Перевод статьи итальянского автора Даниэле Нотаро (Daniele Notaro) с ресурса
https://tanks-encyclopedia.com/, посвященной участию итальянских танкистов в скоротечной агрессии фашистской Италии против Королевства Албания незадолго до Второй мировой войны.
Королевство Италия (1939).
7 апреля 1939 года вооруженные силы Королевства Италия вторглись в маленькое Албанское Королевство. В состав наступающих сил входили бронетанковые части, которые приняли участие в немногочисленных боестолкновениях, произошедших в течение этой трехдневной кампании.
Все подразделения были оснащены танкетками Carri Armati L3/35 (3-тонные танкетки образца 1935 года), которые составляли основу итальянских бронетанковых войск до 1940 года. Им удалось выполнить боевые задачи исключительно благодаря отсутствию у албанских войск противотанкового оружия.
Carri Armati L3/35 из Raggruppamento Carri d'Assalto (Танковой наступательной группировки) "D'Antoni" после выгрузки с корабля в Дурресе.
Отношения между Албанией и Италией до 1939 года.
Отношения между Королевством Италия и Албанией в течение большей части начала двадцатого века считались тесными и даже партнерскими. Во время Первой мировой войны итальянские войска были размещены в Албании для борьбы с Центральными державами, а Лондонский договор, подписанный между Италией и Антантой в 1915 году, включал положение об итальянском суверенитете над территорией области Влёра. Однако в 1920 году там произошло восстание албанского населения, приведшее к изгнанию итальянцев из Влёры. В 1928 году президент Албанской Республики Ахмет Зогу провозгласил себя королем Албании под именем Зогу I, создав таким образом Албанское Королевство.
Король Зогу I.
Начиная с 1933 года король Зогу начал дистанцироваться от сотрудничества с Италией и склоняться в сторону Греции и Югославии. Это вызвало недовольство главы итальянского правительства и "дуче" Муссолини, поскольку главарь итальянских фашистов демонстрировал экспансионистские устремления в этом регионе.
Начиная с нескольких поездок министра иностранных дел Италии Галеаццо Чиано в Албанию с 1937 года началось изучение албанской территории в преддверии аннексии. В следующем году стартовала «экономическая колонизация» фашистской Италией этой маленькой балканской страны, а в 1939 году был разработан план вторжения.
Вторжение.
25 марта 1939 года Италия направила албанскому королю Зогу предложение об аннексии его страны, которое тот отклонил. 2 апреля был выдвинут ультиматум, который снова был отвергнут албанским королем. Тем не менее, несмотря на воинственные политические декларации, король Зогу решил бежать в Грецию, оставив Ushtria Mbretërore Shqiptare (Королевскую албанскую армию) в смятении и неподготовленной к отражению итальянского вторжения.
Вооруженные силы Албании.
Албанские вооруженные силы были плохо оснащены и недостаточно мотивированы. Итальянское командование оценивало их численность в 45 000 человек, но на самом деле на действительной службе находилось всего 15 000 чел., из которых не более 8 000 могли считаться боеспособными.
Албанская армия была обучена и оснащена итальянцами, а Xhandarmërisë (жандармерия) обучалась британцами.
Албанские войска на параде. Обратите внимание на итальянское снаряжение.
Албанская королевская армия находилась под командованием начальника Генерального штаба генерала Джемаля Аранитаси и была разделена на четыре территориальных сектора и отдельный гарнизон важного порта Дуррес.
Албанские войска в апреле 1939 г.:
Сектор: Дислокация -- Командир -- Силы
Первый: Милот -- Подполковник Бега -- Три пехотных батальона, две батареи, инженерная рота.
Второй: Милот -- Подполковник Вулагай -- Два пехотных батальона, батальон жандармерии, две горно-артиллерийские батареи.
Третий: Влёра -- Подполковник Куку -- Два пехотных батальона, батальон жандармерии, два артиллерийских подразделения, инженерный взвод.
Четвертый: Саранда -- Подполковник Топалли -- Два батальона пограничной службы, батальон жандармерии.
Гарнизон Дурреса: Дуррес -- Майор Абаз Купи -- Батальон пограничной службы, батальон жандармерии, инженерная рота, подразделение моряков, шесть орудий.
