Эмоциональные реакции можно разделить на первичные, вторичные и инструментальные. Первичные эмоции - это непосредственная реакция на происходящее «здесь-и-сейчас»; вторичные эмоции - это реакции или попытки совладать с той непосредственной реакцией, часто затмевающие восприятие и осознание первичного отклика, например, при супружеском конфликте чаще выражается защитный гнев, нежели чувство страха, боли или другие первичные аффекты. Инструментальные эмоции используются для управления, или манипуляции, реакциями другого.
Эмоции также могут стать дезадаптивными или усилить проблемное поведение следующими способами:
• непереработанные эмоциональные реакции могут выйти на поверхность в другом контексте и помешать разрешению актуальной ситуации. Например, переживания в нынешних отношениях у людей, в прошлом переживших насилие, оказываются окрашены паникой, связанной с опытом насилия. Болезненные эмоции часто подавляются, а не перерабатываются и интегрируются. Однако опыт показывает, что подавление - очень энергоемкий процесс, не избавляющий в итоге от эмоциональной боли;
• переполняющие эмоции, которые невозможно регулировать, могут охватить все чувства и сузить фокус восприятия. Сильный страх (он - в особенности) осуществляет такой жесткий контроль над процессом переработки информации, что все, не являющееся прямым выходом из ситуации, выпадает из области восприятия. Охваченные страхом, мы ищем только признаки опасности и способы ее избежать;
• ограничение в осознании эмоций или в их выражении может ограничивать и отзывчивость; человек оказывается в ловушке подпитывающих друг друга негативных эмоций и взаимодействий. Переживающие дистресс пары обычно взаимодействуют на уровне вторичных реактивных эмоций, которые влекут за собой негативные отклики их партнеров и таким образом поддерживают негативные эмоции.
Переживание и выражение первичных эмоций, лежащих в основании позиций во взаимодействии - таких как чувство утраты, кроющееся за гневной критикой, или беспомощность и ощущение личного провала, стоящие за отстранением, - и есть то, что способно помочь паре перейти на новый уровень эмоциональной вовлеченности и преобразовать проблемные циклы взаимодействия.
На каких эмоциях фокусироваться?
При принятии решения о том, на каких эмоциях фокусироваться, терапевт руководствуется следующими тремя принципами.
• Основное внимание уделяется самым острым и явным аспектах переживаний, возникающим в процессе терапии, например на слезах, бросающейся в глаза невербальной позе, ярком образе или выражении клиента.
• Уделяется внимание эмоциям, характерным при выражении потребностей и страхов привязанности. Гнев - обычная реакция на отсутствие отклика со стороны фигуры привязанности. За ним следуют печаль и горе, а также тоска по утраченному и беспомощность. Стыд также может свидетельствовать о том, что клиент не может попросить о чем-то, в чем нуждается, или показать свою потребность в близости. Однако в центре внимания теории привязанности находятся страх и уязвимость, которые наиболее часто являются ядерными негативными аффектами при определении неблагополучных отношений.
• Терапевт фокусируется на той эмоции, которая, на его взгляд, играет организующую роль в негативных взаимодействиях и ограничивает доступность и отзывчивость. Терапевт фокусируется на страхе, промелькнувшем в глазах отстраняющегося партнера, непосредственно перед тем, как он заявил о своей готовности уступить в ответ на жалобы своего супруга или супруги.
Вопрос о том, за какой эмоцией следовать, какую эмоцию разворачивать, оказывается более сложным в случае травмы, когда одновременно возникает множество мощных и входящих в противоречие эмоций. С типичной парой эмоционально-фокусированный терапевт обычно наминает с признания гнева, присутствующего в критике, и с тревоги и беспомощности, стоящей за отстранением, а затем прослеживает признаки страха и небезопасности привязанности.
