Времена года

May 20, 2016 21:40



Если говорить о всемирно известных (музыкальных) «Временах года», то только три композитора писали их как единое произведение: Гайдн, Глазунов и Кейдж.

Ни одно произведение Йозефа Гайдна не приносило ему успеха столь сенсационного, как две последние оратории, созданные им в самом конце жизни: «Сотворение мира» в 1798 и «Времена года» в 1801. Оратория «Времена года» Гайдна так и задумывалось как единое произведение, и состоит из одной части.

Одноактный балет «Времена года» (фр.: Les Saisons) на музыку композитора Александра Константиновича Глазунова был создан балетмейстером Мариусом Петипа. История создания «Времён года» тесно переплетена с другим балетом этих же авторов - «Барышня-служанка» («Испытание Дамиса») - и стилистически, и хронологически. Оба балета создавались одновременно. Даже их премьеры прошли в разницей всего в три недели: первое представление «Барышни-служанки» состоялось в Петербурге, в Эрмитажном театре 17 (30) января 1900 г., а «Времена года» предстали впервые там же: в Петербурге, в Эрмитажном театре - 7 (20) февраля 1900 года. Так же, как и с предшествующим балетом, инициатором создания следующего - «Времена года» - стал директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский (1835-1909); и точно так же Всеволожский требовал создать спектакль в духе французских придворных балетов XVI-XVII веков; и как и в предшествующем балете, разработчиком либретто и балетмейстером стал Мариус Петипа, занимавший пост главного балетмейстера Петербургской императорской труппы.

В тот же 1900 год написал балет «Времена года» Джон Кейдж. «The Seasons», балет в одном действии - четыре прелюда отображают влияние традиционных для индийской эстетики представлений о сезонах: зима как покой, весна - созидание, лето - сохранение, и осень как уничтожение.

Времена года Фанца Шуберта получились так. «Прекрасная мельничиха» (нем. Die schöne Müllerin) - первый вокальный цикл Франца Шуберта на слова Вильгельма Мюллера, состоящий из 20 песен, олицетворяет весну и лето. Сочинён был в 1823 году. Через 4 года Шуберт написал второй цикл на слова того же Мюллера - «Зимний путь», состоял уже из 12 песен и олицетворял осень и зиму.

У Антонио Вивальди был сборник из двенадцати скрипичных концертов (опус 8, 1873 г.). Впоследствии, в 1875 г., первые четыре из них стали Временами года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года»).

«Времена года» - известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин, не задумывался таковым.
Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем. В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. При издании пьесы получили поэтические эпиграфы. По-видимому, инициатором этого был Бернард. В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

Сочинение «Cuatro Estaciones Porteñas», также известное как «Estaciones Porteñas» или «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы, представляют собой набор из четырёх танго-композиций, сочинённых между 1965 и 1970-м годами при разных обстоятельствах. Исполняются их как вместе, так и отдельно друг от друга. Вставив в название сочинения слово «Porteño», Пьяццолла намекал на тех, кто родился или живёт в Буэнос-Айресе, аргентинской столице, бедняков, живущих в предпортовых улочках, в обществе которых родилось аргентинское танго. «Времена года» Пьяццоллы - это не «времена года» в классическом понимании (как смена сезонов). В названии автор указывает, что речь идёт о разных периодах жизни жителя окраины столицы Буэнос-Айреса. В концертной практике исполнения произведения устоялась другая традиция - переводить название «Времена года в Буэнос-Айресе», а не «Смена времён года в жизни бедного жителя пригорода Буэнос-Айреса».

Шуберт Ф., Времена года, Гайдн Йозеф, Глазунов А.К., Музыка, Чайковский П.И., Пьяццолла, Кейдж Джордж, Вивальди Антонио

Previous post Next post
Up