались от устройства хор, как это предполагалось первоначально, и тем самым были нарушены древние традиции.
В строительстве Успенского собора (1475- 1479 гг.) было впервые применено глубокое заложение фундамента (свыше 4 м), под который предварительно были забиты дубовые сваи. Впервые также была применена механизация строительных работ: кирпич и камень поднимали вверх не вручную, а специальной подъемной машиной. Кирпич для кладки сводов и двух восточных, прямоугольных в плане столбов изготовлялся по указаниям Фиораванти: «...нашего русского кирпича уже, да продолговатее и тверже», как пишет о том летопись. Применение железных связей и системы крестовых сводов, выложенных в 1 кирпич, позволило сделать не только стены собора, но и круглые столбы-колонны, несущие центральный барабан, тонкими и стройными-«подобно древам», по замечанию летописца (рис,2).
Рис.2. Успенский собор в Московском Кремле: а - разрез; б - план.
План Успенского собора состоит из 12 одинаковых квадратов, что обусловлено применением однотипных крестовых сводов, для которых характерна концентрация распора только в отдельных местах стены, укрепленных снаружи здания лопатками-контрфорсами. Вследствие этого, а также благодаря применению железных связей в Успенском соборе стены и внутренние столбы гораздо тоньше, чем в более ранних московских сооружениях, пролет сводов больше, внутреннее пространство собора просторнее и светлее.
Эти особенности наряду с отсутствием хор создают обширное, свободное внутреннее пространство, хорошо освещенное во всех своих частях. Современники отметили, что Успенский собор построен «палатным образом», т. е. по образцу гражданских палат, и замечателен «величеством, высотою и пространством», и это прекрасно характеризует архитектуру интерьера здания. В 1514 г. собор был расписан фресками, которые позднее неоднократно переписывались.
Новым в архитектурной композиции Успенского собора было применение пяти низких и плоских апсид при трех нефах, благодаря чему алтарная часть слабо выявлена снаружи здания. Со стороны Соборной площади апсиды закрываются выступающим на восток контрфорсом (рис.3). Новый характер архитектуры Успенского собора по сравнению с соборами предыдущего времени сказался в геометрически правильном членении плана и фасада здания. Шестистолпный план уже не подчеркивает и не выделяет центрального подкупольного пространства здания и, таким образом, создает новый вариант старой крестовокупольной системы. Для того чтобы выделить композиционно центральную главу, Фиораванти сделал диаметр центрального барабана на 3 м больше угловых путем выноса его тонких стен, выложенных в 2 кирпича, на внешний периметр столбов, на которых он покоится. Вследствие членения плана на равные квадраты все деления фасада стали одинаковыми по ширине, в результате чего на Соборную площадь Кремля выходит монументальная стена, состоящая из четырех членений одинакового размера, завершенных полуциркульными закомарами. Западное крыльцо собора имеет декоративную обработку в виде двойной арочки с висячей «гирькой» посредине, получившей впоследствии широкое распространение в русской архитектуре.
Рис.3. Общий вид Успенского собора (1475-1479 гг.) в Московском Кремле. Арх. А. Фиораванти
Архитектурные членения плоскости стены здания строго геометричны, закомары сделаны по циркулю, лопатки-контрфорсы ограничены строго вертикальными прямыми. И эта особенность была отмечена нашей летописью, говорящей о строительстве здания «по правилам и кружалам», т. е. с применением линейки и циркуля. Вместе с тем в общей композиции сооружения сохраняется характерная для русской архитектуры асимметрия: его пятиглавие, так же как и в Софии новгородской, смещено на восток; несимметрично расположены и боковые порталы здания.
В архитектуре Успенского собора нет прямого повторения каких-либо элементов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения, несмотря на то, что его строителем был один из выдающихся архитекторов итальянского кватроченто. Это свидетельствует о том, что на Фиораванти оказали большое влияние величественные произведения древнерусского зодчества, по образцу которых ему было указано выстроить новый собор. Русские мастера, работавшие под его руководством, также внесли свой художественный вклад в архитектуру здания, которое, по словам летописи, «делаша наши мастеры по его указу». Работая в тесном творческом содружестве с русскими мастерами, Фиораванти сумел создать произведение, проникнутое духом Возрождения, «выдающееся по своим художественным и техническим качествам, в котором характерные особенности владимирского и новгородского зодчества получили яркое выражение и дальнейшее развитие.
