Речь пойдет о выставке видео-арта "Кризис гуманизма" автора Егора Звездина, располагающейся в Лофте Этажи вот уже два месяца. Выставка, резко привлекающая внимание обывателя сразу двумя аспектами: нестандартным форматом и названием. И, если далеко не каждый обыватель (например, такая какая невежда как я), сразу понимает что его ждет под кодовым названием "видео-арт", то уж словосочетание Кризис гуманизма нам всем хорошо знакомо. Из рекламы проекта: "... название отсылает к этапу в истории искусства периода позднего Возрождения. Он характеризуется кризисом самой идеи Гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося тогда буржуазного общества."
Сам автор объясняет это так: "Современное общество находится в состоянии не меньшего кризиса гуманистических идей, чем общество XV-XVI веков. Более того, современный гуманистический кризис носит техногенный характер. <...> Технократизм по сути своей превращает средства в цели и предметы вожделения, диктуя таким образом свои законы и сводя человечество к деградации". (из сопроводительного авторского текста выставки).
Короче, общий вектор мысли примерно понятен - повторение кризиса гуманизма в обществе, технологии как слуги этого явления несущие зло, желание человека выжить в сложном мире вытесняет возможность совершенствовать этот самый мир. И, сразу хочу заметить: чтобы понять это вовсе не надо смотреть на саму выставку - названия и сопроводительного текста вполне достаточно.
Проект представляет собой семь видео-диптихов, представленных в пространстве "серый коридор" на экранах, два из которых не работали. Выглядит это как две поочередно (с интервалом в 2-4 минуты) сменяющиеся фотографии: первая - пародия на работы художников Ренессанса, "изображение ради изображения", вторая - попытка автора отразить беды современного мира, используя тот же мотив. Здесь возник, как обычно, мой любимый вопрос - "а зачем экраны?". Почему нельзя просто повесить фотографии рядом?
Сами работы выполнены, с обывательской точки зрения, весьма качественно. Выразительные модели, профессиональные продуманные костюмы и композиции. Мысль, и мысль сильная, пораждающая впечатление, безусловно просматривается. Для современного искусства это не слишком частое явление.
А вот сами работы, если честно, вызвали уйму вопросов и несогласия. Например, натюрморт. Первый кадр - мы видим натюрморт из вина, ягод и цветов в его классическом представлении, второй - цветы под целлофаном, вино в бутылке, виноград накрыт, а табличка сообщает нам, что "из соображений гигиеничности и практичности современный человек лишает себя радости наблюдать мир таким, какой он есть на самом деле". На это мне очень хочется ответить: даже за последние 100 лет продолжительность жизни увеличилась почти в два раза, и повышенные требования общества к санитарии играют в этом обстоятельстве не последнюю роль. И потом, человек сам ставит цветы в вазу, наливает вино в бокал и красиво выкладывает виноград - ничего настоящего, "такого как есть на самом деле" в этом нет.
Еще одним спорным для моего мировосприятия творением оказалась работа с изображением двух молодых людей, которая, кстати, украшает рекламу выставки. На первой - молодые люди в средневековых костюмах уделяют внимание друг другу и, похоже, готовятся приступить к прелюдии, на второй - сидят на той же кровати, погрузившись в свои гаджеты. Достижения технологии - явление современного мира, и порицать пользование ими такое же обычное сопротивление развитию общество, как сопротивление гуманизму на заре эпохи Возрождения. На мой взгляд, нет никакой трагедии в таком повышенном внимании к гаджетам среди людей ЛЮБЫХ возрастов. Техника - явление их эпохи, их спутник, помощник, друг и двигатель развития в будущем.
В общем-то это я могу ответить вообще на всю идею выставки. Я не согласна с мыслью автора, но, тем не менее, мне безумно понравилась задумка и качество её подачи. Со своей позиции хочется посоветовать приверженцам подобной мысли не шугаться технического процесса, а пытаться оседлать его. Не хвататься за консервативное прошлое, а опираться на него. И видеть в ценностях и интересах, сопутствующих нашей эпохе не врагов, а просто особенности времени.
Так же, кстати, эта выставка попадает под общую "болезнь" многих проектов, которые представляются в Этажах. Все они показывают отрицательную сторону современности, указывают на беды и высмеивают пороки общества, но крайне редко предлагают пути решения проблем. Так сказать, "все плохо и лучше не станет", а между тем искусство должно быть способно делать мир прекраснее, а не ужаснее.
19.07.16 - 19.09.16;
Лофт Проект "Этажи", "Серый коридор";
Спб, Лиговский пр. 74.