Последнее время у меня увлечение - читать классику. Поэтому сейчас в данном бложеке пойдут рецензии известных, знаковых, произведений. Возможно, они даже слишком известны - но тем и лучше.
«Портрет Дориана Грея» - простенькое, длинное, но вычурно украшеное произведение. По сути, его можно было бы назвать затянутой новеллой, однако, 300 электронных страниц нетрудны для чтения, мотивации героев прозрачны, а там, где читатель может усомниться, автор охотно приоткрывает дверцу в «кухню чувств». Некоторое непонимание у современного читателя могут вызвать невероятные сентиментальность и экзальтированность протагонистов - выражающих свои чувства, в том числе друг к другу, со смелостью, ныне не принятой. Персону с девственным лиературным вкусом естественно потянет приписать это ориентации автора, что будет ошибкой - судя по всему, это стандартный приём писателей-романтиков XIX века, Уайльд в этом смысле даже менее «развесист», чем Гёте.
Сюжет вполне достоин современных стандартов фэнтези. Художник Бэзил, влюблённый в 20+-летнего Дориана Грея (на самом деле, нет никаких симптомов, что любовь плотская, но цензура XIX века вымарала и это), получает такой творческий стимул, что прорывает границы невозможного и запечатлевает на портрете душу своего натурщика. Друг Бэзила, лорд Генри, использует этот портрет как наглядный аргумент в пользу гедонизма и порока («он всегда останется юным, а ты - нет!»). Грей, принявший страшилку Генри близко к сердцу, высказывает пожелание, чтобы вместо него старел портрет, и эта «молитва» исполняется. Сколько бы Грей ни кутил по кабакам и ни соблазнял девушек, сколько бы ни творил преступлений, он даже в 40 выглядит на 18, и всегда выходит сухим из воды. Портрет, напротив, символически отражает все дурные изменения в натуре Грея. В конце концов, в ужасе от вида своей души, Грей решает раскаяться и начать новую, добродетельную жизнь... Скорее всего, это такая же кратковременная прихоть, как и всё остальное, но проверить это мы не успеваем: в приступе отвращения Грей пронзает свой портрет-талисман ножом и умирает.
Пройдёмся по персонажам.
Дориан Грей
Несомненно, является любимчиком автора - с одной стороны, непонятым, критикуемым и наказанным в конце, с другой - тайной невоплощённой мечтой и загадкой, образом, к которому Оскар стремился всю жизнь, но не так и не смог понять, «как оно работает». «Стремился» - не в плане вечной молодости. Портрет - это, скорее, сюжетная «отмазка», позволяющая любоваться своим героем до последней страницы. Речь идёт об истинном либертинстве - которое Оскара очаровывало и манило, но для которого он был слишком прям и человеколюбив. Уайльд как бы задаёт своему герою молчаливый вопрос: «Как можно быть таким жутким эгоистом, поступать с людьми сообразно своим капризам, обманывать и мучить их, но при этом получать удовольствие от жизни и ангельски очаровывать?»
Дориан выписан Оскаром со знанием типажа. Помимо изнеженности, от которой Оскар просто тащится, Грею придана обсессивная компульсивность (изрядная часть новеллы посвящена красочному перечислению личного музея Грея, с краткими аннотациями экспонатов), паранойя (он подозревает верного слугу в том, что тот прокрадётся наверх и подберёт ключи, чтобы увидеть портрет, хотя, тот понятия не имеет ни о портрете, ни о его месте, ни о значении). Отмечу, что, как это обычно и бывает, Оскар ради динамичности сюжета придал Грею несколько несовместимых с ним, но близких автору черт: пластичную, легко наполняемую чужой болтовнёй, психику, и вызывающую самодостаточность.
Следует отметить зловещий знаковый момент. Дориан Грей погибает не под грузом грехов, а в миг потери цельности - колебания, ненависти к себе. Стоит ему задуматься о хорошем, светлом, чистом, осудив себя за предыдущий путь, и он сам ставит себе подножку, так и не сделав ничего полезного. Не есть ли это урок всем греям?
