Оригинал взят у
vs_baronin в
Рецензия на альбом «Слово о полку Игореве» (2016)СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Музыка Алексея Шелыгина.
Ансамбль Дмитрия Покровского, FX Quartet, Пётр Главатских, Андрей Волосовский
℗ 2016
М2БА М2БА-0048
10 tracks = 51'55"
Альбом «Слово о полку Игореве» на iTunesСлушать альбом «Слово о полку Игореве» на Яндекс.музыке Не нужно лишний раз объяснять, что композитор Алексей Шелыгин - один из немногих известных профессионалов в сфере, скажем так, «массового кроссовера», то есть киномузыки. Говорить о его дискографии - всё равно что перечислять самые коммерческие проекты в деле отечественного сериалостроительства, поэтому «Слово о полку Игореве» способно вызвать у иного слушателя настоящий шок. И неудивительно, что при общей ненормальной одержимости казённым патриотизмом последнего трёхлетия, эта работа прошла, мягко говоря, не очень замеченной. Ведь та музыка, которая представлена на звуковых дорожках альбома - это гремучая смесь фолка, авангарда и того материала, который можно условно назвать «современной классикой». Согласитесь, свести на записи таких известных возмутителей спокойствия ещё с середины 70-х годов, как не нуждающийся в представлении ансамбль Дмитрия Покровского, двух исполнителей на не самом распространённом в нашей реальности ударном инструменте маримбе Петра Главатских и Андрея Волосовского и авангардный струнный состав FX Quartet - это уже само по себе очень смелый шаг. Под стать необычному набору исполнителей и музыкальный материал, который хочется назвать «коллекцией удивительных диссонансов» - удивительных в том смысле, как соединяется здесь теоретически несоединяемое, то есть партии маримбы и пришедшие из другой цивилизации народные духовые ансамбля Покровского, нужная в рамках такой интерпретации вокальная истерика хора и озадачивающие аранжировки для струнной секции… Совершенно выдающимися в этом смысле являются такие части «музыкального действа», как «Сцена 3 - Первая битва» и «Сцена 4 - Вторая битва», а также вторая, хоровая часть «Сцены 8 - Побег Игоря из плена». И в целом «Слово…» - это не тот альбом, о котором надо говорить, его нужно просто слушать, насколько, вероятно, это ни было бы неудобно представителю более-менее широкой публики. В том-то и состоит здесь талант композитора и исполнителей, что, возможно, впервые в новейшей истории России нам было продемонстрировано очевидное, но необсуждаемое: народная музыка - это не какие-то протухшие поп-консервы с кокошниками, а современное и живое искусство. Причём «Слово…» - это альбом для нашей внутренней реальности вневременной. Легко представить его и работой из 70-х, с уровнем сенсационности не ниже, чем у понятно какой работы Давида Тухманова, или осуждаемым полуподпольным артефактом «не для всех» из первой половины 80-х. Поэтому трудно говорить об опрокинутости этой работы в дремучее прошлое - конечно, альбом рассказывает и о ней, но больше всё-таки - о нашем и не столь давнем, и современном «здесь и сейчас».