"Ни черта не вышло"! Провал 10-й флотилии MAS на Мальте 26.07.1941.

Nov 02, 2022 12:58

Пара материалов о неудачной атаке итальянских морских диверсантов из знаменитой "Дечима MAS" на Мальту 26 июля 1941 г.:
- перевод статьи мальтийского военного историка майора Тони Абела "The failed Italian motor torpedo boat attack on Grand Harbour", интересно подробное описание действий береговой обороны Мальты по отражению атаки;
- соответствующий фрагмент из известной книги офицера штаба ВМС Италии в годы Второй мировой Марк-Антонио Брагадина "Итальянский флот во Второй мировой войне", представляющий точку зрения проигравшей стороны.


Моряки-мальтийцы Королевского флота Великобритании поднимают итальянскую пилотируемую торпеду SLC, захваченную после неудавшегося рейда на Мальту. Фото: Vincent P. O’hara & Enrico Cermuschi.

НЕБОЛЬШАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ.
Мальта, принадлежащая Англии с началом Второй мировой войны стала важным стратегическим пунктом в Средиземном море, а с момента утраты Греции в апреле 1941 года - фактически единственным форпостом Великобритании в Средиземноморье. Владение Мальтой позволяло контролировать судоходные пути стран «Оси» из Италии и Южной Франции в Северную Африку. Это было особенно важно, поскольку в Северной Африке происходили серьезные военные сражения итальянцев, а с февраля 1941-го - и немцев против британцев.
Италия с момента вступления в войну рассматривала Мальту, как территорию будущей Великой Италии - наследницы Римской империи, владычицы всего Средиземноморья. Исходя из этого, с июня 1940 года, началась разработка плана по морскому десантированию и вторжению на Мальту. Операция была названа операция «Геркулес». Данное вторжение постоянно откладывалось, хотя бомбардировочные налёты итальянской и немецкой авиации на Мальту и атаки на морские конвои снабжающие остров были частыми и разрушительными. Вместе с тем, желая ослабить сопротивление британского гарнизона Мальты, а также дестабилизировать работу морского порта Ла-Валетты, принимающего британские суда, итальянцы начали разрабатывать план по скрытной диверсионной атаке при помощи своего секретного военно-морского подразделения 10-й флотилии специальных средств, имевших в наличие человекоуправляемые торпеды «Майяле», торпедные катера и специальные взрывающиеся катера, а также пловцов-водолазов для выполнения диверсионных работ.
Источник: https://wwii.space/25-07-41-%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83/



Атака на Мальту 26 июля 1941 г. Худ. Рудольф Клаудус.
Изображен момент подрыва виадука волнолома у форта Св. Эльма - единственный успех итальянцев.

СЛОВО УЧАСТНИКАМ АТАКИ:
Майор Тезео Тезеи, один из создателей 10-й флотилии MAS и "автор идеи" нападения морских диверсантов на Мальту (сам он погиб в ходе этой операции, управляя пилотируемой торпедой): «Нужно, чтобы весь мир узнал, что есть итальянцы, которые с величайшей отвагой бросаются на Мальту; потопим ли мы какие-нибудь корабли или нет, не имеет большого значения; важно то, чтобы мы сами были полны решимости взлететь на воздух вместе с торпедой на глазах у противника».
Младший лейтенант Витторио Сальватта, один из выживших и избежавших плена участников диверсионной операции: "Ни черта не вышло" (Non è uscito un accidente).

НЕУДАЧНАЯ АТАКА ИТАЛЬЯНСКИХ МОРСКИХ ДИВЕРСАНТОВ НА ГРАНД-ХАРБОР (МАЛЬТА) 25/26.07.1941.
Major Tony Abela, The failed Italian motor torpedo boat attack on Grand Harbour. Times оf Malta, 26.07.2016.
(Перевод с англ. яз.)
Волнолом главной гавани Мальты Гранд-Харбор (Великой Гавани) 26 июля 1941 года стал первой целью атаки итальянских торпедных катеров 10-й флотилии MAS (Decima Flottiglia Mezzi d’Assalto), элитного подразделения морских диверсантов Итальянского Королевского флота (Regia Marina), созданного во времена фашистского режима.


Тот самый злополучный виадук над волноломом у форта Св. Эльма, еще не разрушенный.

