Оригинал взят у
stalker_grin в
ТРИ КОСМОСА И ВЕЛИКАЯ КАРУСЕЛЬ Алекс Грин
ГАЙДИКА - ПУТЬ РОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
ПРОЛОГ. РОЛЕВОЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
Что такое «Ролевое Развитие»?
Если говорить по сути - развитие человека не может не быть ролевым. Дети прекрасно понимают это без чтения навороченных психологических теорий. Отсюда и страсть детей к разнообразным играм. Играя, они осваивают различные роли - семейные, социальные, спортивные, бурно развиваются и растут.
Важность ролевого перевоплощения и ролевых игр в развитии человека подчёркивали и многие выдающиеся психологи.
Именно этому посвящена знаменитая книга Эрика Бёрна «Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры».
Доказавший свою высокую эффективность метод ПСИХОДРАМЫ Якоба Леви Морено, также построен на принципах ролевого перевоплощения.
Огромное влияние на тех, кто интересовался личностным развитием в ССССР, оказала книга Владимира Леви «Искусство быть другим». Её основная идея была изложена автором кратко и ёмко: «сначала человек играет роль, затем роль играет человека».
Способность к ролевому перевоплощению - это основной фактор развития ребёнка. Вот почему дети - это замечательные актёры.
Иногда родители задают вопрос: «А вы уверены, что у моего ребёнка есть актёрские способности?».
С таким же успехом можно спросить: «А есть ли у ребёнка мыщцы?»
Работающими мышцами обладает любой живой ребёнок, и также он обладает и актёрскими способностями.
Но и мышцы, и способность к ролевому перевоплощению, к освоению новых ролей нуждаются в дальнейшем и систематическом развитии.
ГАЙДИКА И ЕСТЬ СИСТЕМА РОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ…
Для чего?
Развитие любых способностей с применением методов ролевого перевоплощения становится на порядок более эффективным. Поэтому сфера применения гайдики, как Тренинга Ролевого Развития чрезвычайно широка.
Методы ролевого перевоплощения позволяют решать самые разные задачи: укрепление здоровья, решение психологических проблем, уменьшение или увеличение веса, разностороннее развитие или развитие каких-либо специфических способностей.
Гайдика и Актёрское Мастерство
Поскольку Ролевое Перевоплощение является основным инструментом гайдики, особенно обширные возможности она открывает в области развития актёрского мастерства.
Курс актёрского мастерства, построенный на основе гайдики, позволяет достичь интереснейших результатов даже за относительно короткие сроки.
О курсе актёрского мастерства на основе гайдики мы ещё поговорим подробнее позже.
А пока перейдём к теме происхождения и особенностей гайдики…
ЧАСТЬ 1. ТРИ КОСМОСА И ВЕЛИКАЯ КАРУСЕЛЬ…
1. БРАТСТВО КЭЛУШАРОВ И ТАЙНЫ ДРЕВА ИГГДРАСИЛЬ
Я не раз уже писало о том удивительном мире, который открылся мне когда-то на юге Молдовы. О сохранившихся там уникальных, а порой и загадочных традициях.
Болгарские богомилы, нестинары, арвинги, липоване (русские старообрядцы), молдавские кэлушары - список далеко не полон. При всём разнообразии этих традиций, их корни уходят в общую, единую традицию Древних Балкан и Причерноморья…
И Ролевое Перевоплощение в Балканской Традиции является одним из ключевых моментов. И эта Традиция владела удивительными секретами ГЛУБИННОГО РОЛЕВОГО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.
К примеру, танцоры в обрядах нестинаров или кэлушаров реально ПРЕОБРАЖАЮТСЯ на глазах у зрителей…
Участники нестинарского обряда настраиваются на образ ЛЬДА, а затем проходят босиком по раскалённым углям, не получая ожогов. В горных районах Болгарии, где нестинарство сохранилось и до наших дней, практикуется также и ритуал льдохождения. Льдохождение проводится в середине зимы. Его участники настраиваются на образ ОГНЯ, а затем погружаются в ледяную воду горных рек.
