Немецкие военнопленные в Норвегии в 1940 г.

May 11, 2016 10:58

Немецкие военнопленные на улицах норвежского города, май 1940 г.:


На переднем плане - трое пилотов Люфтваффе, далее - горные егеря в своих характерных кепи bergmutze с эмблемой рода войск - цветком эдельвейса.

С началом войны между Норвегией и нацистской Германии, после немецкого вторжения в Норвегию 9 апреля 1940 г., столкнувшегося с отчаянным сопротивлением норвежских вооруженных сил, а также с активным противодействием военно-морских и десантных сил Великобритании и Франции, в плену у союзников оказалось довольно значительное число германских военнослужащих. В то время, как многие из них вскоре были освобождены наступающими немецкими войсками, ситуация для тех, кто попал в плен в Северной Норвегии, складывалась по-иному. В первую очередь это касается гитлеровцев, попавших в плен в районе в Нарвика, где группировка захватчиков была вынуждена перейти к обороне против превосходящих норвежских и Союзных сил и оказалась в тяжелом положении. Взятые там военнопленные были отравлены Союзниками в тыл и оказались вне досягаемости Вермахта.

Партия пленных немцев доставлена в Харстад, май 1940 г.:


В конвое - норвежские солдаты, вооруженные винтовками Krag-Jørgensen М89/08 отечественного производства, среди немногочисленных зевак преобладают британские военнослужащие.

После того, как была собрана первая крупная партия немецких пленных, командованием 6-й норвежской дивизии было принято решение создать центральный лагерь военнопленных на маленьком необитаемом острове Скорпа (Skorpa) в муниципалитете Квенанген (Kvænangen) в графстве Тромс. Попасть на этот остров можно было только по морю, что упрощало задачу изоляции военопленных. Впрочем, ближайшие места дислокации норвежских вооруженных сил, кроме непосредственно лагерной охраны, были расположены в 10-12 часах пути от лагеря.

Остров Скорпа, где находился норвежский лагерь для немецких военнопленных, современный вид:


Первые доставленные в лагерь пленные немцы были размещены в армейских палатках, рассчитанных на 16 человек каждая. К маю 1940 г. началось строительство деревянных бараков, при чем основной рабочей силой стали сами пленные под руководством гражданских норвежских мастеров. Единовременно в строительных работах принимали участие не менее 100 заключенных, большая часть которых работала под конвоем за пределами огороженной колючей проволокой территории лагеря. Строительство велось под руководством 2-го лейтенанта норвежских инженеров (фамилия?). Выстроенные бараки должны были обеспечить военнопленных надлежащим жильем "на следующую зиму" - так что перспективы Норвежской кампании командование Союзников представляло себе на тот момент вполне оптимистично.

Все немцы, захваченные в Северной Норвегии, должны были быть собраны в лагере Скорпа. Среди заключенных были военнослужащих всех трех видов вооруженных сил нацистской Германии - сухопутных сил (Das Нeer), Люфтваффе и Кригсмарине. Помимо военнослужащих, в лагере содержались и гражданские лица - моряки траулеров и торговых судов, потопленных или захваченных у северного побережья Норвегии. При этом подчеркивалось, что гражданские немцы были размещены вместе с военнопленными "в качестве временной меры, из-за отсутствия специального лагеря для их интернирования". Считается, что всего через лагерь в Скорпа прошли более 500 немцев.
Старшим по званию немецким заключенным в лагере был Fregattenkapitän Альфред Шульце-Хинрикс (Alfred Schulze-Hinrichs), который был захвачен в плен после того, как его эсминец "Erich Koellner" был потоплен Союзниками 13 апреля во время знаменитого морского сражения в фиордах под Нарвиком. Наряду с 154 другими военнопленными он первоначально был отправлен во временный лагерь для военнопленных и интернированных в крепости Vardøhus в графстве Финнмарк на 1382-тонном норвежского парохода "Nova". В крепости Vardøhus их продержали с 24 апреля по 13 мая, после чего 155 немцев были отправлены на остров Скорпа, опять же на пароходе "Nova".

