Лет 20 назад я сформулировала правило. Если мне хочется пространно критиковать кого-то, тратя уйму времени на доказательства, что «говно - это говно», следует проверить, не завидую ли я каким-то успехам критикуемого, и нет ли в моём прошлом тайных грешков, заслуживающих дословно такой же критики.
Если, по размышлению, оказывается, что зависть есть, и она обоснована, я обдумываю, каких здравых черт противника мне не хватает, и далее стремлюсь их выработать. Заноза тайного грешка устраняется ещё легче - достаточно рассказать о нём кому-нибудь. После этого навязчивая тема «отлипает», и я могу спросить себя, чего я на самом деле от оппонента хочу. Противостоять ему, переубедить его, или забыть о нём и сосредоточиться на тех, кто действительно является опасным врагом.
Иногда, впрочем, это не так-то легко сделать. Если недостаточно данных, чтобы понять, в чём именно заключается моя мечта, и как достичь её, не становясь похожим на оппонента, процесс может тянуться годами.
Одна из раздражающих тем, от которой я не могла отлипнуть двадцать пять лет - это советский мистик Даниил Андреев. Певец христиано-индо-буддийского экуменизма, визионер, десять лет строивший на нарах титанические картины многомерного бытия, пророк счастливого будущего и мирового братства... По совместительству так же: инфернореалист, очень вкусно описывающий ужасы преисподних, и блекло - счастье эмпирей, этик в духе Оруэлла: ненасилие у него не исключает тюрем и наказаний, абсолютная свобода слова - цензуры; обещание снять со сферы любви и эроса бремена прежней морали - демонизации секса. Картины борьбы Света и Тьмы из «Розы Мира» порадовали бы Перумова с Ниенной - вначале автор клянётся, что святым силам отвратительны жестокие законы загробного возмездия, и они стараются пожертвовать собой, лишь бы избежать насилия, а потом нам показывают, как святые архистратиги загоняют тёмные души в адские узилища и «кастрируют» по линии талантов.
Плохо, конечно. Но что в этом особенного? В эзотерике практически нет «звёзд», которые не были бы, хотя бы немножко, ханжами и вредителями. А по сравнению с теми, кого я считаю учителями, Андреев вообще агнец. За что же я на него взъелась?
Разбор по указанному принципу довольно быстро обнаруживает причину. Даже две.
Во-первых, Андреев создал свою систему магической работы со стихиалиями, а я аналогичный проект забросила в институте, потому что не пустило научное мировоззрение. Так и не удалось мне поверить, что физический мир - лишь почва, на которой прорастают падающие из астрала семена-архетипы. Чем больше узнаёшь естественные науки, тем красивее кажется природа, создающая сложные формы с помощью простых законов. Придание миру начальства в виде духов-скульпторов и подлежащих астральных сил убивает эту красоту. Кроме этого, архетипы - субъективны и антропоцентричны. Трудно найти даже двух людей, которые, ища «глубинный смысл» ряда вещей, независимо пришли бы к одинаковым определениям. Я насмотрелась на это, участвуя в разработках игровой магии, и не верю, что под всем этим многообразием личных классификаций («феномен - элемент») скрыт какой-то общий философский детерминант.
Во-вторых, Андреев верит в просветление мира и знает, как именно это случится. Что бесит меня, поскольку я просветления мира жажду, но не знаю, куда к нему двигаться. Опыт не позволяет мне верить, что каждый человек в глубине души содержит одну и ту же штампованную Истину, так что, стоит прочесть проповедь, и весь мир, дружным маршем, с улыбками на лицах, ломанёт в сторону, предписанную догмой. Мне мерещится, чтобы сделать мир счастливым, придётся сохранить уникальность каждого. Но можно ли сохранить уникальность агрессивного быдла, которому позарез надо самоутверждаться за счёт слабых? Или уникальность Макиавелли, который живёт только в моменты манипуляции толпой? Как минимум, свобода воли означает, что не каждый поддержит мою идею утопии. Может, у него своя есть. Если же я некоей силой (сколь угодно святой) перековеркаю на утопический лад волю самых отмороженных уйобков, сделав их безвредными - не скажут ли мне благородные и прекраснодушные борцы: «это тебя надо было лоботомировать ДО того, как ты...»?
В общем, эта путаница продолжалась до нынешнего момента, но тут внезапно френд
Элан Тедронай подбросил незнакомое ранее произведение Андреева -
«Железную Мистерию». Уже с первых строк оно подкинуло моё впечатление об Андрееве в плюс - он осознанно использует неправильную рифму и по композиции напоминает стихотворные драмы Хармса. Позднее это впечатление подувяло, когда я обнаружила, что автор, как обычно, на одну блестящую страницу пишет десяток нудных и вымученных. Однако, мелкие прозрения («весь мир есть код», «Средиземье» - это 1950 год!) и истинно петуховская картина пост-термоядерной России позволили заключить, что парень-то непрост. И «Железная Мистерия» небрежным движением попадает в разряд моих стержневых произведений.
Это спустило в моём сознании какой-то триггер, потому что, задумавшись ещё раз на тему «А как бы Розу Мира организовала я», я осознала, что ответ есть, и что андреевский - причудливым образом близок моему.
По Андрееву, мир будет просветлён позитивными людьми при поддержке светлых стихий - земли, воды и пр.
А у меня есть психологическая система деления людей на 8 классов - которые соотносятся со стихиями. Система разрабатывалась чисто для моего удобства и не претендует на всеобщность. Но, согласно ей, у каждого класса есть центральный жизненный мотив. Например, «стать чемпионом». Или «всегда поступать правильно». Или «идти наперекор моде». Осталось только научиться так формулировать эти мотивы, чтобы они выполнялись при достижении единой цели. Я пока ещё не умею этого делать, но уверена, что это возможно. Так что, аллегорически, действительно получится, что будущее - это люди плюс «стихийная магия»...
И да, цензура и тюрьмы поначалу будут. Но не потому, что таков план. Просто - пусть люди сами решают, как защищаться от бед. Цель «розомирщиков» - советовать и мотивировать, двигая законы к лучшему, а не писать их.
Надо бы поднять и вопрос магической системы стихиалей, я уже имею набросок решения, но пока он не кристаллизовался.
Присоединяйтесь на DreamWidth
Отныне подзамки - только там