На самом деле нападение произошло 26 июля, но, поскольку операция проходила в ночь с 25 на 26 июля, в официальных британских документах датой нападения считается 25-е. Аналогичная диверсия должна была состояться месяцем ранее, 26 июня, но была отменена из-за плохой погоды.
О способности итальянцев провести подобную операцию было известно, хотя некоторые из их атак потерпели неудачу, например, на Гибралтаре, в Алжире и в Александрии (скорее всего, имеются в виду сорванная налетом британской авиацией атака на Александрию 22.08.1940, несостоявшаяся атака на Гибралтар 24.09.1940, а Алжир - ? - М.К.).


Эмблема "Дечима MAS". Череп, держащий в зубах в данном случае розочку, позаимствована у штурмовых отрядов Итальянской армии в Первой мировой, т.н. "ардити" (в переводе - смельчаков; дрались они действительно отчаянно).

План нападения состоял в том, чтобы устранить любые заграждения под виадуком волнолома со стороны форта Св. Эльма (Сент-Элмо), чтобы освободить проход для штурмовых катеров (motoscafi da turismo, MT), которые должны были атаковать и уничтожить британские военно-морские силы в бухте Гранд-Харбор, а также подводные лодки в гавани Марсамшетт.
Итальянское подразделение, принимавшие участие в операции, состояло из 1568-тонного быстроходного корабля-базы торпедных катеров RN Diana, спущенного на воду 20 мая 1940 г., двух торпедных катеров (motoscafi armato silurante, MAS) со штатным экипажем из восьми или девяти человек каждый; одного небыстроходного штурмового катера (motoscafo turismo lento, MTL) со штатным экипажем из шести человек, который нес две тихоходные пилотируемые торпеды типа SLC (siluri a lenta corsa), более известные под своим расхожим прозвищем Maile; девяти штурмовых катеров (motoscafi da turismo, MT) со штатным экипажем из одного человека; и двух пилотируемых торпед SLC с отделяемой фугасной носовой частью и командой из двух человек каждая, которые перевозились на MTL (во время атаки на Мальту экипажи некоторых катеров превышали "уставную" численность, например на командирском MAS № 452 находилось 12 человек, на втором торпедном катере № 451 было 13 моряков - М.К.).


Итальянская плавбаза RN Diana.

План состоял в том, что корабль-база RN Diana, на борту которого находились девять штурмовых катеров MT и их лидер МТS (motoscafo turismo silurante, он же по совместительству спасатель - motoscafi turismo soccorritore - придавался отряду штурмовых катеров МТ, являвшихся катерами-торпедами: направив их на цель, пилоты должны были выскакивать за борт, вот тут-то за ними и подходил МТS - М.К.), ведя MTL (катер-носитель "человекоторпед") на буксире, в сопровождении двух MAS (торпедных катеров) должен был покинуть Аугусту (Сицилия) в 6:15 утра первого дня операции (25 июля) и следовать со скоростью 22 узла вдоль побережья до мыса Капо-Пассеро и оттуда в точку 66°N, 14°35’E.


Штурмовой катер МТ, именно им принадлежала роль основных ударных сил в ходе рейда на Мальту.



"Лидер" штурмового отряда катер MTS.

Достигнув этой позиции, Diana и все остальные корабли должны были остановиться, спустить на воду штурмовые катера МТ и "отпустить" катер-носитель МТL. Затем Diana должна была отойти на позицию 36°21’N, 14°40’E и оставаться между этой позицией и мысом Капо-Пассеро, обеспечивая прикрытие для торпедных катеров MAS, пока командующий офицер, находящийся на одном из MAS, не прикажет ей возвращаться в порт. Если к 10 часам утра 2-го дня операции (26 июля) таковой приказ не поступит, корабль должен был следовать в Аугусту самостоятельно.


Торпедный катер типа MAS, № 451, участвовавший в нападении на Мальту. Был поврежден и захвачен британцами, сохраняется на Мальте до сего дня в качестве музейного экспоната.

После расставания с RN Diana оба МАS (один с МТL на буксире) и девять МТ во главе с их "флагманом" МТS должны были проследовать на вспомогательных двигателях к позиции 044°, в 3,5 милях от форта Сент-Эльмо, где им следовало остановиться, а МТL должен был отделиться от отряда и следовать далее своим ходом.
Катер-носитель MTL должен был немедленно проследовать к краю отмели Драгут, где он должен был спустить на воду две своих пилотируемых торпеды SLC. Первая SLC должна была атаковать заграждения у виадука Сент-Эльмо, это должно было произойти в 4:30 утра 26 июля. Второй SLC надлежало атаковать британские подводные лодки в гавани Марсамшетт.