Стадия терапии обычно определяет, на каких эмоциях и на какой глубине эмоциональных переживаний терапевт сфокусируется, будет прослеживать и работать. На начальных сессиях надо стремиться к тому, чтобы сделать явными имплицитные вторичные эмоции - например, партнер открыто признает свой гнев, вместо того чтобы перечислять ошибки супруга/супруги или свои прошлые обиды, и далее - к помещению вторичных эмоций каждого из партнеров в контекст негативного цикла их взаимодействия и признание этих эмоций. Затем терапевт будет фокусироваться на первичных эмоциях привязанности, проскальзывающих во взаимодействиях в этой паре. В середине ЭФТ терапевт будет больше фокусироваться и углублять контакт каждого из клиентов с первичными, более глубинными эмоциями - например, с беспомощностью, подпитывающей реакции гнева. Эти более глубинные эмоции обычно присутствуют имплицитно, но еще не сформулированы и/или не озвучены. Они - формирующие, направляющие. Кроме того, у людей могут быть чувства по поводу этих чувств, например, страх своего гнева или стыд своего страха. В этом случае терапевт должен обеспечить признание, подтверждение и поддержку переживаниям клиента с тем, чтобы тот смог принять свои эмоции.
Навыки и интервенции: доступ к эмоциям и их переформулирование
1. Отражение
Терапевт обращает внимание и отражает наиболее заметную в настоящий момент эмоцию. Терапевт сообщает свое понимание переживаемого и направляет внимание клиента на это переживание. Отражением является не просто эхообразное повторение или перефразирование слов клиента. Оно требует значительной концентрации со стороны терапевта и эмпатического погружения во внутренний мир клиента Терапевт прослеживает переживания клиента, перерабатывает их вместе с ним и осознает, как данный конкретный человек шаг за шагом выстраивает свои переживания. Терапевт отмечает и озвучивает изменения в потоке переживаний, например, если внезапно происходят изменения в уровне эмоциональной вовлеченности клиента или он «застревает» и не может подобрать слова.
Точное отражение позволяет клиенту почувствовать, что его слышат и с ним считаются. Таким образом, терапевтическая сессия становится безопасным пространством, а терапевт воспринимается как союзник. Подобное отражение, кроме того, направляет внимание клиента вовнутрь, обостряет восприятие собственных переживании, а также замедляет процесс межличностного общения на сессии. Отражение подчеркивает важность определенных высказываний и фокусирует терапевтический процесс. Отражение как бы поворачивает переживание к свету, так что становятся видны его новые грани. Отражение можно считать средством, помогающим клиентам ухватить и испытать нечто из их опыта, что казалось смутным или абстрактным. Оно может сгладить, а может и заострить переживания, в зависимости от того, как его использовать. Это - основной инструмент эмоционально-фокусированного терапевта, позволяющий фокусировать и направлять сессию. Хорошее отражение - первый шаг к тому, чтобы сделать переживание клиента живым, ощутимым, конкретным, точным и активным (а не воспринимать свой опыт, как нечто, происходящее со мной без моего участия).
2. Признание
Эмоционально-фокусированный терапевт доносит до клиентов, что каждый из них имеет право на свои переживания и эмоциональные реакции. При необходимости терапевт явно разграничивает переживания одного партнера и намерения и или качества другого партнера: например, один партнер с полным основанием может чувствовать себя ненавидимым, в то время как второй вовсе не испытывает ненависти. Терапевт считает, что в подобных реакциях нет ничего ненормального, иррационального, постыдного или странного. Эмпатическое отражение, применяемое с уважением и заботой, несет именно такое послание, но, кроме того, важно явным образом выразить признание и подтверждение тому, как каждый партнер чувствует себя во взаимоотношениях. Подтверждение со стороны терапевта создает ощущение безопасности, снижает общий уровень тревоги и противодействует атмосфере обесценивания и самообороны, свойственной неблагополучным парам. Признание и подтверждение также является противодействием ограниченному самовосприятию и самопредъявлению, основанному на самокритике или на ожидании осуждения со стороны других. Эмпатическое отражение и подтверждение побуждают клиентов активнее включаться в собственные переживания, которые затем можно полнее раскрыть и сформулировать.
3. Пробуждающие отражения и вопросы
Пробуждающие отклики направлены в первую очередь на предполагаемые, неясные или появляющиеся в данный момент аспекты переживаний партнера и побуждают к исследованию и вовлеченности. Слово «пробуждающие», «эвокативные» происходит от латинского глагола evocare - «призывать, вызывать». Терапевт обходит поверхностные темы в содержании беседы и обращается к эмоциям клиента. Он старается «вживую» уловить качество переживания и неявно присущие этом» переживанию элементы, расширяя эти переживания, зачастую используя пробуждающие образы. Это помогает клиенту выстроить свои переживания в более живой и дифференцированной форме.
