Бхагавад-Гита

May 26, 2016 13:37


Бхагавад-Гита - фанфик по Махабхарате (героический эпос индусов), написанный через три тысячелетия после изложенных там событий, но вставленный в канон из-за замечательной атмосферности и могучей теософии. Наиболее точным переводом, если верить Луркмору, является советский, Семенцовский.


Краткое содержание Махабхараты. Жил-был царь Бхарата, наплодивший кучу правнуков-потомков, потомки разделились на две партии - Пандавы и Кауравы. При этом Пандавы отличались силой и доблестью (воевали окрестные царства и правили), а Кауравы - умом и сообразительностью (щемили Пандавов почём зря). Последнее вылилось в то, что Пандавы священным образом проиграли трон в кости - их обмухлевали и в процессе сексуально похарассили их общую жену, полиандрия рулит. Жена, правда, издевнулась над главным Кауравом и негодяем (Дурьодханой) первой, но её невинные шуточки не идут ни в какое сравнение с «воздаянием».

Вернувшись через 13 лет из изгнания и, вопреки уговору, не получив назад трон, Пандавы применили, нет, не силу и доблесть - сначала дипломатию Кришны. Кауравы, однако, не распознали в мелком афроиндусе аватару админа и решили взять его в заложники. Последствия были... неприятными. Кришна сначала проклял род поганый во всю длину, а позднее, не удовлетворившись абстракциями, «слил» одному из Пандавов запрещённый приём битвы на палицах, которым тот в дуэли и раздробил ноги Дурьодхане (кунфу последнего значительно превосходило кунфу «добра», а победить было НАДА!).

Бхагавад-Гита описывает начало решающей битвы, когда вождь Пандавов, Арджуна, поддаётся пацифизму и заявляет, что лучше станет неимущим монахом или позволит себя убить, чем развяжет братоубийственную бойню. В конце концов, на другой стороне немало его друзей, учителей и вообще симпатичных персон - кто бы кого ни убил, всё плохо. Следует заметить, что тем-самым Арджуна воспроизводит мнение брата Кришны, Баларамы (воплощение Мирового Змея Шеши, админский персонаж), пацифиста и справедливца, относящегося к раздорам людей с легкомысленным идеализмом - как к чему-то вроде олимпиады (ведь не могут же они злиться и подличать вправду, на самом деле?!). Воинственность Кришны Змей не одобрял. Впрочем, когда (см. выше) герои начали дробить друг другу кости, дражайшего Балараму это так шокировало, что он и сам попытался прибить нарушителя оралом (почему оралом? а потому что пацифисты мечей не носят!)

Впрочем, вернёмся к теме. Озабоченный тем, что квест стопорится, Кришна садится Арджуне на моск и «с лёгкой улыбкой» читает длинную проповедь. Суть:

  1. Ты не можешь вспомнить, как тебя не было - значит, ты был всегда.
  2. Перерождался, ага. То есть, в будущем ты тоже не исчезнешь.
  3. Так что убить или быть убитым нельзя. Не бойся смерти.
  4. В единичной жизни счастье и горе проходят. Заботься о том, что остаётся, ок?
  5. Конечно, мучиться и умирать - неприятно. Но смерть неизбежна, какая разница, когда?
  6. Ты кшатрий, значит, война должна тебя увлекать. Сдрейфишь - тебя засмеют и ославят.
  7. И да, для мудреца главное - не победа, главное - участие.
  8. Делай то, что делаешь, искуснейшим образом. Это называется «йога».
  9. Не кивай на Веды - они для первоклашек. Самадхи (остановка мысли) - круче.
  10. Эмоции и привязанности отнимают разум. Нужно видеть Долженствование и следовать ему.

Тем временем армиии стоят и внимательно ждут, когда главгерои закончат блабла. Арджуна же спрашивает: ты что меня, суко, к недеянию склоняешь? Зачем мне тогда воевать-то, ом мани падме хум? И тут какбэ вторая часть проповеди:

  1. Хихихи, ни одно живое существо не может «недеять». Оно просто помрёт.
  2. Если, «недеяя», ты продолжаешь желать хавчика, например, ты врёшь, что «недеяешь».
  3. Значит, какие-то действия неизбежны. И они должны быть сделаны! Например, надрать за
  4. Не знаешь, ради чего действовать - действуй ради жертвы. Жертвы крутят колесо мироздания.
  5. Дождик после жертвы богам видел? Ну, вот это оно и есть. Кто не жертвует - лодырь и гад.
  6. Слушай атман. Атман слушай. Слушай атман.
  7. Вот смотри, я - бог, никому не должен, у меня всё есть. Зачем я действую? А должен!
  8. Потому что, стоит мне прекратить - всё рухнет. Люди сами начнут всем заправлять.
  9. Кстати, Атман - это я. Делаешь чего - вали на меня. А кто меня не слушает - кончают плохо.
  10. Короче - веди себя естественно. Просто не вовлекайся ни во что чувствами, ок?