Спуск пилотируемых торпед с катера-носителя перед их последней атакой. Рисунок итальянского военно-морского инженера Франко Харрауэра.

В то время, когда должны были атаковать "человекоторпеды", девять МТ и МТL было приказано ожидать в полной боеготовности на краю отмели Драгут. Как только SLC пробила бы брешь в заграждениях, девять МТ устремились бы через нее в Гранд-Харбор. В случае, если брешь, проделанная подрывом SLC, оказалась бы недостаточно большой, штурмовые катера МТ все равно должны были попытаться "прорваться" сквозь нее, следуя за  более тяжелым МТS.
В гавани девять МТ должны были атаковать цели, которые были заранее распределены между ними на основании данных последней фоторазведки итальянцев, которые, как впоследствии оказалось, устарели не менее, чем на три дня.


Общий вид гавани Гранд-Харбор в 1941 г. На фото видны британские корабли. Волнолом у форта Св. Эльма обведен красным.

Тем временем оба торпедных катера MAS должны были ​​в 3 часа ночи 26 июля выдвинуться прямым курсом из Поццалло (Сицилия) к форту Сент-Эльмо, которого они должны были достичь в 4:35 утра, а затем двигаться на вспомогательных двигателях в направлении 018° до 5:35 утра. Ожидалось, что катер-носитель MTL сумеет подобрать экипаж первой пилотируемой торпеды SLC и выйти навстречу торпедным катерам MAS.
Затем личный состав должен был перейти на катера MAS, а MTL надо было взять на буксир. В 5:35 оба МАS двинулись бы обратным курсом на главных двигателях со скоростью 15 узлов, и тогда к ним присоединился бы МТS (лидер/спасатель), который подобрал бы экипаж второй пилотируемой торпеды SLC, а также спасшихся пилотов МТ, форсировав для этого заграждения у входа в Гранд-Харбор.


Бойцы "Дечима MAS" сфотографировались перед атакой на Мальту. Двое из этих парней  погибнут 26 июля 1941 г. в водах Гранд-Харбор (второй и третий слева; почему-то единственные не улыбаются - предчувствие?).

Затем обоим MAS надлежало следовать курсом 018° со скоростью 25 узлов. Если вышеуказанные встречи не состоятся, все корабли должны были следовать одним и тем же курсом на максимальной скорости, пока не достигнут сицилийского побережья у Поццалло. Если МТS (лидер/спасатель) встретил бы MTL (носителя "человекоторпед") до рандеву с MAS (торпедными катерами), он должен был принять личный состав на борт, а затем потопить MTL. Если связь с MTS и MTL не будет установлена ​​к 8:00 26 июля, оба MAS должны были вернуться в Аугусту прежним маршрутом вдоль сицилийского побережья.
Дополнительные специальные приказы по диверсионному подразделению от 25 июля предусматривали, что никакие огни не должны использоваться, за исключением определенных заранее установленных сигналов затемненными фонарями. Этот ночной приказ был принят всеми вымпелами маленькой флотилии без использования огней в 9 часов вечера 25 июля.


Командование проваленной операции (слева направо) - майор Тезео Тезеи (ком. боевых пловцов), капитан II ранга Витторио Моккагатта (командующий), лейтенант Джиан-Батиста Пароди (ком. MAS № 452). Все трое погибли 26 июля 1941 г.; первые двое перед этим бездарно отвели на смерть своих людей, третий просто честно командовал катером.

Плавбаза RN Diana должна была сигнализировать о времени, которое она будет остановиться на позиции в ожидании возвращения диверсантов, а в случае обнаружения противника днем ​​использовать обычные процедуры (в зависимости от обстановки), а для действий ночью ее экипажу был доведен порядок подачи затемненных световых сигналов.
Пилотам катеров МТ был доведен набор из 10 подробных приказов, которым они должны были следовать во время операции; им были даны подробные инструкции о том, как маневрировать вне гавани Гранд-Харбор и внутри нее, а также как избегать любых предвиденных и непредвиденных препятствий.
Если какой-либо МТ заблудился, он должен был оставаться на месте и трижды каждые пять минут реветь своими двигателями, чтобы спасатель мог обнаружить его.


