Вот я и осилила три книги Чезаре Ломброзо: «Гениальность и помешательство», «Женщина проститутка или преступница», «Любовь у помешанных».
Зачем мне это было нужно?
Дело в том, что Ломброзу высоко котировал мой учитель, Григорий Климов.
Как я могу называть эту мерскую скотину учителем?
Дело в том, что учитель не обязан быть приятной персоной - иногда его функция состоит в том, чтобы насовать в рожу. Остальное ученик сделает сам. Вот я, например, до 23 лет занималась д'артаньянством и «искоренением безнравственности», а фактически - самоотрицанием. Исключительно из уверенности, что всё неправильное, что я чувствую в эротической сфере, суть временное искажение, и я от него рано или поздно избавлюсь, или погибну. При этом меня не слишком заботило устранение настоящих шор разума - гнева, пафоса, бессмысленной болтливости, самодеструктивной пассионарности, мизантропии и т.п. Климов всё это развернул задом наперёд, постулировав, что я никогда не избавлюсь от девиаций низшей чувственности, они встроенные, а вот высшие человеческие проявления надо бы пролечить.
После Климова я слышала про доктора Чезаре редко, но метко - ровно столько, чтобы составить о нём впечатление как о смоляном чучелке от психиатрии, которое и бросить невозможно, и показать противно. Даже сторонники генетических пенитенциальных систем, на словах бьющие ему земные трибьюты, предпочитали цитировать его скупо, пугливо, культурно зажав носик.
Короче говоря, он навевал иррациональный ужас, ещё даже до ознакомления.
Ну а разве я могу пройти мимо того, что навевает иррациональный ужас?
Чтоб не было так страшно - нарезка цитат «великого и ужасного».
Если коров кормить смесью из конопли и опиума, то они легко становятся буйными и опасными для окружающих (Pierquin)
Биша и фон-дер Кольк заметили, что у людей с искривленной шеей ум бывает живее, чем у людей обыкновенных. ... Всем известно, каким остроумием и хитростью отличаются горбатые
Уже издавна замечено было как простонародьем, так и учеными, что в гористых странах с теплым климатом особенно много бывает гениальных людей. ... Цицерон тоже не раз упоминает о том, что в Афинах благодаря теплому климату родятся умные люди, а в Фивах, где климат суровый, - глупые.
Vogt рассказывает следующий случай из жизни аистов. Парочка их гнездовалась в продолжение нескольких лет подряд на одном и том же месте в деревне близ Soletta. Однажды заметили, что, в то время как самец находился на охоте, к самке подлетал другой, более молодой самец и, видимо, начал за ней ухаживать. Самка вначале прогнала его, затем начала благосклонней относиться к нему и, наконец, позволила ему обладать ею. После этого оба любовника полетели на то место, где самец охотился за лягушками, и заклевали его своими клювами (Figuier. Lesoiseaux, 1877).
Интересное извращение материнского чувства наблюдается у самки фазана. К своим собственным птенцам она относится совершенно равнодушно, но охотно возится с птенцами других самок.
Куропатка так любит своих птенцов и так ревнует их, что часто из одной только ревности пожирает чужих птенцов (Lacassagne, Id.).
Некоторые животные похищают чужих детенышей. Например, бесплодные кобылы и мулы похищают чужих жеребят, которые, однако, у них погибают от голода.
Субъекты эти [сатириаки] большею частью находятся в состоянии полной гиперестезии к свету, к звуку, половым ощущениям; они бросаются на женщину, не обращая внимания на ее возраст; а если им мешают, приходят в ярость и становятся вампирами (Моро).
Нимфомания превращает самую робкую девушку в вакханку, которую по нескромности нельзя даже сравнить с проституткой. Каждый встречный мужчина становится предметом ее страстных желаний; она зовет его, просит, старается возбудить хитростью, ласками и самым утонченным кокетством, но если этим не достигает цели, то пускает в ход насилие и угрозы. Часто она страдает от чрезмерной жажды. Запекшиеся губы, зловоние изо рта, слюнотечение, высунутый язык, подергиванье ног, холодный пот и стремление убивать всякого встречного - вот симптомы, дополняющие картину болезни, похожей на гидрофобию, тем более что, как и при последней, здесь наблюдается боязнь жидкостей и чувство удушья. Позднее наблюдается опухание клитора и лимф, прострация сил и наконец смерть.