Арджуна недоумевае: все твари ведут себя естественно, как они в таком случае могут поступать неправильно?

  1. А это, отвечает Кришна, от вожделения. Ты сейчас поражаешь не врагов - но своё вожделение!
  2. Да: у нашей школы - древние корни. Я это ещё твоим предкам говорил, а они детям передавали.
  3. Не смотри, что я молод. Я всегда проявляюсь, когда надо опиздюлить зло и наградить добро.
  4. Кто врубится во все мои репликации - тот станет Мною. И я буду его награждать.
  5. Вот зачем я придумал четыре класса персонажей касты? Не для своей пользы, заметь!
  6. У меня вообще нет ожиданий и привязанностей. Так что всё, что я делаю, чисто.
  7. Тебя заботит, как отличить действие от недействия? Никак. Для мудрого разницы нет.
  8. Это называется свободой от двойственности. Брахманирваной.
  9. Вообще, всё в мире - Брахман. И жертва, и брахман, и зритель, и даже действие.
  10. Брахман питается жертвами. Жертвовать можно всё: предметы, чувства, дыхание (пранаяма) и пр.
  11. Круче всего - жертвовать знание. Т.е. экспириенс, в который преобразуется действие.
  12. Действуй, чтобы узнать больше! Узнаешь всё - поймёшь, что все вещи - одно и то же со мной.
  13. Совершив все действия - уничтожишь действие и избавишься от их цепей. Долой сомнения!

Арджуна немного запутан (да и кто бы не запутался от таких прогрузов). Он спрашивает: получается, действия - плохо, раз их надо уничтожать? У Кришны, однако, готов ответ.

  1. Ты же в курсе, что йоги стремятся не совершать действий? Ну, так это ещё один путь!
  2. Когда ты станешь един со всеми тварями - ты не будешь совершать действий. Всё крутится само.
  3. Кстати, добра и зла тоже нет. И ответственности нет. На мне, в том числе.
  4. Тот, кто видит Атман, не делит людей на чистых и грязных. Глина и злато - равны.
  5. Всё хорошее и плохое человек себе делает сам! Соответственно, он свой единственный враг.
  6. Йога - это поза лотоса, дыхание, аскеза, всё такое... И концентрация на МНЕ!
  7. Кто постоянно помнит обо мне - о том и я не забуду что-то с памятью моей

А если лениво - йогой-то заниматься? - жалуется Арджуна, - ибо тело довит, а дух слаб!

  1. Дух слаб, но зато и перерождений много. Не сейчас станешь йогом - так потом. Стремись!

Начав таким образом «за здравие» и вылив на клиента половину идей, до сих пор считающихся самыми крутыми в мистике, Кришна начинает стандартную бодягу про необходимость поклонения именно ему: всё, мол, рождается из него и возвращается в него, если кто верит в иных богов - тот «знание разрушил страстями», что неудивительно: рождаясь в этом мире, люди впадают в заблуждение! Впрочем, даже в других религиях, по сути, поклоняются Господу и движутся в правильном направлении. Верящий же в Господа - выходит из колеса перерождений; и хотя мир разрушается каждые сутки Брахмы, над ним существует стабильная реальность. Тебе - туда. Не будь как асуры и ракшасы, сука. Ещё Господь неподвластен карме. Самый ужасный грешник, любящий Господа, свят. «Порождения лон нечистых / Вайшьи, женшины, даже шудры / Все, кто с верой ко Мне припадают / И они к высшей движутся цели». Ну а брахманы, конечно, ваще, ваще. Закон нашего клуба: думать о Господе, говорить о Господе, рассказывать о Господе. Имя Господа не слишком часто мелькает, но по оговоркам можно определить: это Вишну.

Арджуна, конечно, сразу восхищается: ото же радость, я теперь знаю то, что неведомо ни асурам, ни богам! Потрафим! Не спасуем! А ещё чего скажешь?