Этот поврежденный МТ явно заблудился: был обнаружен мальтийскими ополченцами на противоположим (!!!) побережье острова.

Если к рассвету МТ не будут подобраны, они должны были двигаться на север, пока не достигнут Сицилии. Им можно было в любой момент атаковать врага. Если группа будет опознана противником по звуку моторов, замечена или освещена и обстреляна, все катера должны были повернуть назад на полной скорости, выйти из опасной зоны и дождаться рассвета. Если они попадут в луч прожектора, но не будут обстреляны, они должны были снизить скорость до минимума.
Однако итальянская плавбаза еще до полуночи 25 июля была обнаружена Экспериментальной станцией Министерства авиации (AMES) № 504, радаром для обнаружения низколетящих объектов, в Дингли, а позже за итальянцами установили плотное наблюдение радиолокационные станции № 502 в Мадлиене и № 501 в Тас-Сильдж, которые постоянно оповещали о передвижении противника оперативный командный пункт обороны Мальты, расположенный в Кавальерии Святого Иоанна (старинная фортификация бастионного типа; выдерживала попадания бомб - М.К.), и батареи береговой обороны, укомплектованные в основном мальтийскими солдатами, с нетерпением ждали своей добычи. Меньше всего итальянцы ожидали, что оборона побережья Мальты будет усилена британскими радарами. При планировании они учитывали опасность, исходящую от военных кораблей и подводных лодок, от наземных прожекторов и звуковых детекторов, но радиолокационное обнаружение никогда не упоминалось и даже не рассматривалось командованием Итальянского Королевского флота в качестве угрозы с Мальты.


Британская радиолокационная станция на Мальте во время Второй мировой войны.

Как же за итальянской операцией наблюдали с Мальты и противодействовали ей?
В 20:55 25 июля радар № 504 в Дингли обнаружил к югу от Сицилии "надводный объект" , приближающийся к Мальте. Оперативный штаб был немедленно предупрежден, что, в свою очередь, привело в готовность различные посты прослушивания вдоль северо-восточного побережья.


Построенная мальтийскими рыцарями в XVI в. Кавальерия Св. Иоанна, в которой во время осады острова итало-германскими силами располагался британский оперативный штаб.

Начиная с 22:00 шум двигателей моторных лодок был слышен в различных точках вдоль северо-восточного побережья Мальты, но слишком далеко в море, чтобы можно было использовать прожекторные системы (DEL).
Не было также свободных военных кораблей подходящего класса, которые можно было бы отправить в бой с таким противником.
К 23:00 объект наблюдения приблизился к Мальте на расстояние 14 миль, к этому времени все береговые и зенитные орудия были наготове, расчеты заняли свои места и прозвучала воздушная тревога. В это время объект изменил курс и начал приближаться медленнее. В срочном порядке была организована ударная группа, состоящая из самолетов «Суордфиш» (торпедоносцы-бомбардировщики Fairey Swordfish), ​​как можно быстрее, но они могли взлететь не ранее 23:55.
В 23:25 прожектора форта Св. Эльма были включены на пять минут, так как считалось, что противник ожидал выхода конвоя и был разочарован, не обнаружив его, однако была надежда, что на эту уловку могут попасться торпедные катера MAS, двигатели которых все это можно было слышать с побережья Мальты, и вызвать к себе "крейсер" (за который британцы первоначально приняли итальянскую плавбазу - М.К.), который окажется в пределах досягаемости орудий береговой обороны. После взлета в 23:55 звено бипланов Swordfish, к сожалению, не смогло правильно сориентироваться и в конце концов повернуло назад, не заметив итальянцев.


Звено многоцелевых бипланов Fairey Swordfish Королевских ВВС Великобритании в полете.

В 01:30 утра стало отчетливо слышно, что звук моторов катеров приближается к Гранд-Харбору, и были включены прожекторы система DEL. Однако в море ничего не было замечено, а шум моторов якобы стал удаляться.
В 4:46 на Мальте прозвучал сигнал «отбой тревоги», но через минуту был замечен пенный след на поверхности моря, приближающийся к Сент-Эльмо, а дозорный в Тигне засек "враждебный объект".
Через несколько секунд с грохотом взорвался виадук волнолома, один пролет которого обрушился. Тотчас же зажглись прожектора и близлежащие батареи береговой обороны, зенитные орудия и пулеметные точки открыли огонь. В течение следующих нескольких минут освещенная акватория рядом с входом в гавань была пронизана трассирующими снарядами и пулями, выпущенными из всех доступных орудий ближнего боя.