Извращенная или превратная любовь напоминает и объясняет нам лесбийские ужасы
Что оказалось.
Ломброзо - пре-фрейдистский психолог, с соответствующими изъянами и прорывами.
Статистические таблицы, ссылки на чужие работы и солидно звучащие обобщения придают его трудам облик чего-то высоконаучного, а выдержки из биографий знаменитостей рисуют автора как человека с редкостными познаниями в истории.
К сожалению, если проверить написанное, оно обескураживает своей бесполезностью.
То, что Ломброзо подаёт как истинные факты о психопатиях великих людей, в 90% случаев оказывается сплетнями - с известным авторстком и неизвестной по сию пору мерой истинности.
Численные данные, приводимые автором, действительно внушают уважение - к тому труду, который понадобился для их сбора. Однако, истолковывает их Ломброзо «левой пяткой» - придавая произвольный смысл видимым лишь ему закономерностям и объявляя единственное возможное объяснение там, где может быть масса других, не менее правдоподобных. По сути, свой исследовательский метод и место в науке он же сам и описал, только проецируя на других психов:
Всего больше сказывалась, впрочем, его ненормальность в том, что он придавал громадное значение ничтожнейшим фактам, вычитанным из какой-нибудь газетки, и тотчас же принимался обобщать их. Прочтя, например, что в Лиссабоне ребенок упал в воду или что женщина сожгла себе юбку, Бозизио немедленно приводят эти факты в доказательство вырождения расы.
Все такие факты показывают нам, что градации, переходные ступени между умом и сумасшествием вовсе не принадлежат к области гипотез ... разве мы не встречаем на каждом шагу полукретинов, полурахитиков и, к сожалению, слишком часто - полуученых?
Некоторые ходы рассуждения Чезаре сильны и новы даже для XXI века. Например, рассматривая различные пороки цивилизованного человека, он обращается к примеру животных и диких племён, чтобы доказать, что такое поведение не является чем-то уникальным, и даже особенным, в мировой истории.
В плюс Чезаре можно поставить и то, что, описывая проституток и преступниц, он не даёт удобной для моралистов картинки - социопатки оказываются не только эгоистичны, злобны, лишены материнских чувств, богохульны, но так же кооперативны, самопожертвенны, чадолюбивы, редигиозны. Конечно, делает оговорку Ломброзо, это не полноценные добродетели, а скорее каприз или сентиментальность, но - взгляните, человеческое им не чуждо! В его описании властных атаманш можно усмотреть почти восхищение, а когда он пишет про институток, вынужденных идти в воровки, то винит социум, эмансипирующий женщин, а затем давящий их традиционной ненавистью к женскому уму.
Всё это, однако, меркнет перед выводами, которые Ломброзо сделал под конец жизни - «пожизненно сажать, почаще казнить» - касаемо тех преступников, которые «врождённые», и не могут быть иными.
Ещё ряд фактов.
Ломброзо отрицал, что гениальность всегда равна безумию. Даже более того, он допускал, что и проявления гения, внешне подобные безумию, не всегда являются безумием.
Антисемитизм он называл «язвой современной Германии» - что, впрочем, неудивительно, поскольку сам еврей. Особенные успехи европейских, и только европейских, евреев Ломброзо объяснял высоким давлением естественного отбора.
Ломброзо считал религию формой помешательства. В то же время, кажется, не исключал способности человека передавать мысли, видеть сквозь время и расстояние, и т.п.
Ломброзо не уважал поэтов и высокосветских остряков, видя в рифмовании и изобретении каламбуров образ мысли, свойственный безумцам. В то же время, он сформулировал, что сочинение мерных стихов - форма психотерапии.
В изображении Ломброзо, социум полон безумцев, занимающих ключевые общественные должности - что становится кристалльно явственным, если раскопать некоторые их сочинения.
Ломброзо полагал, что, хотя женщина совершает меньше преступлений, она более склонна к «дурному», не уважает чужой собственности, имеет слабые понятия о законе - что проявляется в невообразимости злодеяний и лицемерия, когда она «дорвалась».
Изредка описания психопатов у Ломброзо так хороши, что даже не важно, существовали ли они на самом деле - я всё это сохранила, чтобы было на что опираться в творчестве. Могу поделиться.