Эти отражения предлагаются клиенту ввиду предположений так, чтобы клиент мог ощутить их, примерить, скорректировать, переформулировать или принять как есть, а не получить экспертное заключение о своих реакциях.
Такие вопросы, как: «Что с вами происходит, когда вы...», «Как вы себя чувствуете, когда слышите... или когда говорите...», «Как это для вас, когда....», - напрямую предлагают клиенту углубить собственное осознание переживаемого в данный момент. Внимание может быть сфокусировано на внутреннем переживании или на процессе взаимодействия.
Для того чтобы точнее уловить переживания клиента, терапевт может направить внимание на определенный их элемент. Это можно сделать, просто повторив значимую фразу, которую клиент обронил и
не стал на ней заостряться, или попросив клиента повторить ее самому.
Такие вмешательства приглашают партнеров к исследованию и повторной переработке их переживаний. По мере того как клиенты все больше включаются и вовлекаются в процесс переживания, начинают проявляться новые элементы, преобразующие это переживание. Пробуждающие реакции - основной инструмент терапевта, используемый для того, чтобы помочь клиенту перейти от отрицания любой эмоции или отреагирования эмоции в виде обвинения или принижения другого («Ты просто ничтожество!») к прямому признанию своего вторичного аффекта («Я на тебя очень злюсь!») и дальнейшему формулированию стоящей за ним первичной эмоции («Я становлюсь такой беспомощной. Я унижаю тебя, только бы добиться какой-то твоей реакции»).
Есть также особый тип побуждающих высказываний - когда терапевт пробуждает части личности или голос фигуры привязанности для того, чтобы расширить и переработать переживание. Терапевт может пришить противоположную часть Я клиента, чтобы высветить дилемму или углубить переживаемое. Также терапевт может призвать к голосу или говорить от лица фигуры привязанности - и таким образом дать признание и подтверждение страху, переживаемому клиентом, или дать ему «противоядие» oт затопляющего страха.
Пример
Терапевт. И вот, Эмми, одна ваша часть творит: «Не делай этого. Нe рискуй. Тебе уже делали больно раньше». Подругой части так грустно, так одиноко. Эта, вторая часть, говорит: «Ищи его, тянись к нему, дотянись до того, что тебе так нужно», так?
4. Усиление
По мере того как терапевт отслеживает внутренние и межличностные процессы, разворачивающиеся в каждом из партнеров и в паре, он также может высветить и усилить определенные реакции и взаимодействия. Обычно это те реакции и взаимодействия, которые играют решающую роль в поддержании деструктивных аспектов в отношениях пары, - впрочем, если возникают позитивные или новые взаимодействия, их также усиливают. Терапевт может использовать усиление эмоций, чтобы помочь клиентам по-новому включиться в собственные переживания и создать новый тип диалога между ними. Усиление выводит находящийся на заднем плане эмоциональный опыт в центр внимания, так что теперь его можно использовать для образования переживаний и взаимодействия. Есть несколько способов сделать это:
• повторять фразу, чтобы усилить ее значимость;
• сама манера говорить о чем-то способна усиливать переживание. Эмоционально-фокусированный терапевт обычно наклоняется вперед, замедляет и понижает тон голоса, когда хочет усилить переживаемую уязвимость и незащищенность, и повышает голос, усиливая проявления решительности;
• использовать яркие, емкие образы и метафоры, описывающие квинтэссенцию переживания;
• управлять инсценировками во взаимодействии, переводя интрапсихический опыт в плоскость общения партнеров;
• удерживать, иногда очень упорно, определенный фокус внимания. Терапевт блокирует попытки выйти или сменить направление переживаемого, не давая ослабить эмоциональную напряженность момента.