Норвежская крепость Vardøhus, где в апреле 1940 г. содержались пленные гитлеровцы:


По пути к ним присоединились еще 25 пленных, которые были приняты на борт в порту Хаммерфест на западе графства Финнмарк. Интересно, что во время перехода из Финнмарка в Скорпа транспорт с военнопленными сопровождал патрульный корабль Королевских ВМС Норвегии "Ingrid" - тоже своего рода военнопленный, захваченный норвежцами немецкий траулер, включенный ими в состав своего флота.
Пленные немцы продолжали прибывать в лагерь до начала июня 1940 г. Среди них преобладали военнослужащие Вермахта, которые были захвачены на линии фронта под Нарвиком, а также экипажи сбитых самолетов. Однако встречались и гитлеровцы, взятые в плен при упорной обороне оставшихся на южном побережье Хельгеланда (Helgeland) очагов норвежского сопротивления, которых норвежцы с большими предосторожностями доставляли в лагерь Скорпа буквально через линию фронта, в обход расположения немецких войск. Это было рискованной, но осуществимой операцией, т.к. в суровых условиях норвежской природы непрерывной линии противостояния не существовало.
Восемь из содержавшихся в лагере немецких летчиков были захвачены, когда два немецких поплавковых гидросамолета Heinkel He 115, возвращаясь после неудачной попытки прорваться в Нарвик 13 апреля 1940 г., "сожгли" все горючее и совершил посадку в районах Ørnes и Brønnøysund соответственно. Экипажи во главе с Leutnant zur See Йохимом Воглером (Joachim Vogler) и Oberleutnant zur See Бренером (Bärner) были взяты в плен местными норвежскими силами самообороны, а оба самолета переданы в целости и сохранности в морскую авиацию Королевских ВМС Норвегии.

Трофейный Heinkel He 115 с опознавательными знаками британских RAF (фотографий захваченных норвежцами машин найти не удалось):


Охрану лагеря для военнопленных в Скорпа осуществляли 80 норвежских военнослужащих. 45 из них были "не нюхавшими пороха" резервистами из состава территориального батальона Varanger из восточного Финнмарка, в то время как остальные 35 имели боевой опыт - это были солдаты, которые после крушения норвежской обороны в южных районах страны сумели пробраться в Северную Норвегию через нейтральную Швецию. Приказом командующего норвежскими войсками в графстве Финнмарк подполковника (oberstløytnant) Эдварда Оса (Edvard Os) комендантом лагеря в начале мая 1940 г. был назначен капитан Рэй Сандберг (Rei Sandberg).

За во время существования лагеря двое заключенных погибли. Один моряк германского торгового флот был убит шальной пулей во время вспыхнувших в лагере в мае 1940 г. беспорядков, когда охрана была вынуждена открыть предупредительный огонь. Летчик Oberleutnant Ханс Хаттенбах (Hans Hattenbach), штурман с одного из захваченных норвежцами 13 апреля 1940 г. гидросамолетов Не115, был застрелен 6 июня часовым (кстати, добровольцем из Финляндии, воевавшим за Норвегию), когда опасно приблизился к ограде лагеря и не отреагировал на приказ остановиться. Инцидент был расследован норвежскими военными, и действия охранника признаны обоснованными; Хаттенбаха похоронили с воинскими почестями в присутствии 30 заключенных и норвежского почетного караула из 14 солдат.