В деревнях Молдовы и Румынии многие века существовало тайное танцевальное братство «кэлушарь» (кэлушары). Кэлушарские танцы делятся на три категории: целительские, театральные и боевые, но все они вырастают из одних базовых движений.
Один из главных образов кэлушарского танца - «кал», что на дакийском (молдавском, румынском) означает КОНЬ. При этом, конь - лишь один из элементов сложного Кэлушарского Космоса…
Танцы кэлушаров включают в себя движения на основе пластики коня и движения с деревянным посохом. И те, и другие включают в себя сложнейшие элементы, которые исполняются виртуозно и на высочайшей скорости…
ПОСОХ, в своём изначальном значении, как и ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА - это часть и символ МИРОВОГО ДРЕВА. МИРОВОЕ ДРЕВО - ещё один ключевой элемент Кэлушарского Космоса.
Образы Коня и Древа глубоко связаны между собой. Но современная этнография потеряла суть этой связи.
Конь олицетворяет Горячие Стихии - Огонь и Воздух, Древо - Холодные - Вода и Земля. Эти определения полны глубокого смысла.
Говоря современным языком, наше существование в мире имеет два аспекта: ВОСПРИЯТИЕ и ДЕЙСТВИЕ.
Восприятие работает наиболее эффективно в «Холодном Режиме». Даже небольшая порция «Горячих Энергий» может исказить Восприятие.
С Действием всё наоборот. Горячие Энергии - это ГОРЮЧЕЕ Действия. А Холодные Энергии могут заблокировать, затормозить Действие.
Большинство наших проблем проистекают от избытка или недостатка Горячих или Холодных стихий, от нарушений баланса между ними.
Умение поддерживать динамическое равновесие между Конём и Древом - это ключ к переходу на другой, гораздо более эффективный уровень существования. И это - ключевое умение Танцевального Братства Кэлушаров.
Посвящённые в Братство Кэлушаров совсем по иному воспринимают описание Древа Иггдрасиль из скандинавской мифологии.
Знание о Древе Миров - Иггдрасиле принесли из Причерноморья в Скандинавию легендарные асы. Но само название этого Волшебного Ясеня, прорастающего через миры дословно означает «СКАКУН ИГГА». Игг - это одно из имён бога Одина.
Конь и Древо, Действие и Восприятие - полярны и взаимно переплетены. Вселенная состоит из разных миров и разных уровней бытия. Но Древо и Конь, Восприятие и Действие способны проникнуть на любой из них, если мы постигли тайны РАВНОВЕСИЯ между ними.
ДЕЙСТВИЕ, ВОСПРИЯТИЕ и РАВНОВЕСИЕ - это ключи к открытию новых, неизвестных граней этого мира. Это ключи к познанию и пробуждению неизвестных граней и струн внутри нас самих. Это ключи, которые хранили Кэлушарское Братство и скандинавское предание о ДРЕВЕ-СКАКУНЕ, уносящем в иные миры…
2. ВЕЛИКАЯ КАРУСЕЛЬ И ТАЙНЫ ЗВЁЗДНЫХ ТОТЕМОВ
В этнографической литературе подробно описаны три древние модели Мироздания: Мир, как Гора, Мир, как Дерево, Мир, как гигантский Зверь.
Гораздо меньше информации можно найти по ещё одной модели - МИР, КАК ВЕЛИКАЯ КАРУСЕЛЬ.
А ведь именно КАРУСЕЛЬ в обрядах Древних Балкан и Причерноморья была самой важной, самой глубокой и удивительной моделью Мироздания…
В молдавском языке есть два слова, тесно связанных с традицией КЭЛУШАРСКИХ БРАТСТВ.
«КЭЛУШЕЛ» - КОНЁ1К
Кэлушел-Конёк - это не только жеребёнок, но и игрушка из дерева.
Конёк - это и ещё и волшебное существо - как в русской сказке «Конёк-Горбунок».
Конёк - это также особенный ДАР, сильное качество человека.
«КЭЛУШЕЙ» - «КОНЬКИ» - множественное число от «кэлушел».