План обороны Албании подразумевал продержаться не менее десяти дней, ожидая югославского вмешательства; основной задачей было защищать столицу Тирану как можно дольше. Оборона Тираны была организована в четыре эшелона, причем последняя линия обороны располагалась на сильных позициях вдоль горного хребта Дайти.
Албанские оборонительные позиции возле столицы страны Тираны.
Однако Албанская королевская армия быстро распалась, а основное сопротивление оказали силы жандармерии, численность которых составляла около 4 000 человек. Упорные бои развернулись в районе крупного портового города Дурреса, где, в частности, героически погиб старшина албанского флота Муйо Улькинаку, ставший национальным героем. Он сражался вместе со своими моряками, ведя огонь из пулемета, пока не был убит разрывом снаряда, прежде нанеся итальянцам урон в живой силе.
Группа албанских жандармов, фотография 1930-х годов.
Итальянские силы.
Для оккупации Албании итальянские вооруженные силы развернули группировку в 22 000 человек, 64 орудия, 125 танкеток Carri Armati L3/35, 860 транспортных средств, 1 200 мотоциклов, 5 500 велосипедов и 2 500 вьючных животных, включенных в состав Corpo di Spedizione Oltre-Mare Tirana (Заморского экспедиционного корпуса Тираны) под командованием генерала Альфредо Гуццони.
Генерал Альфредо Гуццони.
Для перебрски войск итальянский Regia Marina (Королевский флот) предоставил 22 транспорта, гидроавиатранспорт Miraglia (который перевозил танки) и пять танкеров, при поддержке двух линкоров, семи крейсеров, 16 эсминцев, 14 миноносцев и торпедных катеров, а также других более мелких кораблей.
Итальянские Regia Aeronautica (Королевские военно-воздушные силы) выделили разведывательную эскадрилью, два бомбардировочных авиакрыла и три транспортных авиакрыла. Однако бомбардировки с воздуха практически не проводились.
Берсальеры входят в албанский город.
Для вторжения итальянские силы были разделены на три волны, но только первая волна фактически приняла участие в боевых действиях, в то время как другие высадились уже после того, как страна была оккупирована. I Scaglione (Первая волна) находилась под командованием полковника Артуро Скаттини и должна была высадиться одновременно в Дурресе, Влёре, Шенджине и Саранде. Волна была разделена на четыре колонны, перечисленные ниже:
Название -- Командир -- Направление выдвижения -- Силы.
Колонна Durazzo -- Генерал Джованни Мессе -- Тирана -- Reggimento di formazione (Учебный полк) «Mannerini», пять батальонов берсальеров, Raggruppamento Carri d'Assalto (Наступательная танковая группировка) «D'Antoni», 65-мм батарея 3 -го полка "Granatieri di Sardegna" (Сардинских гренадер), 20-мм зенитная батарея 14-го артиллерийского полка «Murge».
Колонна Valona -- Полковник Туллио Бернарди -- Шкодер и Лежа -- Два батальона берсальеров, два батальона чернорубашечников.
Колонна San Giovanni di Medua -- Полковник Артуро Скаттини -- Деволл и Валона -- Три батальона берсальеров, две роты батальона морской пехоты "San Marco".
Колонна Santi Quaranta -- Полковник Марио Караси -- Дельвина и Гирокастра -- Два батальона берсальеров, III Gruppo Squadroni Carri Veloci (варианты перевода: Группа эскадронов танкеток? "Легкотанкетная" группа?) «San Giorgio», две роты батальона морской пехоты "San Marco".
II Scaglione (вторая волна) имела пехотный батальон 47° Reggimento di Fanteria (47-го пехотного полка) "Ferrara", пулеметный батальон, три артиллерийских дивизиона, гарнизонную пехотную роту, две инженерные роты и два эскадрона легких танков.
III Scaglione (третья волна) имела два пехотных батальона и 14° Reggimento di Artiglieria (14-го артиллерийского полка) "Murge", 23a Divisione di Fanteria (23-ю пехотную дивизию) "Murge" и Gruppo Battaglioni Camicie Nere (группу батальонов чернорубашечников) "Peano".
