Журналистика как "крыша" для шпионажа

Feb 07, 2015 13:29



В США разгорается очередной шпионский скандал с участием российских граждан. По версии Министерства юстиции США, под прикрытием Внешэкономбанка в Нью-Йорке работал агент российской разведки, формально числясь там зампредом американского отделения ВЭБ. Мало того, озвучены обвинения еще и в адрес российского государственного информагентства ТАСС: как поведала влиятельная и весьма информированная газета The Washington Post, ТАСС работает в США в интересах российской разведки - тоже в качестве «крыши» для сбора развединформации.



В общем-то, использование журналистики для прикрытия шпионской, или, если благозвучнее, разведывательной деятельности вовсе не новость. Во всяком случае, в эпоху существования СССР это дело было поставлено чуть ли не на поток. О чем, помимо прочего, свидетельствуют многочисленные провалы и побеги советских разведчиков, работавших именно под журналистской «крышей», да и чекистских мемуаров на эту тему хватает.

Особенно часто в этой связи поминались ТАСС и АПН: бывший генерал-майор КГБ Олег Калугин утверждал, что в разведывательную деятельность была вовлечена половина сотрудников ТАСС, если не больше. Опять же сразу вспоминается генерал госбезопасности Вячеслав Кеворков, который почти десять лет был заместителем генерального директора ТАСС, а затем и руководителем регионального бюро ИТАР-ТАСС в Германии, Австрии и Швейцарии - так сказать, не снимая генеральских погон со штатского мундира.

Впрочем, обратимся к первоисточникам: в советские времена вопрос о замещении должности корреспондента в том или ином зарубежном корпункте решался на уровне Политбюро или Секретариата ЦК КПСС. Конечно, большая часть этих документов все еще закрыта для исследователей, но для понимания механики процесса достаточно и того, что доступно. Вот, скажем, постановление Секретариата ЦК КПСС от 13 мая 1980 года «Об открытии отделения ТАСС в Республике Зимбабве».

Все чин чином: грифы «Совершенно секретно», «Особая папка», пункт 1-й - принять предложения ТАСС об открытии отделения этой конторы в Зимбабве. Самый интересный пункт этого постановления значится под № 2: «Установить, что должность корреспондента отделения ТАСС в Республике Зимбабве будет замещаться сотрудником Комитета государственной безопасности СССР». В пояснительных записках сообщается: поскольку в Зимбабве провозглашена независимость и пришли к власти новые силы, то «в стране, ранее не имевшей связей с СССР, складывается обстановка, которая благоприятствует нашей информационно-пропагандистской работе».

Правда, «по словам зимбабвийского руководства, там много врагов советско-зимбабвийского сотрудничества. Положение в республике напряженное, поскольку империалистические и колониалистские круги не оставляют надежды на то, чтобы повернуть развитие Зимбабве в нужное им русло». Поэтому и надо как можно скорее открыть там отделение ТАСС, что «даст возможность глубже и всесторонне освещать положение не только в Зимбабве, но и в расистской ЮАР».

При этом уточнено, что «должность заведующего отделением в Республике Зимбабве будет введена за счет упразднения вакантной должности заведующего отделением ТАСС в Чили. Имеется в виду, что должность корреспондента отделения ТАСС в Республике Зимбабве будет замещаться сотрудником КГБ СССР». Насчет Чили проговорка хороша: по крайней мере, открытым текстом сказано, кто именно работал там под «крышей» ТАСС, а вакансия - не тассовская - образовалась там после переворота 1973 года, когда оттуда попросили всех советских «журналистов-подкрышников».

Смотрим материалы за тот же 1980 год и видим еще один документ: постановление все того же Секретариата ЦК КПСС от 13 июня 1980 года «Об издательской деятельности и штатах бюро АПН в Народной Республике Кампучии». То же самое: «Установить, что должность заместителя заведующего бюро Агентства печати «Новости» в Народной Республике Кампучии замещается сотрудником КГБ СССР, который зачисляется в действующий резерв Первого главного управления КГБ СССР с распространением на него прав и льгот, установленных для сотрудников этого резерва».

Ах да, еще полставки выделяется, как значится в документе, на «техника-радиста»… Всему этому предшествовала служебная записка председателя КГБ СССР № 933-А от 16 мая 1980 года, где говорилось, что Комитет госбезопасности «полагал бы целесообразным для организации разведывательной работы, получения политической и экономической информации по Юго-Восточной Азии должность заместителя заведующего бюро АПН выделить для замещения сотрудником КГБ СССР».

Аналогичным образом 15 января 1981 года в Секретариате ЦК КПСС рассмотрен вопрос и принято решение об учреждении в польском городе Гданьске корпункта АПН. Именно Гданьск тогда был центром польского забастовочного движения, именно в Гданьске летом - осенью 1980 года был создан независимый профсоюз «Солидарность», ставший штабом антикоммунистического сопротивления.

Так что интерес КГБ здесь вполне предметен, однако нужна была удобная «крыша»: «В условиях обострившейся обстановки в ПНР и в интересах усиления нашего влияния в стране, в частности в ее северном регионе (город Гданьск и прилегающие 13 воеводств), представляется целесообразным учредить корреспондентский пункт АПН в городе Гданьске». Само собой, «должность заместителя заведующего корреспондентским пунктом Агентства печати «Новости» в городе Гданьске замещается сотрудником КГБ СССР, который зачисляется в действующий резерв Первого главного управления КГБ СССР, с распространением на него прав и льгот, установленных для сотрудников этого резерва».

Для разнообразия картины еще можно упомянуть принятое по просьбе КГБ постановление Секретариата ЦК КПСС от 27 января 1972 года «Об открытии корреспондентских пунктов журнала «Новое время» в США и в Республике Перу»: а как иначе, если «создание указанных корреспондентских пунктов обусловливается расширением связей Советского Союза с этими странами и необходимостью усиления работы в них по линии КГБ». Пресловутое «усиление работы по линии КГБ» прошло успешно: тем же постановлением корреспондентом в Нью-Йорк назначен тов. Иона Андронов, а в Лиму - тов. Владимир Чимбир.

Еще один любопытный документ, постановление Секретариата ЦК КПСС от 5 мая 1976 года, без затей переводит корпункт газеты «Известия» из Конго в Анголу «в целях создания условий для развертывания разведывательной работы и получения информации о развитии событий в Народной Республике Ангола». Тем же 5 мая 1976 года датировано и аналогичное постановление - «Об организации корреспондентского пункта газеты «Комсомольская правда» в Австрийской Республике».

Там все та же формулировка, что должность корреспондента газеты «Комсомольская правда» в Австрийской Республике замещается сотрудником КГБ, который зачисляется в действующий резерв ПГУ КГБ - со всеми положенными правами и льготами, и традиционная аргументация о «необходимости получения политической информации о положении в Западной Германии и Австрии, а также проведения работы по оказанию выгодного для Советского Союза влияния в этом регионе…».

В эпоху перестройки обходились уже без такой сопроводительной лирики. По крайней мере, в протоколе № 148 заседания Политбюро ЦК КПСС от 3 марта 1989 года сказано без затей, кратко и емко: «Установить, что должность корреспондента газеты «Комсомольская правда» в Канаде замещается офицером КГБ СССР». - Традиции, однако, давние и глубокие…

журналисты, ссср, разведка, сша, шпионаж, история

Previous post Next post
Up