Британская огневая точка, вооруженная 40-мм автоматическим зенитным орудием "Бофорс" на берегу Гранд-Харбор напротив форта Св. Ангела, 1942 г. Не исключено, что именно эта пушка рвала в клочья итальянские катера годом ранее.

Многие итальянские катера были подбиты или взорвались, и через несколько минут стрельба прекратилась, так как, похоже, стрелять было уже не по чему. Атака была со всей очевидностью отбита.
В 5:30 утра, когда рассвело, два плавающих объекта, которые ранее британские наблюдатели считали обломками, вдруг пришли в движение, и по ним вновь был открыт огонь. Через несколько минут оба объекта затонули и взорвались под водой. К этому времени пушечные «Харрикейны» (истребители Hawker Hurricane Mk.IIC - вариант с 4 пушками калибра 20 мм - М.К.) были уже в воздухе и обстреливали любые обнаруженные ими отступающие катера.


Один из дислоцированных на Мальте британских Hawker Hurricane Mk.IIC. В отражении итальянской атаки 26 июля 1941 г. участвовали "Харрикейны" 126-й, 185-й и 251-й эскадрилий Королевских ВВС.

Трудно сказать, какие итальянские катера были уничтожены береговой обороной Мальты, а какие - воздушными атаками, но, похоже, нет оснований полагать, что хоть один из них ушел обратно на Сицилию. По британским данным, около 15 катеров было уничтожено, а три захвачено (это несколько больше, чем всего участвовало в операции, однако в подсчетах потерь по горячим следам нетрудно ошибиться - М.К.).
Считается, что береговая оборона вывела из строя один катер МТL, который, вероятно, был затоплен итальянцами в 36 милях от Мальты после вывоза погибших госпитальным судном, один МТS и пять-шесть МТ.
Предположительно, "Харрикейны" поразили два торпедных катера MAS и два-три МТ/МТВ. Одна пилотируемая торпеда SLC была уничтожена в результате взрыва во время атаки на виадук, а другая села на мель.
По одному катеру MAS (поврежденный) и MT были захвачены и отбуксированы в Гранд-Харбор, а одна из "человекоторпед" SLC был найдена полузатопленной и поврежденной.


Трофейный итальянский штурмовой катер МТ сохраняется в экспозиции Военного музея Мальты.



Захваченный итальянский торпедный катер MAS № 451 был отремонтирован и успел поучаствовать в обороне Мальты, а затем послужить в местной береговой охране, прежде чем также занял место в музее.

В операции участвовали торпедные катера MAS № 451 под командой младшего лейтенанта Скиолетти Джорджио и № 452 на котором находился капитан II ранга (Capitano di Fregata) Витторио Моккагатта, руководивший всей операцией и вероятно погибший (официально считался пропавшим без вести - М.К.) на борту вместе с командиром катера лейтенантом Пароди и капитаном медицинской службы Бруно Фалькомата. Из его команды в составе 12 человек ни один не был захвачен в плен, шестеро были убиты в бою и похоронены в море, четверо, как полагают, сели в резиновую лодку, и их судьба остается неизвестна. (Всего в бою погибли/пропали без вести 15 военнослужащих 10-й флотилии MAS. Легенда "ни один не вернулся" была очень удобна итальянцам для героизации провального рейда, а британцам - эффективности его отражения; но, по послевоенным данным, из участников операции до 10 человек, в т.ч. один офицер, многие раненые, были подобраны плавбазой Diana, очень вероятно, и с "пропавшей" шлюпки - М.К.)
Из числа участников нападения на Мальту четыре итальянских офицера и 14 унтер-офицеров и матросов 10-й флотилии MAS, а также два летчика были взяты в плен. Всех их допросили, некоторых с полученными ранениями госпитализировали. Все они, кроме одного, были молоды, холосты и очень хорошо подготовлены; все не стали сообщать на допросах никакой информации, кроме своих личных данных.
В отчете лордам-комиссарам Адмиралтейства вице-адмирал Мальты У.Т.Р. Форд отметил, что: «Оборона гавани Мальты, в основном укомплектованная мальтийцами, добилась выдающегося успеха в этом своем первом бою с морским противником, и ей по праву принадлежат главные заслуги в обеспечения безопасности порта... Очень точная работа RDF (радаров), которая позволила нам постоянно следить за движениями (плавбазы) Diana, вселила в нас твердую уверенность в том, что мы окажемся в очень выгодном положении, если противник решится на вторжение с моря».