Лорд Генри
Генри, «Тёмный Сократ» высшего общества, совращающий золотую молодёжь своими парадоксами к вседозволенному гедонизму - это отражённый в кривом зеркале Оскаровского пламени демагог-манипулятор. Типаж напрочь непонятный автору и явно воспринимаемый с холодком, хотя, нельзя не признать отчаянных попыток Уайльда рационализировать и таким образом частично простить его. Кое-что Оскар уловил безошибочно - желание быть «властителем душ», способность придавать любым шокирующим идеям заманчивую эпатажную броскость просто из спортивного интереса, так же и не чуждость истине - с чистейшей, прекраснейшей истины (и это знают все сектанты), удобнее всего начинать внедрение деструктивных идей.
Вот что, например, Генри говорит в начале.
А хорошее влияние в принципе невозможно, мистер Грей. Любое влияние безнравственно .... Потому что оказать влияние на другого - значит вложить в него свою душу. И тогда человек начинает думать чужой головой, жить чужими страстями. Добродетели у него уже не свои, да и грехи - если вообще существует такое понятие, - он заимствует у другого. Он становится перепевом чужой мелодии, актером, исполняющим роль, не для него предназначенную. Ведь главная цель жизни - самовыражение.
Как говорят в интернетах, +100, первонах! Из сказанного можно сделать вывод, что Генри уважает индивидуальность, однако, всё дальнейшее его поведение и мысли демонстрируют обратное: его «прёт» от возможности наполнить кого-то свими идеями, а круг его знакомых попугайски повторяет за ним фразы... Интересно, что именно Генри незначительными, но точно расчитанными фразами заставил Грея каяться в конце - точно так же, как в начале ввёл в грех.
По словам автора, лорд Генри - это то, «как Уайльда видят другие». Точно так же как и в случае Дориана, лорд Генри «тронут» лучиком света, отброшенным личностью Оскара, приобретая от того необычные черты: талант рефлексии и любовь к красоте.
Художник Бэзил
Уайльд ассоциирует его с собой-настоящим, однако, с милой тайной издёвкой подчёркивает трагическую наивность этого персонажа, желание верить, что мир в своей основе хорош: общаясь с откровенным мудаком Генри, Бэзил до конца считает, что Генри только шутит, что он лишь говорит гадости, а в душе чист, и так далее. Бэзил настолько желает людям добра и не хочет быть помехой, что когда он упрекает Дориана за вопиющую чёрствость (тот едет в оперу, а не к семье погибшей невесты), Дориан легко заставляет сомневаться и стыдиться самого обвинителя. В конце истории Бэзил глупо гибнет из-за эмоциональной ветренности Грея - тот сначала загорается желанием показать автору изменённый портрет, а потом под влиянием столь же внезапного страха убивает автора. Тело Бэзила Грей велит уничтожить приятелю-химику под угрозой шантажа - так что в конечном счёте от влюблённого, безупречно верящего в добро, не остаётся ничего.
Сибила Вэйн
17-летняя актриса, которую Дориан обнаруживает в трущобном театре старого еврея, мерсского на вид, но трогающего своей беззаветной любовью к Шекспиру. Девушка в одиночку, лишь своими красотой и талантом, «делает» театр, играя главных героинь и персонажей-мальчишек. Дориан восхищается её игрой, жаждет вытащить её из трущоб, сделав своей женой и выведя на большую сцену. Однако, познав любовь настоящую, актриса, по её словам, теряет интерес к любви ролевой. Грей, пригласивший друзей посмотреть на неё, терпит чудовищное фиаско - видя реакцию прочих, он сам уверяется, что невеста бездарна, и уезжает в гневе и горе, разорвав помолвку. На следующий день юноша оттаивает и решает переговорить снова, однако, девушка уже покончила с собой, съев в гримёрке неизвестный науке, но очень ядовитый театральный препарат.