5. Эмпатическое предположение / интерпретация
Здесь эмоционально-фокусированный терапевт делает заключение об актуальном состоянии клиента и о его переживаниях, исходя из невербальных, интерактивных и контекстуальных аспектов, и помогает клиенту придать им окраску, форму, привести в соответствие со своим опытом и продвинутъ эти переживания на шаг вперед. Это делается не для того, чтобы показать психогенетические причины или паттерны, не для того, чтобы помочь клиенту более «правильным» образом интерпретировать происходящее с ним, но для того, чтобы рас-ширить и прояснить его переживания так, чтобы новые смыслы могли проявиться сами по себе, естественно. Такие догадки, предположения не являются рациональными ярлыками, которые могли бы подвести под определенную категорию и таким образом ограничить переживание, и не предназначены для того, чтобы снабдить клиента новой информацией о нем самом. Цель - создать благоприятные условия для более интенсивного переживания, из чего спонтанно возникает новое понимание, а не вызвать инсайт ради инсайта. Вмешательства, которые здесь используются, возникают из эмпатического погружения в переживания клиентов и из знаний о позициях и паттернах во взаимодействии конкретной пары. Также терапевт руководствуется теорией привязанности, дающей понимание взрослых любовных отношений, которое является основой ЭФТ.
Интерпретации делаются в предположительной манере, а партнеров активно поощряют в том, чтобы они на протяжении всей терапии направляли и поправляли терапевта.
Вмешательство в ЭФТ обычно касаются защитных стратегий, потребностей привязанности, а также ядерных катастрофических страхов и фантазий в контексте привязанности. Эти предположения говорят о потребности в самозащите, которую клиенты явным образом испытывают; они формулируют такие реакции привязанности, как беспомощное оплакивание и поиск утешения; а также помогают выразить классические человеческие страхи поглощения/порабощения, отвержения и оставленности. Отношение к себе, читающееся между строк в диалогах партнеров, например восприятие себя недостойным любви и признания, также озвучивается с помощью данного вида вмешательств. Так терапевт развивает переживания партнеров, делает явными те элементы переживаний, которые партнерам трудно формулировать или признать.
Особый вил предположений используется в ходе поворотных событий на второй стадии ЭФТ - когда терапевт перестраивает взаимодействия и создает условия, в которых отстраняющийся партнер мог бы включиться, а обвиняющий партнер - смягчиться. Эта интервенция состоит в гом. чтобы посеять «семена привязанности». Также эго форма усиления и форма подтверждения. Терапевт углубляется в
страх клиента, обнаруживая за ним потребности привязанности, заблокированные страхом. В анализе успешных случаев смягчения обвиняющего партнера эмпатическое предположение - часто встречающаяся интервенция. Данное вмешательство подтверждает безвыходность ситуации, возникающей из-за страха клиента, и дает возможность увидеть картину того, как могли бы развиваться события, если бы страх был не таким сильным. Вмешательство всегда начинается со слов «И вы вот никогда не могли...». Устремления и поведение привязанности, блокированные страхом, затем явно озвучиваются. Это вмешательство создает картину возможных попыток к сближению, которые терапевт намерен развивать в ходе терапии.
Такие вмешательства в какой-то степени бросают клиентам вызов, предлагая им возможный вариант более близких отношений, но при этом терапевт остается эмпатичным и принимающим.
Также эмоционально-сфокусированный терапевт иногда использует несколько более сложную форму предположения, называемую иносказанием (disquision) - это делается, когда у партнеров есть сильное сопротивление к исследованию своих переживаний и вышеозначенные техники оказываются неэффективными. Иносказание - это история, рассказываемая терапевтом о парах вообще или о типах супружеских проблем. Поданное как история, имеющая некоторое сходство с историей этих клиентов, или, возможно, чем-то им полезное, иносказание представляет собой метафорическое описание ключевых реакций партнеров и предположительно стоящих за ними эмоций. Такая история, поданная в повествовательной и не таящей в себе угрозы манере, показывает клиентам, что терапевт понимает межличностную и интрапсихическую реальность каждого из партнеров. Обычно это более развернутая версия той истории, которую пара предъявляет терапевту, касающаяся эмоциональных переживаний, связи между ними и того, как партнеры реагируют друг на друга. В результате такой интервенции обычно один или оба партнера идентифицируются с какими-то аспектами истории и начинают соотносить их с собственными переживаниями. Это непрямой и очень бережный способ затронуть определенные переживания с относительно закрытым клиентом или парой.
6. Самораскрытие
Это незначительная часть репертуара эмоционально фокусированного терапевта, особенно если сравнивать ЭФТ с другими гуманистическими основанными на переживании подходами. Обычно самораскрытие ограничивается определенным кругом задач - построением альянса, усилением признания и подтверждения реакций клиента или присоединением к клиентам с тем, чтобы помочь им определить составляющие их переживаний.