Расчет Королевской артиллерии Мальты (Royal Malta Artillery), укомплектованной местными жителями, на обороне Ла-Валетты.

Волнорез.
Приглашение к участию в тендере на строительство волнолома Гранд-Харбор было выпущено 8 октября 1902 года компанией Corderoy, Selby & Corderoy Surveyors, 21, Queen Anne’s Gate, Вестминстер, Лондон, по указанию директора по работам.
Контракт на сумму 476 327,6 фунтов стерлингов 3 пенса был заключен с компанией S. Pearson & Son Ltd, расположенной по адресу Victoria Street, 10, Лондон, согласно котировке от 9 декабря 1902 года.
Из официальных отчетов следует, что это было единственное предложение. Работы должны были быть выполнены за шесть лет.
Предложение также включало возможность дополнительных пяти процентов стоимости работ со стороны форта Сент-Эльмо, если они будут завершены через четыре с половиной года.


Подлодка Королевского флота HMS Thrasher, потопившая очень красивую, но очень невезучую итальянскую плавбазу RN Diana. Картина худ. Джона Петтитта. Источник: http://www.subart.net/thrasher.htm.

RN Diana и HMS Thrasher.
Итальянская плавбаза RN Diana, спущенная на воду 20 мая 1940 года, была потоплена к северу от Тобрука, Ливия, 29 июня 1942 года, когда в нее попали четыре торпеды, выпущенные британской подлодкой HMS Thrasher. Всего при этом погибли 336 человек на борту, спасены были 119 человек.
_____________________________________Майор Тони Абела - бывший техник по телекоммуникациям Британских Королевских ВВС и автор монографии Malta’s Early Warning Systems during World War II. (Перевод с английского: М.Кожемякин)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ.
Марк-Антонио Брагадин. "Итальянский флот во Второй мировой войне".
(Сохранены аббревиатуры и топонимика автора)
"10-я флотилия Mas давно вынашивала планы атаки мальтийского порта Ла Валетта. И без того огромные трудности еще больше увеличивало полное отсутствие информации о системе обороны порта. На Мальте не было итальянских секретных агентов, единственным источником информации служила аэрофотосъемка. Однако она мало чем могла помочь планированию такой операции. По этой причине весной 1941 года несколько торпедных катеров и катеров 10-й флотилии Mas провели ряд разведывательных походов. Так как было нежелательно вызвать преждевременную тревогу, они тоже не принесли много информации. Тем не менее, группа моряков, которая уже несколько месяцев готовилась к операции, настояла на том, что больше нельзя се откладывать. Поэтому, когда в конце июля на Мальту прибыл конвой из Гибралтара, Супермарина (штаб флота Италии - М.К.) приказала начать действовать.



Еще раз майор Тезео Тезеи (в водолазом костюме) и капитан-лейтенант Витторио Моккагатта, которым принадлежит план (неудачный) и исполнение (еще хуже) атаки на Мальту.

