Эх, забросил я тэг "размышления о фото", а зря. Собственно, и фотографию я подзабросил, и тоже зря. Ведь есть что сказать, и есть что показать, и есть что снять. А времени нет =)
Но тут давеча, отлистывая как обычно френдленту, меня осенило. Аж передёрнуло. Я понял весь глубинный смысл такого явления в фотографии, как русский пейзаж. Очень широко развитое на просторах фотосайтов, локальных конкурсах и пр.
Сразу хочу дать маленький дисклаймер. Я не хочу кого-то обидеть и унизить. И заранее готов попросить у всех прощения, если наговорил (показал) лишнего. Я очень уважительно отношусь ко всем фотографам, чьи фотографии встретятся под катом и не пытаюсь их в чём-то обвинить. Это просто поток моих мыслей, может быть, даже неправильных. Но тем не менее.
А начну я с маленькой истории из жизни.
Когда то давным-давно, в стародавние времена, когда у меня не было не то, что лейки или плёнки, даже никона д300 и кучи объективов, а был только д40 кит, я любил фотографировать всё подряд, а наставлял меня на путь истинный один мой друг, фотограф Р. А его, соответственно, на путь истинный наставлял старший брат, фотограф И. Как-то раз я решил снять пейзаж, а может быть городской пейзаж, но не суть важно. Картинка вышла весьма скучна собой, и тогда Р мне дал Ценный Совет: ты, говорит, подсвети передний план, или помести туда что-то интересное, в пейзаже обязательно должен быть передний план и задний план, а иногда даже средний план.
И мудрости этой - тысяча лет, и живёт она, кажется, исключительно на просторах советской фотографии. Этот совет подхватывает каждый фотограф.Пейзажный фотограф.И свято ему следует.Вкупе с советом снимать пейзаж на ширик.
Вообще, есть три столпа русского пейзажа, на мой взгляд.
1. Снимать пейзаж на ширик
2. Использовать передний и задний план
3. Пользоваться фильтрами
Отсюда и идут фоточки с растянутыми углами и небом с двойным градиентом, но это всё более техническая сторона вопроса. Меня же сильно взволновала композиционная, а именно обязательный передний план.
Взглянем фотографию, которая и стала инициатором сих мыслительных процессов.
Это фотография отличного фотографа Е.Т., признанного отечественного пейзажиста (Ещё раз подчеркну, что я тоже уважаю этого фотографа и человека, и никоем образом не хочу его обидеть).
Что же мы видим на ней?
На самом деле, мы видим на ней не пейзаж, а портрет, портрет коряги. Эта коряга забрела в национальный парк Йосемити в Америке и там встретила фотографа Е.Т. И попросила его сфотографировать её на фоне парка, потому что ни один пенёк дома не поверит, что она туда забралась. Он её и сфотографировал, по всем законам портрета "я и пальма". Ну, или, русского пейзажа, если использовать другую терминологию.
Взглянем на ещё один пример подобной фотографии.
Это фотография отличного фотографа А.Е., признанного отечественного пейзажиста (Ещё раз подчеркну, что я тоже уважаю этого фотографа и человека, и никоем образом не хочу его обидеть).
А.Е. приехал в природный парк Ергаки, и там, возле Озера Художников, встретил семейство одуванчиков. Одуванчики попросили его сделать портрет на фоне озера и ергакских ёлок. А.Е. просто не мог отказать.
Как известно, природа тем прекраснее, чем удалённее и суровее. Поэтому чаще всего на край света вместе с фотографами забираются камни. И просят их сфотографировать себя на фоне какого-нибудь потрясающе-красивого заката. Таких фотографий полно у каждого, например, у фотографа В.Б. Камни обычно передвигаются группами, поэтому для групповых портретов, как известно, чаще применяются ширики. Хотя я в общем-то и не против пейзажей на ширик, там, где это действительно оправдано.
Таких фотографий действительно масса. И особенно много их в арсенале начинающих фотографов, которые снимают несколько лет и не обзавелись богатым визуальным опытом, например, хорошей западной фотографии (как я, кстати!).
Мне даже показалось, что суть этой проблемы в том, что снимая перед погружением в фотографию фоточки типа "я и пальма", познав некую начальную фотографическую мудрость, они отказываются от съёмки людей, но начав снимать пейзаж, продолжают таскать за собой стереотипный сюжет. Или же просто фотографам не комфортно работать с людьми (сложно найти девушек для фото), поэтому они снимают портреты, но без людей, а с элементами природы на переднем плане и пятикилограммовым штативом за спиной.
В общем, я надеюсь, все поняли, что я не имею ничего против каких-то конкретных личностей, и даже каких-то конкретных фотографий. Фотография - это вообще искусство, это поиск, это вечное переосмысление ценностей и идеалов каждым человеком в отдельности и всем человечеством в общем. Зато, надеюсь, все поняли, с каким явлением в фотографии лично я не согласен. Называется "портрет я и пальма". Вне зависимости от того, в каком жанре снят этот портрет.