Интересная Самара

May 06, 2013 23:39






































Самарская набережная самая протяжённая на Волге, самая красивая в России. Принято считать, что набережную в Самаре начали строить в 1939 году и продолжили после войны, в 1954. Отчасти это верно, но вот в «Альбоме городских голов Российской империи», изданном в 1903 году, в заслуги самарскому городскому голове Неклютину кроме окончания постройки Кафедрального собора ставилось и сооружение каменной набережной.

Как строилась набережная в 50-х 60-х годах 20 века можно почитать в ЖЖ Олега Фёдорова http://oledjio.livejournal.com/144161.html , мы же сегодня поговорим о набережной позапрошлого века.



3 мая 1885 года члены городской управы, осмотрев набережную в местности бывшей Бабошиной бани, составили протокол, в котором в частности отмечалось: «Сооружение набережной по берегу реки Волги существенно необходимо не только в хозяйственных, но и в гигиенических целях города. Не говоря уже о том, что набережная в нынешнем виде представляет безобразное зрелище не благоустройств и беспорядка недостойного города Самары».

В том же году городской архитектор составил две сметы на устройство временной деревянной и каменной подпорных стен напротив 19, 20, 43, 44 и 45 кварталов - это участок набережной между современной улицей Комсомольской и ул. Некрасовской. Сметная стоимость каменной подпорной стены составила 90 410 рублей, сумма по тем временам просто огромная.

Прежде всего, для образования набережной требовалась планировка местности. В Самаре этот вопрос решался старым испытанным способом - городские власти разрешали жителям сваливать навоз в определённом месте, навоз пересыпался землёй и песком. Так как планировка площади под новый собор уже была закончена (именно туда весь город сваливал навоз, выравнивая неровности соборной площади), то распоряжение городской управы о свалке навоза в районе бывшей Бабошиной бани пришлось как нельзя кстати. Как вы понимаете, этого "строительного материала" в городе, где лошадь, а то и не одна, была почти у каждого жителя, было предостаточно.
Землю для пересыпки навоза решено было свозить с места, где планировалось строительство городского театра. Так появилась Театральная площадь и первые участки подпорной стены самарской набережной. Не обошлось, конечно, без казусов. Самарский обыватель хитёр и ленив, сказано валить навоз, будем валить, а вот разравнивать и пересыпать землёй и песком многие забывали. Через пару месяцев над набережной стоял специфический запах, а в Волгу текли ручьи навозной жидкости. Пришлось городской управе ассигновать 15 рублей на полицейскую будку, под неусыпным взором блюстителей порядка дело пошло на лад.

В 1899 -1901 году в Самаре была построена каменная подпорная стена напротив городского водопровода (Ульяновский спуск). Эскиз фасада этой стены рисовал известный самарский архитектор А.А. Щербачёв.

Но не только возведением подпорных стен на набережной занимались самарцы на рубеже 19-20 веков, волновало их и благоустройство набережной. В 1890 году напротив здания городского водопровода был разбит сквер. Для устройства сквера удельная контора бесплатно выделила городу 2000 деревьев. 3 - 5 летние деревца вяза, ильма и неклена из Красноглинского питомника весной привезли в Самару. К слову, неклен (ударение на первый слог) - дерево что ни на есть самарское. Кто в детстве не играл с семенами этого дерева - крылатками. Мы из них делали вертолётики и смешные носики. Так вот, по-английски крылатка - Samara.

Конечно, набережная до середины 20 века вид имела неприглядный, но всё-таки строится она начала в 19 веке, и 3 мая (по старому стилю) 1885 года можно считать днём рождения самарской набережной.

источник
Previous post Next post
Up