5 июня 1940 года комендант лагеря капитан Рэй Сандберг получил телефонный запрос от военного командования района Финнмарк подсчитать находящихся под его охраной пленных пилотов Люфтваффе. На тот момент их было 40 человек, однако в тот же день в лагерь был доставлен еще 51 пленный немец, 19 из которых являлись авиаторами. Таким образом, когда вечером того же дня поступил приказ отконвоировать гитлеровских летчиков в Харстад (Harstad) для допроса в штаб-квартиру британских вооруженных сил в Норвегии, в лагере Скорпа насчитывалось 59 служащих Люфтваффе. Норвежцы отдавали себе отчет, что переданных британским союзникам пленных немецких летчиков они могут больше не увидеть, поэтому командованием района Финнмарк было принято решение отправить в Харстад 40 пленных требуемой категории, а не всех 59. Тем не менее, 40 посланных британцам из лагеря Скорпа пленных немецких авиаторов были отобраны по старшинству званий, в том числе - всех пилоты. Как и предполагали норвежцы, ни один из этих пленных никогда не достиг Харстада. Вместо этого они были погружены на английские корабли и вывезены в Великобританию, когда Союзники несколькими днями позднее эвакуировались из Северной Норвегии.
Вскоре после этого норвежские подразделения, охранявшие лагерь, получили приказ готовиться к отправке на фронт. Впрочем, прежде чем этот приказ мог быть исполнен, в 01:30 8 июня лагеря достигло сообщение о предстоящей капитуляции Норвегии.

Значительная часть норвежских охранников покинула остров Скорпа 10 июня 1940 г. на двух рыболовецких судах и отправилась в военный лагерь Altagård в муниципалитете Альта, где им самим предстояло сложить оружие перед гитлеровскими захватчиками. Немецким пленным объявили о капитуляции Норвегии поздним вечером 12 июня, после чего они были освобождены из-под стражи и вывезены из лагеря под руководством своего "старшины" фрегаттенкапитана Шульце-Хинрикса на норвежских пароходах "Barøy" и "Tanahorn". Первоначально они были отправлены в порт города Тромсе "для помывки и дезинсекции". Тромсе не был оккупирован немецкими войсками вплоть до 14 июня, и бывшие немецкие пленные в это время продолжали оставаться под контролем норвежских властей. Последние солдаты охраны из батальона Vranger покинули лагерь 15 июня, а комендант и офицеры - только 19 июня 1940 г.

Старший из немецких военнопленных, содержавшихся в лагере Скорпа, фрегаттенкапитан Шульце-Хинрикс (более позднее фото):


Многие из норвежских военнослужащих, охранявших лагерь в Скорпа, отказались принять капитуляцию и ушли через горы в Швецию или скрывались на территории своей страны, чтобы избежать немецкого плена. Комендант лагеря капитан Сандберг был арестован гестапо в Тронхейме 28 июня 1940 года. Оккупанты предъявили ему обвинения в "плохом обращении с заключенными, находившимися под его охраной".
Действительно, режим содержания немецких пленных в Норвегии можно назвать скорее жестким: норвежские охранники видели в них врагов своей страны и, как правило, не были склонны проявлять снисхождение. В то же время в лагере Скорпа не было отмечено документально зафиксированных случаев произвола охраны или администрации, в отношении пленных в общем соблюдались требования Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1929 г. Немецкие военнопленные и интернированные получали достаточное питание и медицинское обеспечение, однако сталкивались с проблемами в отношении личной гигиены, вынужденные применять "для всего, кроме питья" морскую воду и рассчитывать только на ту одежду, которая была у них на момент захвата в плен.
Продержав бывшего коменданта лагеря Скорпа под арестом до 5 августа 1940 г., немецкие оккупанты в конечном итоге отпустили его, признав, что он действовал в отношении пленных немцев в соответствии с законами и обычаями войны.
_________________________________________________________________перевод и обработка: М.Кожемякин

Литература по теме:
- Ronald Cohn, Jesse Russell. Skorpa Prisoner of War Camp.
- World War II Prisoner of War Camps: Burma Railway, Colditz Castle, Stalag Luft III, Oflag IV-C, Attempts to Escape Oflag IV-C, Douglas.

фотографии, военная история

Previous post Next post
Up