Торжественный и строгий, полный внутреннего величия архитектурный облик главного собора объединенного Русского государства отличается простой, статичной композицией наружного объема, суровым лаконизмом художественных средств.
В обширном кремлевском строительстве, развернувшемся в конце XV в., участвовали также и псковские мастера, построившие Благовещенский собор - княжескую придворную церковь - и церковь Ризположения - домовую церковь московских митрополитов.
Скромное по сравнению с Успенским собором здание Благовещенского собора (1484-1489 гг.) построено вблизи великокняжеских хором, и его хоры были связаны с дворцом переходами. Первоначально здание Благовещенского собора было трехглавым. Четырехстолпное в плане, оно было выстроено на подклете и только позднее, в середине XVI в., окружено крытыми арочными галереями с четырьмя приделами по углам второго яруса. Тогда же были добавлены еще шесть глав: две на основном четверике и четыре над угловыми приделами, что значительно изменило первоначальный облик здания (рис. 4,5).
Рис.4. Благовещенский собор (1484-1489 гг.) в Московском Кремле. Современный вид.(реконструкция первоначального вида)
Рис.5. Благовещенский собор (1484-1489 гг.) в Московском Кремле. Реконструкция первоначального вида.
В XV в. это был небольшой храм, перекрытый системой ступенчатых сводов, с дополнительным ярусом кокошников вокруг центральной главы. Здание отличалось стройностью наружного объема, особенно благодаря легкому, воздушному трехглавию, отличному от монументального и статичного пятиглавия Успенского собора.
Такой же стройностью композиции обладала небольшая церковь Ризположения (1485- 1486 гг.). Ее фасады украшены пилястрами с капителями в виде полочек из трех рядов кирпича, развивающими аналогичный мотив Троицкого собора Сергиева монастыря, а на половине высоты стены помещены декоративные пояски, в которых фигурные балясинки сочетаются с красными изразцами - гончарными плитками с рельефным орнаментом. Своеобразно выполнено завершение храма, перекрытого системой пересекающихся цилиндрических сводов, на которых покоится восьмигранный в плане постамент, прорезанный световым барабаном (рис.6).
Рис.6. Церковь Ризположения в Московском Кремле.
По-видимому, те же псковские мастера выстроили в 1476-1477 гг. оригинальную по композиции Духовскую церковь в подмосковном Троице-Сергиевом монастыре. Небольшое, четырехстолпное в плане здание перекрыто системой ступенчатых сводов и первоначально завершалось вышкой-звонницей с открытыми арочными проемами, служившей одновременно и дозорной башней монастырской крепости (рис.7). Духовская церковь была первой кирпичной постройкой в монастыре (кирпич ее несколько необычных размеров - 30х20х6 см) и является наиболее древней из сохранившихся построек типа «церкви под колоколы».
Рис.7. Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря (1476-1477 гг.)
Наиболее существенной переменой в общем архитектурном облике Москвы конца XV в. было строительство нового каменного Кремля, еще более выделившее его ансамбль среди деревянной городской застройки, вследствие чего Кремль окончательно стал доминирующим центром столицы. Новые кремлевские стены и башни строились в 1485-1495 гг. Это грандиозное строительство в основном было проведено силами русских зодчих и строителей, работавших, как и в более ранние периоды, артелями, под руководством приглашенных московским правительством итальянских специалистов крепостного дела.
В основу общего плана застройки Кремля были положены белокаменные стены, сооруженные при Дмитрии Донском, и схема застройки центральной соборной площади при Иване Калите. С северо-восточной стороны Кремль был несколько расширен, и периметр его стен увеличился до 2,25 км (рис.8). Сохранение в новой застройке прежней планировки говорит о том, что новый ансамбль Кремля создавался на основе дальнейшего развития древнерусских градостроительных приемов.
