Когда стало известно о «саммите трех» в Никосии - Египта, Греции и Кипра, многие мировые СМИ даже не подали заявки освещение - бесплодные, и потому - бессмысленные, консультативные переговоры надоели. Понятно, когда «что-то» обсуждают мировые лидеры, а это...
И пожалели... В последний момент стало известно - тема «бесед» - установление морских границ в восточной части Средиземного моря.
И возникло недоумение - без Израиля, Ливана и Турции?
Премьер-министр и два президента не уставали повторять - их инициатива открыта для участия других стран.
Но другие - не откликнулись.
Энергетическое сотрудничество - хорошая тема, но без Израиля, у которого на шельфе самые большие запасы газа в этом регионе, без Израиля это обсуждение смысла не имеет.
Разграничение морских зон - делимитация, важная проблема, но без Израиля и Ливана - пустая трата времени.
Впрочем, были на саммите и двусторонние проблемы, которые страны попарно решают.
И лишь греческий премьер пролил свет на «изоляцию в Никосии», заявив - обсуждалось разграничение морских зон там, где это не требует сотрудничества с третьими странами.
Если на этом все и закончить, то не стоило бы и начинать.
А теперь - самое интересное.
Подписание договора о морских границах в Восточном Средиземноморье невозможно - Ливан, Турция и Сирия никогда ни на что не согласятся.
Причем, камнем преткновения станет и Ливан, на территории которого, теоретически - всего лишь 3% месторождения израильского Левиафан и нет разведанных запасов, и Турция, которая ведет себя как хозяин не только своего шельфа, но и всего побережья Кипра.
С Ливаном просто - и без договора о разделе морской поверхности существуют правила, которые вполне устраивают Израиль.
Аналогия неразделенных месторождений - газовое месторождение в Персидском заливе между Ираном и Катаром, нефтяное в Каспийском море - между Азербайджаном и Туркмении.
Израиль нанес на карту границы территориальных вод, установив, тем самым, морские границы своих газовых месторождений, и успешно добывает там газ.
Принцип прост - кто смел, тот и съел, объема хватает всем, и потому войн за разделение «миллиардов долларов» нет.
Но у Турции претензии к Кипру не столько газовые, сколько политические.
Турция объявила - она накажет итальянскую компанию Eni за бурение скважин в водах Кипра. Причина - участие Eni в разведке месторождений газа и нефти в территориальных экономических водах Государства Кипр.
Турция заявляет - полезные ископаемые Государства Кипр принадлежат всему населению острова, не только хозяевам, но и завоевателям - никем не признанному (кроме Турции и Абхазии) государству Турецкая Республика Северного Кипра.
Углеводороды Восточного Средиземноморья делят без главных игроков, хорошо понимая - разделить не удастся.
В чем-то это похоже на дележку Каспия, где любви среди соседей нет, но и желания воевать - тоже.
«Заседатели» Никосии не решали - да и не могли решить, проблем Восточного Средиземноморья.
Если посмотреть матрицу отношений между странами этого региона, над водами Средиземноморья хотя и нет раскатов орудий (или почти нет), но и согласия тоже нет - и, судя по всему, еще долгое время не будет.