План итальянского вторжения.
Итальянская агрессия против Албании началась 7 апреля 1939 года, и, несмотря на то, что итальянское командование допустило ряд ошибок, а организация действий войск на поверку оказалась плохой, в течение трех дней вся страна была оккупирована.
Албанское сопротивление, за исключением боев за портовый город Дуррес, оказалось слабым, и потери итальянцев составили 25 убитых и 97 раненых в Дурресе, а также 12 убитых и 81 раненого по остальной стране. В своей книге «Албания в войне 1939-1945» писатель Бернд Фишер оценивает потери итальянцев только в Дурресе как 200 убитых, а в общей сложности насчитывает с итальянской стороны 700 жертв, однако документально это никак не подтверждено.
Carro Armato L3.
Carro Armato L3 был единственным образцом бронетанковой техники, использовавшимся итальянскими войсками во время вторжения в Албанию, поскольку это была единственная бронированная машина, произведенная в достаточно больших количествах итальянской военной промышленностью. Этой моделью в 1939 году были оснащены все итальянские бронетанковые части. Разработка этих танкеток началась в 1928 году, а в следующем году был принят на вооружение Carro Veloce 29 (быстроходный танк 29), итальянская версия британского образца Carden Loyd.
Carro Veloce 29 буксирует прицеп во время празднования Giornata dell'Arma Chimica (День химического корпуса) в 1935 году.
В 1933 году на вооружение был принят Carro Veloce 33 (быстроходный танк 33), который существенно отличался от старой модели и послужил основой для последующих разработок.
Carro Veloce 33 , вооруженный двумя пулеметами Breda Modello 1938, захваченный британскими солдатами во время операции «Компас» в 1941 году.
Carro Veloce 35 (быстроходный танк 35), разработанный и представленный в 1935 году, был создан на основе Carro Veloce 1933. Он отличался от предыдущей модели вооружением, которое состояло из двух 8-мм пулеметов Fiat Modello 1914/1935 (замененных в 1938 году двумя Breda Modello 1938), и компоновкой броневой защиты, которая крепилась болтами, а не приваривалась к бортам.
Carro Veloce 35 въезжает на грузовик для транспортировки.
Carro Veloce, а затем, с 1939 года, Carro Leggero (легкий танк), был разработан для ведения боевых действий в горах, поскольку итальянские генералы считали, что новая война разгорится в Альпах. Следовательно, это была небольшая, легкая и быстрая машина, вооруженная только пулеметами, которая оказалась устаревшей уже к середине 1930-х годов, особенно из-за отсутствия башни. Ее применение в Эфиопии в 1935 и 1936 годах показало уязвимость даже для массовых пехотных и кавалерийских контратак высокомотивированного противника. Боевой опыт в Испании с 1936 по 1939 годы выявил существенные недостатки итальянской танкетки при боестолкновениях с другими танками и бронетехникой, особенно с сильными моделями советской танковой промышленности, поставленными СССР для республиканской Испании, а также продемонстрировал уязвимость для противотанкового оружия и даже для крупнокалиберных пулеметов.
Итальянские танковые части во время вторжения в Албанию.
Raggruppamento Carri d'Assalto (Танковая наступательная группировка) "D'Antoni" полковника Джованни Д'Антони входила в первую волну высадки. Она была включена в колонну Durazzo под командованием генерала Джованни Мессе, которая должна была высадиться в порту города Дуррес и продвинуться до Тираны, столицы Албанского Королевства.
Raggruppamento Carri d'Assalto была сформирована из VIII и X Battaglione Carri (8-го и 10-го танковых батальонов), входивших в 4° Reggimento Fanteria Carrista (4-й танковый полк пехоты), и в группировке насчитывалось в общей сложности 31 Carri Armati L3.
Вторжение началось 7 апреля, и два батальона танкеток были переправлены в Албанию гидроавиатранспортом Miraglia. Однако немедленно выгрузить танкетки не удалось, поскольку назначенный им причал был занят итальянским пароходом Aquitania, которому потребовалось 12 часов, чтобы разгрузить 30 грузовиков.