План операции был очень сложным, однако все шло нормально до самого последнего момента. На рассвете 25 июля посыльное судно “Диана” и торпедные катера Mas-451 и -452 вышли из Аугусты. “Диана” несла 8 взрывающихся катеров, большой катер командира группы, катер-буксировщик. Катера Mas-451 и -452 буксировали по управляемой торпеде каждый. Ни один из командиров 10-й флотилии Mas не пожелал отказаться от участия в операции. Командир флотилии капитан 2 ранга Моккагатта находился на борту Mas-452. Командир “корабельного подразделения” капитан-лейтенант Джоббе вел один из взрывающихся катеров. Командир “подводного подразделения” майор Тезеи, уже вернувшийся из похода к Гибралтару, вел одну из торпед.
Когда 3 корабля подошли к Мальте, они не обнаружили никаких признаков тревоги. “Диана” спустила катера в нескольких милях от входа в порт. Mas-451 и Mas-452 подошли еще ближе и передали своих “поросят” катеру-буксировщику. Он дотащил торпеду Тезеи до бона, прикрывающего гавань Ла Валетты, а вторую торпеду - к Марса Мушетто, базе британских подводных лодок. Тем временем взрывающиеся катера, которые вел Джоббе, осторожно двигались к входу в гавань Ла Валетты. “Диана” ушла в море, чтобы там ожидать исхода операции. Оба катера Mas остались под берегом, чтобы подобрать спасшихся и оказать поддержку в случае необходимости.
Тезеи сумел пробраться под заграждением, прикрывающим вход в порт. Оно состояло из нескольких бонов, которые полностью преграждали путь катерам. Тезеи должен был взорвать свою торпеду так, чтобы она открыла проход через эти боны. Затем 8 взрывающихся катеров, проскочив этим проходом, должны были атаковать корабли в гавани, используя факторы неожиданности и замешательства.
Предполагалось участие ВВС, бомбардировщики должны были совершить налет, чтобы отвлечь внимание неприятеля. График был таков: в 1.45 легкий налет на Ла Валетту; в 2.30 сильный налет на ту же цель; в 4.30 сильный налет на вспомогательную цель (Микабба). В действительности первая атака не состоялась. Второй налет был совершен в 2.45 одним самолетом. Третий налет выполнили 2 самолета в 4.20, однако они атаковали Ла Валетту, а не Микаббу. Наконец, на рассвете 10 истребителей провели ожесточенный бой с 30 британскими истребителями.


Штурмовой отряд "Дечима MAS" в то утро прикрывали истребители типа Macchi 200 76-й эскадрильи итальянских ВВС (76a Squadriglia, 7o Gruppo, 54o Stormo). В бою с "Харрикейнами" они сбили один британский истребитель, сами потеряли два (пилоты попали в плен). Кроме того, был смертельно ранен один летчик - ст. сержант Руджеро Галлина. "Хороший пилот сначала отведет самолет на аэродром, умрет потом" - это про него. Объективно, самый выдающийся момент этого дня с итальянской стороны.

До этого момента все шло согласно плану, исключая небольшое отставание от графика. Не было никаких признаков того, что неприятель встревожен. На самом деле все обстояло иначе. После войны стало известно, что радиолокационные станции на Мальте обнаружили итальянские корабли, когда те подходили к острову. Получив предупреждение, все батареи были приведены в состояние полной готовности, особенно прикрывавшие вход в порт. Радары обнаружили и приближение катеров. Поэтому все английские батареи были готовы обрушить шквал огня на ничего не подозревающего противника. Джоббе и его 8 катеров, не подозревая об этом, в полной тишине ожидали, когда будет взорван бон. Время шло. Первые лучи солнца уже показались на востоке, а взрыва так и не было.
Мы так никогда и не узнаем, что же произошло с Тезеи. Так же останется тайной, о чем думал Джоббе во время своего ожидания. Мы знаем только, что, когда занялся рассвет, Джоббе приказал 2 катерам взорвать бон. Последовал взрыв такой силы, что не только боковое заграждение разлетелось на куски, но даже рухнул мост Сент-Эльмо, соединявший два берега узкой бухты. Сила взрыва была так велика, что можно предположить роковое совпадение - торпеда Тезеи взорвалась одновременно с зарядами катеров. В любом случае пилоты 2 катеров пожертвовали своими жизнями, а Тезеи пропал без вести. Остальные 6 катеров немедленно дали полный ход и попали под сокрушительный огонь дожидавшихся своего часа британских орудий. Орудия всех калибров уже были наведены на входной фарватер. В тот же момент фарватер был освещен прожекторами. Маленькие катера, ослепленные их лучами, сумели найти проход между обломками моста и попытались пробиться сквозь огневую завесу. Это им не удалось.


Обломки взорванного виадука волнолома у форта Св. Эльма. Они так и пролежали неубранными всю войну, ничуть не мешая судоходству (ради чего тогда погибли итальянские моряки?), мост был восстановлен только в 2012 г.