Но КЭЛУШЕЙ имеет также и значение КАРУСЕЛЬ…
Великая Мировая Карусель Древних Балкан - это, на первый взгляд, простая конструкция: круг из 12 зверюшек, вырезанных из дерева; круг этот нанизан на ось, вокруг которой и вращается.
Почему же МИРОВАЯ КАРУСЕЛЬ веками окружена была священным трепетом? Почему многие детали её конструкции покрывали завесы тайн, которые открывались лишь посвящённым в Тайные Братства?!
Начнём с астрономического аспекта Мировой Карусели: ЭТО ДВИЖУЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ!
12 зверюшек Мировой Карусели - это 12 знаков зодиака, а ОСЬ КАРУСЕЛИ - это астрономическая ОСЬ МИРА, вокруг которой и вращаются все созвездия.
МИРОВАЯ КАРУСЕЛЬ была разновидностью ДРЕВНЕГО ПЛАНЕТАРИЯ, который полагалось иметь каждой уважающей себя деревне Древнего Балкано-Причерноморья.
Впрочем, и при отсутствии деревянных КЭЛУШЕЙ-КАРУСЕЛЕЙ танцоры КЭЛУШАРЫ искусно воспроизводили её ход в круговом танце - ХОРЕ. Причём, члены Танцевальных Братств мастерски представляли и вращающийся КРУГ на горизонтальной плоскости, и вертикальную ОСЬ МИРА, и все ключевые ЗВЁЗДНЫЕ ТОТЕМЫ - и Коня, и Аиста (Лебедя) и Змея, и всех остальных…
Астрономический аспект Великой Карусели тесно связан и с календарным - как связаны 12 знаков зодиака и 12 месяцев года.
Но год - это не только череда равных по КОЛИЧЕСТВУ отрезков времени - это ещё и гармоничное единство противоположных по КАЧЕСТВАМ сезонов - Зимы и Лета, Осени и Весны.
Именно ГОД демонстрирует действие четырёх противоположных стихий - Земли и Воздуха, Воды и Огня во ВРЕМЕНИ. Но ГОД - это также и незримая ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИЛА - Эфир. Эфир пронзает всё и УРАВНОВЕШИВАЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ.
Эфир останавливает дальнейшее погружение во Тьму в долгую ночь Зимнего Солнцеворота. И он же предотвращает перегрев в самый длинный день Летнего Солнцеворота.
ОСЬ КАРУСЕЛИ, вращающая всю конструкцию, и сама остающаяся на одном месте демонстрирует место Эфира, место ЦЕНТРАЛЬНОЙ СИЛЫ в ПРОСТРАНСТВЕ…
Великая Мировая Карусель - мать первых танцев и первых храмов. Египетские пирамиды, британский Стоунхендж, гигантские изображения тотемов в пустыне Наска появились уже тысячелетия спустя…
3. СОЦИАЛЬНЫЙ КОСМОС И ТАЙНЫ ПОТЕРЯННЫХ КОЛЕН
В соответствии с принципами Великой Карусели строился и СОЦИАЛЬНЫЙ КОСМОС Древнего Балкано-Причерноморья.
Эти принципы концентрированно изложил малоазийский мудрец Гераклит - принципы борьбы и тайного единства ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Из этого тайного ЕДИНСТВА вытекают и пути перехода противоположностей, полярностей друг в друга…
Гераклита часто подают как древнейшего философа античности. Но античность, согласно балканской хронологии ПЯТИ ЭОНОВ - это начало ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА.
А «новатор» Гераклит, по сути, излагает традиционные представления гораздо более древнего эона - ЗОЛОТОГО ВЕКА. При этом, в Золотом Веке принципы Великой Карусели не только были зафиксированы в обрядах и фольклоре, но и лежали в основе управления Социальным Космосом.
Официальная наука долгое время считала предание о Золотом Веке беспочвенной фантазией. Я также поначалу считал красивыми сказками, истории, которые услышал у арвингов и кэлушаров - о древней Эпохе Счастья, о её Великой Стране - Альбе (Белой Стране), о времени гармонии, песен и танцев.
Но масса фактов, накопленных историей и археологией говорит совсем о другом.