Клеймя социум за то, что он травит «безумные» открытия гениев, и основная травля исходит от учёных, Ломброзо нелепым образом следует той же дорожке. Например:
В сочинениях Конта рядом с поразительно глубокими положениями встречаются чисто безумные мысли, вроде той, например, что настанет время, когда оплодотворение женщины будет совершаться без посредства мужчины [ныне: ЭКО]
Наконец, помешательство Кодацци выразилось в том, что он придумал способ сочинять музыкальные мелодии посредством вычисления [
ныне: процедурная музыка]
Некогда известный поэт М.Ж., .... сочинил трагедию, где в число 60 действующих лиц помещены и Архимед с Гарибальди, и Эммануил Карл Феликс с Евой, Давидом и Саулом. Тут являются также и невидимые персонажи, звезды, кометы, которые тем не менее произносят длиннейшие монологи [ныне: постмодернизм, обериуты]
Некоторые пуританские оговорки Ломброзо ярко демонстрируют разницу морали между «тогда» и «сейчас». Например, секта адамитов попала у него в список безнравственных исторических учений (обобществлявших жён, молившихся голыми) за то, что лидер разрешил сектантам трахаться при свете дня.
Про одну из проституток, по мелочи подчёркивая её «нравственный идиотизм», Чезаре пишет: «в 23 года имела уже двух детей», «в 36 лет у нее уже было шестеро детей». Деревенские нравы ему, кажется, неизвестны.
Мастурбацию и минет, которые женщина делает мужчине, Ломброзо называет «этими мерзостями».
«Николай Гоголь, долгое время занимавшийся онанизмом...» Без комментариев.
В признаки родовых психопатий Ломброзо включает смерти от менингита.
Кофе и табак у Ломброзо приравнены к наркотикам:
Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а Руссо - кофе; ... Ленау в последние годы жизни тоже употреблял слишком много вина, кофе и табаку. Бодлер прибегал к опьянению опием, вином и табаком.
Весьма доставляют упоминания о киберсексе и досках знакомств в Древней Греции:
Культ Афродиты был не что иное, как культ проституции, как это доказывают различные названия, данные этой богине. Так, она называлась ... ... «Mechanitis» (механическая богиня), так как изображения ее из дерева с мраморными ногами и лицом, будучи приведены в движение при помощи скрытых пружин, передавали самые циничные и грязные позы и движения.
Если молодому афинянину нравилась какая-нибудь гетера, он, по словам Люциана, Алкифрона и Аристофана, писал ее имя на стенах храма, прибавляя к нему несколько лестных или шутливых эпитетов. Утром каждая куртизанка посылала свою рабыню читать на стенах храма надписи, и если в числе их находилось и ее имя, то она в знак согласия отправлялась в храм и там ожидала своего поклонника у своей надписи.
А теперь я хочу познакомить вас с великими чудаками, которые были великими, и чудаками, на самом деле - в этом Ломброзо не соврал.
Афинский политик Солон
- Начинал как остросоциальный поэт, продолжил как лидер и демократический реформатор
- Создал сеть демпинговых борделей для купирования фрустрации и пассионарности у молодёжи, за что был обожаем и восхваляем афинянами. Ну, и казну пополнил.
- Когда афинская цензура наложила бан на пропаганду войны с о.Саламином, притворился сумасшедшим и читал антисаламинские поэмы на площади
- Хвалил себя в мадригалах за то, что законодательно «подружил» олигархов с демосом, никому не дав лишних прав
- Когда те и другие оказались недовольны, подверг себя добровольному изгнанию (хотя, мог бы стать диктатором и придавить их)
- Отсутствовал 10 лет, был без проблем принят назад, при этом за время изгнания его законы никто не попытался изменить! Хотя, срались много...
- Если верить Плутарху (спойлер: Плутарху нельзя верить) троллил Крёза, утверждая, что самые счастливые люди - это не богачи, а мученики за счастье других.
- Умер в преклонных годах, как говорят, своей смертью, хотя, точно неизвестно.
ССЫЛКА 1
ССЫЛКА 2
О.Конт и его Религия Человечества
Религия Человечества - нетестическая религия, созданная Огюстом Контом, основателем философии позитивизма.
Огюст Конт разработал её для сообществ, основанных на принципе позитивиза, чтобы подменить социально-связующую функцию обычных религий.
Согласно Тони Дэви, система включала в себя полную систему догматов и ритуалов, с литургиями, таинствами, священством и понтификом, и всё это - вращалось вокруг идеи обожания Человечества («Новая Всевышняя Сущность»). В дальнейших разработках она была дополнена до Троицы ипостасями Grand Fetish и Grand Milieu (Земля и Космос).