Примечательно, что Уайльд и сам понимает натянутость поворота с «угасанием любви», как бы между прочим вкладывая в уста Грея следующие слова:
Как же мало вы знаете о любви, если можете говорить, что она в вас убила актрису!
И действительно - буквально сто страниц назад Бэзил под влиянием любви к Грею сотворил чудо колдунства! А эта дура не может играть. Фу. Ну, хотя, в такие годы - мало ли, что могло ей взбрести в голову, психика непредсказуема, так что - толерантнее надо быть. Толерантнее.
Не исключаю, что в образе Сибилы Вэйн Оскар так же вывел себя - разве что более в более простодушном, ранимом и неиспорченном варианте.
«Друзья и родственники Пятачка»
Остальные персонажи - NPC, выписанные временами вкусно, но не имеющие тургора - видно, что, выйдя за пределы авторского внимания, они сдуваются. Впрочем, возможно, тем они и прекрасны. Жизнь как театр, всё такое.
Последствия
Будучи существом Света, Оскар Уайльд обладал способностью воплощать сказки. «Портрет» отбросил яркий блик на его жизнь - через год автор встретил воплощение своего героя, малолетнего кутилу-ангелочка Бози, изломанно-прекрасного, как Грей, но любящего садиться на мозги, как Генри. Так же, сумрачно перекликаются вызов Грея в суд и судилище над Уайльдом, где автор был наказан с лихвой за всё то, что заслуживал его герой. И это не удивительно, учитывая, что Дориан Грей воспринимался Оскаром как личная фантастическая мечта-проекция. Кажется иронией судьбы, что, как и Бэзила, Уайльда погубила попытка «перевоспитать зло», вот только перевоспитывал он не «грея», а общество.
Дополнения и интересные мысли
У растений не только прекрасные и благовонные органы размножения. Уайльд устами Генри тонко подметил, что многие растения, в отличие от людей, способны к мульти-молодости!
Полевые цветы каждой осенью увядают, чтобы весной распуститься вновь. Ракитник в июне каждого года становится таким же золотистым, каким вы его видите в эту минуту. Через месяц пурпурными звездами расцветет ломонос, и каждый год в темно-зеленой ночи его листьев все так же будут загораться пурпурные звезды. А к нам молодость не возвращается никогда.
В «музейной» части романа Дориан Грей постулирует, что все эмоциональные движения - продукт ощущений, позднее это было почти дословно повторено Хаббардом. И именно данный абзац, как я подозреваю, был развит Зюскиндом в отдельный роман - кстати, с очень похожим на Дориана героем (вообще говоря, с чего мы взяли, что Грей мёртв? мёртв - ужасный старик с портрета!)
Он приходил к заключению, что всякое душевное настроение человека связано с какими-то чувственными восприятиями, и задался целью открыть их истинные соответствия. Почему, например, запах ладана настраивает людей мистически, а серая амбра разжигает страсти? Почему аромат фиалок будит воспоминания об умершей любви, мускус туманит мозг, а чампак развращает воображение? Мечтая создать науку о психологическом влиянии запахов, Дориан изучал действие разных пахучих корней и трав, душистых цветов в пору созревания их пыльцы, ароматных бальзамов, редких сортов душистого дерева, нарда, который расслабляет, ховении, от запаха которой можно обезуметь, алоэ, который, как говорят, исцеляет душу от меланхолии.
Про человека как многомерную сущность:
Дориан видел в человеке существо с мириадом жизней и мириадом ощущений, существо сложное и многообразное, в котором заложено многовековое наследие мыслей и страстей, и даже плоть его заражена чудовищными недугами умерших предков.
Про то, что все мы - чьи-то персонажи:
А ведь у человека есть предки не только в роду: они у него есть и в литературе. И многие из этих литературных предков, пожалуй, ближе ему по типу и темпераменту, чем его предки, и влияние их сильнее.
Присоединяйтесь на DreamWidth
Отныне подзамки - только там