Рис.8 Соборная площадь Кремля (реконструкция Л. Н. Кулага)
План Кремля, площадь которого равна примерно 27,5 га, приближается к форме треугольника, что обусловлено естественным рельефом местности - высоким холмом у слияния двух рек, на котором он расположен. На углах кремлевских стен поставлены три высокие круглые башни, выступающие за плоскость стен и замыкающие своими объемами архитектурный ансамбль Кремля. В середине каждой стороны треугольника помещены прямоугольные в плане проездные башни. Между ними и круглыми угловыми башнями расположены дополнительные башни и ворота, расстояние между которыми определялось обычно дальностью огнестрельного боя того времени. В зависимости от рельефа местности высота стен изменялась от 10 до 17 м, толщина - от 3 до 4,5 м. С внутренней стороны они имеют глухую аркаду, над которой расположена боевая площадка, идущая вдоль всей стены. Кирпичные стены Кремля имели белокаменный цоколь.
Главный въезд в Кремль был по деревянному подъемному мосту через ров и Спасские ворота, в древности носившие название Фроловских (рис.9). В XVI в. Спасские ворота были надстроены деревянной шатровой башней, в которой были помещены кремлевские куранты - большие городские часы со звоном. Современное каменное шатровое завершение Спасских ворот, как и других ворот и башен Кремля, относится к более позднему времени (XVII в.). Первоначально башни заканчивались зубцами и имели невысокую деревянную кровлю, которая шла также вдоль всей кремлевской стены.
Середину северной кремлевской стены занимали Троицкие ворота, к которым вел каменный мост, перекинутый через реку Неглинную, построенный в 1516 г., одновременно с Кутафьей башней, являвшейся предмостным укреплением. Южнее находились Боровицкие ворота (рис.10), служившие служебными дворцовыми воротами. Тайницкие ворота южной, московорецкой, стены Кремля имели потайной ход к воде и колодец на случай осады. Главные проездные башни Кремля были дополнены «отводными стрельницами» - предвратными укреплениями.
Рис.9. "Годунов чертеж" Московского Кремля (до 1605 г.)
Рис.10 Московский Кремль. Современный вид.
При впадении в Москву-реку река Неглинная отклонялась в сторону от кремлевского холма, образуя низменный мыс, который мог быть использован противником во время осады. Поэтому здесь вдоль крепостной стены был устроен ров, соединявший обе реки. Другой глубокий ров, выложенный белым камнем и кирпичом, был устроен в 1508-1516 гг. вдоль восточной стены Кремля. Путем устройства плотин на реке Неглинной рвы наполнялись водой, и Кремль превращался в укрепленный остров.
С каменными стенами и башнями, навесными бойницами-машикулями и отверстиями для подошвенного, среднего и верхнего боя, защищенный в проездах подъемными мостами, с дубовыми воротами и опускными железными решетками, Кремль стал первоклассной крепостью, одной из самых мощных в Европе.
Торжественное величие архитектурного ансамбля Кремля, расположенного в центре столицы и господствовавшего над городом, с его златоглавыми соборами, окруженными суровыми крепостными стенами и башнями, находилось в неразрывной связи с идеями государственной власти времени Ивана III.
Несмотря на то, что в строительстве Московского Кремля значительную роль играли итальянские зодчие, в его планировке и архитектурной композиции воплощены русские архитектурные и градостроительные принципы. Для итальянской архитектуры этого времени характерны симметричность композиции и плана, подчеркнутая четкость членений и пропорций отдельных сооружений. Итальянские замки-крепости имели обычно правильные геометрические планы, не всегда приспособленные к рельефу местности. Ансамбль Кремля, живописно раскинувшийся на высоком холме над Москвой-рекой, чужд замкнутости, характерной для средневековых западноевропейских замков.
Внутри кремлевских стен, кроме царских хором и соборов, были расположены монастыри и усадьбы наиболее знатных представителей боярства и духовенства. Территория Кремля была прорезана несколькими улицами с деревянными мостовыми, сходившимися к центральной Соборной площади (рис.9).
Отличительными чертами Московского Кремля являются свободная асимметрия в построении ансамбля и гармоничное сочетание разнообразных архитектурных объемов, тесно связанных с окружающим пейзажем.