После долгих часов ожиданий, сама битва завершилась буквально в несколько минут. Как писали англичане, “на поверхности но осталось ничего”. Трагедия разыгралась на глазах Джоббе, двигавшегося позади остальных катеров. После того как над залитой кровью водой воцарилась тишина, Джоббе повернул назад, к катерам Mas. Они направились в базу. К этому времени уже рассвело, и на перехват торпедных катеров с Мальты вылетели истребители.
Моккагатта, Джоббе и весь экипаж Mas-452 за исключением 2 человек погибли во время обстрела с воздуха. Mas-451 загорелся и потонул. Исключая экипаж “Дианы”, которая сумела вернуться в Италию, не уцелел никто из участников рейда. Все руководство 10-й флотилии Mas, большинство их помощников или погибли, или попали в плен. Даже управляемая торпеда, выделенная для атаки Марса Мушетто, которую задержали технические неполадки, не сумела атаковать британские подводные лодки. 2 человека ее экипажа были взяты в плен. Наконец, в боях с британскими самолетами погибли 2 итальянских истребителя, пытавшихся прикрыть торпедные катера.
Так закончилась безуспешная атака Мальты. Личный состав флотилии понес самые тяжелые потери за всю войну".

От переводчика:
Потери британцев: 1 сбитый в воздушном бою истребитель "Харриер" (пилот спасся), мл. сержант-механик Фредерик Дж. Моррис, 4-й береговой полк Королевской артиллерии (Lance-Sergeant Artificer Frederick G. Morris, 4th Coast Regiment, Royal Artillery), погиб во время итальянской бомбардировки прикрытия, 3 легкораненых тогда же мальтийских и 2 английских солдата.
Список погибших и попавших в плен при атаке на Мальту итальянских морских диверсантов: https://maltagc70.wordpress.com/26-july-1941-italian-attack-on-grand-harbour-casualties-pow/.
Несмотря на безрассудную храбрость итальянских моряков 10-й флотилии MAS во время атаки на Мальту, грубые ошибки в планировании операции и при ее проведении привели к тому, что, по словам выжившего офицера-диверсанта Витторио Сальватта, "ни черта не вышло".
Желая компенсировать негативный эффект от бесполезной потери элитных морских диверсантов, фашистский режим Муссолини щедро наградил участников атаки на Мальту. Они получили в общей сложности восемь Золотых медалей за воинскую доблесть (Medaglia d'oro al valor militare), больше, чем когда-либо прежде за один бой, при чем семь из них посмертно.



Также были присвоены тринадцать Серебряных медалей, семь Бронзовых медалей и Крест за воинскую доблесть. Младший лейтенант Сальватта, автор горького высказывания о провале атаки, ставшего известным общественному мнению, награжден не был.
Тела нескольких погибших бойцов 10-й флотилии MAS, выловленные из залива или прибитые к берегам Мальты, были похоронены на острове без трагикомического представления с оказанием мертвому врагу воинских почестей, но мальтийцы, ревностные католики, не смогли отказать единоверцам-итальянцам в христианском погребении. В 1960 г. итальянское правительство вернуло останки своих моряков-диверсантов на родную землю, они были похоронены на военном кладбище Сан-Микеле близ Кальяри. Символические могилы там есть и у тех, чьи тела забрало море.
Военнопленные итальянские диверсанты считались на Мальте опасными и склонными к побегу "постояльцами": помимо отличной военно-морской и физической подготовки, многие из них были фанатичными фашистами. Поэтому режим их содержания был довольно жестким, к тому же пленные могли погибнуть в результате массированных итало-германских бомбардировок осажденного острова и - в равной степени с мальтийцами - страдали от недостатка продовольствия в результате блокады. Впрочем, постепенно британская лагерная администрация и "страшные итальянские морские ардити" привыкли друг к другу, условия плена несколько смягчились, а в 1942-43 гг. шестеро пленных бойцов 10-й флотилии MAS даже работали в спасательных командах, разбирая завалы после налетов фашистской авиации, доставая погибших и пострадавших людей. Кстати, пленных летчиков к этим работам никогда не привлекали из опасения, что мальтийцы расправятся с ними, а моряков - вполне, местные жители относились к ним терпимо.


Поделки итальянских и немецких военнопленных в экспозиции Военного музея Мальты, в основном резьба по камню. Продавая эти сувениры, они могли заработать пару шиллингов и немножко разнообразить свой унылый паек.

Известно также, что некоторые из плененных 26 июля 1947 г. итальянских моряков после 1943 г. были переведены в британские лагеря военнопленных в Африке. Возвратились домой бывшие сорвиголовы из "Дечима MAS" в большинстве своем в 1946-47 гг. Насколько известно, из попавших в плен при неудачной атаке на Мальту войну пережили все, что нельзя сказать о вернувшихся из рейда, большинство из которых впоследствии погибли в боях.

история, литература, фотографии, военная история, флот

Previous post Next post
Up