Столпы религии:
- альтруизм - подразумевающий щедрость и самоотверженное служение другим
- порядок
- прогресс - последовательные прорвывы в сфере индустрии и технологий
Таинства религии: - Посвящение - с имянаречением и взносом
- Признание - по окончании обучения
- Предназначение - при выборе карьеры
- Бракосочетание
- Уход на отдых - в 63 года
- Разрыв - экскоммуникация нарушителя
- Инкорпорация (поглощение историей) - через 3 года после смерти
По Томасу Хаксли, религия Человечества - «католичество минус христианство». Священникам предписывается быть женатыми, чтобы испытывать облагораживающее влияние женственности. Они должны быть учёными, художниками, танцорами, певцами, а их молитва будет излиянием в души паствы слова о высших идеалах. Обучение на священника начинается в 29 лет, длится до 35, и до 42 кандидат продвигается по карьерной лестнице к статусу настоящего священника. Священники не зарабатывают службой денег и не могут занимать госдолжности - таким образом, их служение истинно альтруистично.
Конт объявил себя первоствященником новой религии и решил сделать её центром Париж.
Он пытался склонить на свою сторону Николая I, Решид Пашу и орден иезуитов. С орденом он вёл переписку, где убеждал их переименоваться в «игнациан», взять на себя управление католичеством и объединиться с религией Человечности в войне против протестантства, деизма и скептицизма за будущий католически-позитивистский мир.
Срался с женой, бросил её в пруд.
Религия Человечества существует и практикуется ограниченным кругом по сию пору.
ССЫЛКА
Янош Бойяй
Венгерский математик первой половины XIX века. Один из первых усомнился в аксиоме о параллельных прямых и стал разрабатывать неевклидову геометрию - его отец, так же известный математик, охарактеризовал этот проект как «гнусное извращение, способное поглотить тысячу Ньютонов». Отлично танцевал, владел 9 языками, включая тибетский, никогда не пил и не курил. Однажды одолел в дуэли на кавалерийских саблях 13 сослуживцев по очереди - в перерывах играя на скрипке для отдыха (это было его дуэльным условием).
Родом из Трансильвании.
ССЫЛКА
---
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B9%D1%8F%D0%B8,_%D0%AF%D0%BD%D0%BE%D1%88 Крестовый поход детей
В 1212 году, когда все христиане горевали о потере Святой Земли, маленький пастух из Клое (Вандом), вообразив себя избранником Божиим, начал уверять всех, что под видом незнакомца к нему явился сам Бог и, приняв от него хлеб, поручил отнести письмо к королю. Тогда все сыновья окрестных пастухов сбежались к маленькому пророку, а вслед за тем до 30 тысяч человек взрослых мужчин сделались его поклонниками и последователями. Вскоре начали появляться и другие восьми-девятилетние пророки, которые произносили проповеди, творили чудеса и приводили целые отряды доходивших до исступления детей к новоявленному святому из Клое. Затем вся армия направилась в Марсель, где море должно было расступиться, чтобы странники, не замочив ног, могли дойти до Иерусалима. Ни королевское запрещение, ни родительская власть, ни неудобства и лишения всякого рода - ничто не могло удержать маленьких пилигримов. По прибытии их в Марсель двое мошенников нагрузили семь больших кораблей несчастными детьми и увезли их на Восток с целью продать там в рабство.
ССЫЛКА
---
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9 Лютер
нередко просыпался в полночь и вел диспуты относительно обедни с сатаной, некоторыми аргументами которого и воспользовался потом, когда доказывал нелепость обрядов при католическом богослужении.
Генерал Мале
Классический пример в таком роде представляет генерал Мале, который, будучи мономаньяком и находясь в доме умалишенных, без денег, без солдат, с помощью двух только союзников - священника и слуги - пытался свергнуть Наполеона, и на один день почти успел в этом: подделав приказы, он [тяжело ранил коменданта Парижа], арестовал начальника полиции и обманул почти всех корпусных командиров, уверив их, что Наполеон умер. И это была не первая проделка его: еще в 1808 году он вздумал произвести восстание посредством фальшивого декрета от имени сената.
ССЫЛКА
---
http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Mikaberidze1/index.html Присоединяйтесь на DreamWidth
Отныне подзамки - только там