Кришна в ответ закатывает поэтическую литанию в стародавнем духе: «Сотворил я эту землю, заключил в границы воздух, утвердил и столб воздушный, и построил свод небесный. Я направил ясный месяц, солнце светлое поставил, вширь Медведицу раздвинул и рассыпал звёзды в небе» (с)Калевала. При этом добавляя, что для него это сущая песчинка, на самом деле он создал гораздо, гораздо больше.

Арджуна просит: покажи, что ли, божественный лик. Кришна предупреждает, что человеческие глаза не способны увидеть божественного великолепия, и даёт Арджуне «глаза йоги». Тот видит этими глазами всё описанное и подтверждает: да, ты круче Брахмы, множество богов и существ в одном теле, немыслимый блеск и очарование, а ещё там есть «пасть», переваривающая в конце всех героев, и богов тоже. «Как же я мог относиться к тебе запанибратски, как к пажу-колесничьему!» - сокрушается и извиняется герой, радуясь в то же время, что увидел нечто, недоступное даже богам. «Хотят увидеть - и не могут!»

Как вы сами понимаете, Арджуне можно верить. Любой индуист вам подтвердит, что его бог (нужное имя вставить) круче Брахмы, а остальные боги являются его аватарами.

По вышеприведённому можно, в принципе решить, что поучения Кришны дозволяют вести себя в мире как угодно - воровать, убивать, ебать гусей, обижать евреев. Некоторым, вроде Гиммлера, так и показалось. Но это неверно. Чуть далее разъясняется образ идеального адепта:

13. Этот йогин - всегда довольный,
    волей твердый, себя обуздавший,
    мысль и сердце в Меня погрузивший,
    полюбивший Меня - Мне дорог.

14. К существам не питая злобы,
    сострадателен он, приветлив,
    эгоизма и самости чуждый,
    в горе - радости он одинаков.

15. Дорог Мне - кто людей не терзает,
    кто и сам от людей не страждет,
    кто от радости, от раздраженья,
    нетерпенья и страха свободен.

16. Дорог Мне этот бхакт Мой чистый,
    отрешенный, лишенный боли,
    многоумный, не любопытный,
    оставляющий все начинанья.

17. Дорог Мне тот, кто полон бхакти,
    кто не радуется, не горюет,
    кто лишен вожделенья и злобы,
    кто и зло и добро покидает.

18. К ненавистнику, к другу ровный,
    одинаковый к чести, к бесчестью;
    к горю, радости, холоду, зною
    ровный, внешним ничем не связан,

19. к похвале и к хуле одинаков,
    молчаливый, всегда довольный,
    сердцем твердый, лишенный дома,
    полный бхакти - сей муж Мне дорог.

В общем, есть чем полюбоваться - если опустить обязательное требование любить индийского бога и отчётливую нотку «блаженны тупые» (не любопытные, оставляющие начинания, безразличные). И полное пренебрежение к семейным ценностям.

7. Нрав негордый и нелицемерный,
  неврежденье, терпенье, честность,
  чистота, почитание гуру,
  также твердость, себя обузданье,

8. отрешенность от внешних предметов,
  в себе самости устраненье,
  созерцанье умом пороков
  боли, старости, родов и смерти,

9. непривязанность, неустремленность
  к сыновьям, жене, дому, богатству,
  постоянная ровность сознанья
  в обретенье благого иль злого,

10. пребывание в уединенье,
    отвращение к сборищам шумным
    и всем сердцем Меня почитанье,
    порожденное практикой йоги,

11. в знанье атмана - непрерывность,
    устремленность к познанью сути -
    таковы здесь приметы знанья;
    а незнанье - все то, что иное.

Не последний интерес представляет в Бхагавад-Гите концепция трёх гун - эманаций, «верёвок», из которых сплетается бытие и существа, и которые всё это связывают, не отпускают. Условно, три гуны (саттва, раджас, тамас) - это «хорошее-нейтральное-плохое», или «счастье-действие-заблуждение», или «знание Добра и Зла - неразличение ДиЗ - извращение знания про ДиЗ». Саттва - счастье - достаточно благоприятная гуна, позволяющая развиться и очиститься, хотя, удерживающая развитие за счёт комфорта. Раджас - энергия эгоизма и желаний, поддавшийся ей, возрождается в «лонах нечистых» (см. выше). Тамас - вообще полное упырство. Но к миру нужно относиться, как к вращению гун, не воспринимая их всерьёз - тогда достигнешь бессмертия.