Только в 13:00 началась высадка танковых подразделений, к этому времени сопротивление албанцев в Дурресе было уже подавлено.
Carro Armato L3/35 во время высадки с гидроавиатранспорта Miraglia в порту Дурреса.
На следующий день была сформирована механизированная группа, которая в 8:45 утра начала быстро продвигаться к Тиране. Албанские силы, защищавшие столицу, в основном состояли из жандармов. Они были застигнуты итальянской атакой врасплох, и почти все сдались без боя. К 9:30 утра итальянская колонна вошла в город.
Сразу после оккупации Тираны полковник Джованни Д'Антони получил приказ наступать на Эльбасан. Была сформирована новая колонна, состоявшая из XVIII батальона 2° Reggimento Bersaglieri (2-го полка берсальеров), XIV батальона 5° Reggimento Bersaglieri (5-го полка берсальеров) и X Battaglione Carri (10-го танкового батальона).
Колонна Carri Armati L3/35 из Raggruppamento Carri d'Assalto (Танковой наступательной группировки) проходит мимо грузовика с берсальерами.
Колонна выступила из Тираны в 16:00 и через два с половиной часа достигла города Кафа Кррабес, где албанские силы под командованием принца Хессейна Долшисти снова сдались без боя. Итальянцы захватили значительное количество автомобильной техники и две артиллерийские батареи.
Наступление возобновилось, и к 8:30 вечера итальянские войска достигли Эльбасана, преодолев расстояние в 54 км за четыре с половиной часа. VIII Battaglione Carri (8-й танковый батальон) остался в Тиране, а один из его взводов был оставлен в Дурресе для защиты этого стратегически важного порта. Ему единственному довелось реально поучаствовать в боях, поддерживая итальянские подразделения против остаточных групп албанских защитников города, продолжавших борьбу партизанскими методами.
Наступление Raggruppamento Carri d'Assalto (Танковой наступательной группы) "D'Antoni", которая оккупировала Тирану и Эльбасан.
За свои действия во время вторжения в Албанию полковник Джованни д'Антони был награжден Бронзовой медалью «За воинскую доблесть».
Моряки гидроавиатранспорта Miraglia выгружают из Carro Armato L3/35 с помощью крана.
III Gruppo Squadroni Carri Veloci (варианты перевода: Группа эскадронов танкеток? "Легкотанкетная" группа?) «San Giorgio».
III Gruppo Squadroni Carri Veloci «San Giorgio» была создана в 1934 году на основе Reggimento Scuola Carri Veloci (Учебного полка танкеток) в составе четырех эскадронов, всего 61 Carri Armati L3.
В январе 1935 года она была передана под командование IIIa Brigata Celere (3-й кавалерийской бригады) «Principe Amedeo Duca d'Aosta», а позднее - в 3a Divisione Celere (3-й кавалерийской дивизии) «Principe Amedeo Duca d'Aosta».
Во время вторжения в Албанию III Gruppo Squadroni Carri Veloci входила в состав колонны Santi Quaranta под командованием полковника Марио Караси. Его целью была оккупация Дельвины и Гирокастры.
Утром 7 апреля итальянские войска высадились в Саранде, быстро подавив незначительное сопротивление албанской жандармерии. Затем они начали продвигаться к Дельвине, которая была занята позднее тем же вечером, и достигли Гирокастры на следующий день.
Наступление III Gruppo Squadroni Carri Veloci «San Giorgio», оккупировавшей Дельвину и Гирокастру.
Продвижение итальянских войск на этом участке было стремительным, и противник не оказывал сопротивления, хотя плохое состояние дорог представляло собой серьезную проблему.
Reggimento Provvisorio di Cavalleria (Временный кавалерийский полк).
Reggimento Provvisorio di Cavalleria (Временный кавалерийский полк), которым командовал полковник Рафаэле Пеллигра, состоял из I Gruppo Squadroni (группы эскадронов/дивизиона) Reggimento "Lancieri di Aosta" (Уланского полка Аосты), II Gruppo Squadroni (группы эскадронов/дивизиона) полка Reggimento «Genova Cavalleria» (Кавалерийского полка Генуи), пулеметного взвода полка «Genova Cavalleria» и штабного подразделения.
