С раннего детства бабушки и дедушки рассказывали мне про День Победы, что была война, что было трудно и тяжело, но народ не был сломлен, и мы победили. Приводили меня к памятнику павшим воинам, показывали выбитые на граните имена прадедов. Вспоминали, что сами видели или перессказывали, что от других знали. Большая история через маленького человека.
После войны прабабушка вышла замуж второй раз, дед Коля воевал, был в плену, бежал, дошёл до Берлина. Прекрасный был рассказчик и гармонист, но про войну никогда не рассказывал, только сказки. :) Прекрасно помню его с неизменным беломором в зубах, у открытого окна или на лавочке возле дома. Ежегодно пионеры приглашали его с бабой Аней в деревенский клуб, где у памятника проводился маленький митинг, дети читали стихи и дарили ветеранам гвоздики. А они грустно улыбались. Всегда было приятно возвращаться с ними домой, бабуся в одном из своих лучших крепдешиновых платьев, дед в пиджаке с орденскими планками, и я с ним рядом, за ручку, гордая до невозможности. Орденов у него было много, но относился к ним без пиитета, разрешал внукам поиграть, и к моему рождению остался только Орден Великой Отечественной войны.
У деды Васи, папиного папы, была знаменитая серия книг, посвящённая войне, 20 или больше томов, бордовые оболжки, золотое тиснение, лощёная бумага. Я с самых ранних лет любила эти книги перелистывать, а когда стала постарше, читала уже с некоторым пониманием. Спустя много лет случайно обнаружила, что всех маршалов помню в лицо и пофамильно. :) Самое тяжелоё впечатление оставляли фотографии сожжённых домов, пленных, голодающих, повешенных. А больше всего любила фото с Парада Победы, как солдаты возвращались домой, как штандарты фюрера под Мавзолей кидали, как Жуков на белом коне Парад принимал. С тех пор не могу спокойно относится ко Дню победы, сразу щекочет в носу и наворачиваются слёзы.
А ещё любила старые открытки, у деда была большая коллекция. Самой любимой была открытка "Дошли!", и все они, участники войны, неизменно представлялись мне такими, молодыми, весёлыми, удалыми. И пусть они всегда такими будут.