1. Чистота гуны саттва, бесстрашье,
  пребывание в йоге знанья,
  щедрость, жертва, умеренность, тапас,
  прямота, повторение Веды,

2. неврежденье, правдивость, безгневность,
  краткость речи, покой, отрешенность,
  к тварям доброе сердце, нежадность,
  кротость, несуетливость, стыдливость,

3. чистота, сила, твердость, терпенье,
  дружелюбие, негорделивость -
  кто рожден для божественной доли,
  эти качества соединяет.

Далее мы узнаём, что люди делятся по природе на богов и асуров. Асуры считают мир нереальным, обречённым на окончательную гибель в конце, и потому - всё в нём дозволено. Соответственно, посвящают жизнь удовлетворению желаний, успешность считают по количеству побед и трофеев. Обман и пороки для них - норма, идеалов и этики нет. За это асуры перерождаются, внезапно, опять асурами, всё дальше уходя в неведенье.

21. В ад приводят врата тройные:
    вожделение, злоба, жадность

Далее обсуждается вопрос: какие ритуальные практики - вайшнавитские. Здесь Кришна удостоверяет, что мучить тело в аскезе - идея асуров, потому что любое тело - это Господь. Правильные люди питаются качественно. «Людям саттвы нравится пища, / что сочна, сытна, масляниста: / от нее в существах - долголетье, / сила, ясность, здоровье, радость.» Настоящая аскеза - это самоограничение в словах и делах, но и тут - без лицемерия, не ради проформы. Так же, некошерна жертва, приносимая ради вознаграждения, тем более - без веры, и совсем плохо, когда не приносишь жертв, не молишься (или молишься неправильно), не даёшь денег жрецам. Дарить надо уместно и с уважением, иначе это «тамас».

Наконец, Кришна снова переходит к прогрузу по поводу битвы.

  1. Если ты убиваешь не ради самости - ты не убийца. Мочи всех по ту сторону вот этой линии!
  2. Не пытайся влезть в шкуру представителя иной касты - выполнять чужую дхарму бесполезно.
  3. Поскольку моя воля - во всём, ты её выполнишь, даже если не хочешь. Природа заставит.
  4. А как закончишь - приходи ко мне. Я сниму с тебя все грехи, какие бы они ни были.
  5. Ну, что, понял?

«Йеп!» - ответил Арджуна. И всё заверте...

Итог: родственники почти вчистую порубали друг друга. Квест завершён.

Краткая рецензия.

  1. Нет, я не отношусь к Бхагавад-Гите плохо. Это всё равно, что относиться плохо к Илиаде или философии Аристотеля.
  2. На самом деле, я ни к кому не отношусь плохо. Потому что следую завету «любить и лотос, и крапиву» без помощи индуистов.
  3. Но у меня есть мнение. По поводу применимости той или иной информации, а так же типов взаимодействий.
  4. И я хочу сказать, что все эпосы, за редким исключением, напоминают форумные ролки. Муж добавляет: это не случайно. В реальной жизни давно демократия, форумки же - место, где можно наблюдать архаические отношения. Потому что там политика, как в мифах трёхтысячелетней давности: есть всесильные боги (админы) и обычные юзеры. Остальное - психологически проистекает.
  5. В ролке «Махабхарата» наблюдается стандартное разделение ролей. Манипулятор, карьерист и хвастун Дурьодхана - «севший на уши» в общем-то, неплохим родичам, и умеющий убедить их в том, что ничего дурного подлости собой не представляют. Кришна, являющийся его «облагороженным подобием» - не откровенный вредитель, но всё же не избегающий грязных приёмов, и склонный накручивать себе столько силы и славы, сколько позволяет модераторская ваджра. Баларама-Шеша, явный суперадмин, заботящийся о комфорте и технической поддержке, и не замечающий ползучих интриг у себя под носом. Безгрешный Арджуна - слишком добрый, чтобы осознать силу подлости, наползающей на знакомый ему мир и фатально изменяющей его, но достаточно доверчивый, чтобы, разинув рот, повестись на НЛП-шные «якоря» и бахвальство скучающего бога-возничьего.
  6. Если бы Арджуна следовал своему пути, или Кришна реально был справедливцем, они могли бы попытаться вместо войны перетянуть на свою сторону тех-самых «друзей и учителей». Тогда бы их не пришлось убивать. Но квест бы значительно затянулся и перестал быть эпическим, а юзерам нужно рубилово, не так ли?

krshna, hinduism, magic, trpg

Previous post Next post
Up