14 апреля полк Provvisorio di Cavalleria высадился в Дурресе в составе III Scaglione (Третьей волны) и развернулся возле Деволла и Фиери, после чего был разделен на две колонны с целью достичь Пешкопи.
I группа эскадронов/дивизион прошла через Тирану, Леже и Шкодру и, наконец, прибыла в Пешкопи.
II группа эскадронов/дивизион первоначально двинулась в сторону юга Албании, достигнув Берата и Пермета, а затем направилась на север, огибая границу с Грецией и Югославией, и, наконец, прибыла в Пешкопи.
Наступление Regimento Provvisorio di Cavalleria (Временный кавалерийский полк). Синим цветом показан путь I Gruppo Squadroni , черным - II Gruppo Squadroni.
Уроки использования Carro Armato L3 в Албании.
Танкетка Carro Armato L3 была специально разработана для ведения боевых действий в горной местности, и во время вторжения в Албанию она показала себя сравнительно неплохо, несмотря на некоторые трудности, связанные со скверным состоянием дорог. Кроме того, отсутствие противотанкового оружия у албанских войск и их слабое сопротивление привели к тому, что Carri Armati L3 столкнулись только с минимальным уровнем опасности во время немногих стычек с жандармерией и небольшим числом албанских солдат, которые решили драться.
Из-за плохой организации операции штабной работы и отсутствия существенных проблем при вторжении в Албанию изучение его опыта не было проведено должным образом и не привело к каким-либо улучшениям в практике боевого применения итальянских танков, а также не заставило итальянских командиров в полной мере осознать устарение Carro Armato L3 .
Когда 10 июня 1940 года Королевство Италия вступило во Вторую мировую войну на стороне Германии, Carri Armati L3 все еще составляли основу итальянских бронетанковых войск, но к тому времени они стали практически бесполезны для ведения современной войны. Во время первых боев во французских Альпах или в Ливийской пустыне старые танкетки Carri Armati L3 продемонстрировали способность не более чем к имитации боевых действий, и только после этого их начали медленно (но никогда полностью) заменять в частях новыми средними танками.
Карри Армати L3/35 из Raggruppamento Carri d'Assalto "D'Antoni" во время наступления на Тирану.
Последствия.
После итальянского вторжения Королевство Албания было аннексировано Италией и получило название Protettorato Italiano del Regno d'Albania (Итальянский протекторат Королевства Албании), а 16 апреля король Виктор Эммануил III был коронован как король Албании.
Итальянское правление в стране продолжалось до 8 сентября 1943 года, когда, воспользовавшись перемирием между Королевством Италия и войсками Союзников, нацистская Германия оккупировала Албанию и привела к власти местных коллаборационистов во главе с Балли Комбетарам.
Немецкая оккупация Албании оказалась недолгой, и к октябрю 1944 года страна была в целом освобождена и к власти пришло Qeveria Demokratike e Shqipërisë (Демократическое правительство Албании), которое в 1945 году провозгласило Republika Popullore Socialiste e Shqipërisë (Народную Социалистическую Республику Албания).
Заключение.
Участие итальянских бронетанковых войск во вторжении в Албанию было весьма ограниченным.
За исключением Raggruppamento Carri d'Assalto (Танковой наступательной группировки) "D'Antoni", у которой было несколько стычек с албанской жандармерией, остальные подразделения смогли достичь своих целей без серьезных боестолкновений и в основном не подверглись нападениям.
Источники:
Ufficio Storico dello SME Le truppe italiane in Albania (Anni 1914-20 e 1939) Roma 1978;
Niccolò Lucarelli Italiani in Albania 1939-1945 Parma 2021;
Bernd Jürgen Fischer Albania at war 1939-1945 West Lafayette 1999;
Antonello Biagini and Fernando Frattolino Diario Storico del Comando Supremo Volume I Tomo II Roma 1986;
Rodolfo Puletti, Dante Saccomandi and Dario Cerbo I Lancieri di Aosta dal 1774 al 1970 Out-of-print edition 1971;
Rodolfo Puletti Genova Cavalleria 1683 1983 Padova 1985.