«…Систематическое сопоставление преданий об альбиях, наиболее полно сохранившихся в румынской мифологии, и исторических и археологических данных по Балкано-Причерноморскому региону позволяет с достаточно уверенностью отождествить мифологических альбий с представителями древнейшей цивилизации Европы, называвшимися альбанами (альбами, альбенами, пеласгами, эленами).
Подчеркну еще раз: Страна Альбий - Альба, Албания - действительно существовала! Она хорошо известна археологам как балканская «культура Винча» и родственный ей Чатал-Гуюк на Западе Малой Азии…
В Цивилизации Великой Богини не было также и вопиющего социального неравенства. Это хорошо видно на примере ее древнейшего города - Чатал-Гуюка. Несмотря на более чем высокий материальный уровень его жителей, которым хорошо известны были даже ювелирные украшения и косметика, в городе нет ни дворцов, ни лачуг…
Археологические данные говорят о, как минимум, 5 тысячелетиях стабильного существования культуры Винча.
Ни одна из последующих ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ цивилизаций и близко не подходила к подобным срокам. Поселения последующих эпох, невзирая на возникновение укрепленных стен, несут на себе следы многократных разрушений и разграблений…»
(Алекс Грин «Цивилизация Эльфов», очерк 5 «Великая Альба»)
Именно на территории Древней Альбы - в Причерноморье и Восточном Средиземноморье появились древнейшие очаги земледелия и металлургии, созданы были первые системы письменности.
И после заката Альбы, и исчезновения её легендарных Племён Титанов в этом регионе не раз воспроизводилась структура Союза Двенадцати Племён. Эта тема ярко представлена как во фракийской, так и в иудейской традициях.
Интересно, что из 12 Колен Израилевых, большая часть - 10 - также стали «потерянными коленами». 2 уцелевших колена - Иуды и Вениамина стали основой Иудейского Царства.
Книга Бытия характеризует колено Вениаминово как «хищного волка, который утром будет есть добычу, и вечером будет делить добычу». (Быт. 49:27).
Образ ВОЛКА характеризует также и племя даков (людей-волков). Именно даки создали самое мощное государство в пространстве Фракийской Цивилизации.
Причём, основу Дакии составили два племени - люди-волки даки и люди-змеи геты.
После захвата части Дакии римлянами геты исчезают в официальной истории. Зато на местах их проживания в Трансильвании и Северном Причерноморье появляются некие готы. Официальная история гордо игнорирует сообщения средневековых летописцев, да и самих готов о том, что геты и готы - это один и тот же народ.
Тут есть и ещё более щекотливый момент: гет, гот в ряде языков подозрительно похоже на джюд - иудей…
Согласно Балканской мифологии племя данайцев (Данай и его дочери Данаиды) бежало из Египта в Аргос на полуострове Пелопонесс.
Обосновавшись в Аргосе, данайцы позже приняли участие в Троянской войне. Предания подчёркивают их хитрость и связь с образом ЗМЕЯ.
В Троянской войне именно данайцы предложили подарить осаждённому городу знаменитого ТРОЯНСКОГО КОНЯ. Отсюда и поговорка: «бойся данайцев, дары приносящих».
Прорицатель Лаокоон уговаривал троянцев не переносить КОНЯ в город. Но прорицатель и его сыновья были убиты двумя внезапно выплывшими из моря гигантскими ЗМЕЯМИ…
Колено Дана в иудейских преданиях бежало из Египта в Израиль.
В благословении Иакова это колено характеризуется так: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.» (Быт. 49:16-17).
Трудно не заметить сходство в этих историях!
Дальше - больше! Согласно Торе имя Дан происходит от дананни - «он судил меня». «Даян» на иврите - «судья».
При этом, удивительно схоже в ряде европейских языков звучат слова, обозначающие евреев и судей. В румынском: жидан (еврей) и жудекотор (судья). В английском: джу (еврей) и джудишэл (судебный).
Итак, и Иудейское Царство и Дакия основаны союзом двух племён, тотем одного из которых в обеих царствах - ВОЛК.
ЛЮДИ-ЗМЕИ в обеих царствах выполняли функцию судей и жрецов.
ГОТ, кстати, это ещё и Бог по-немецки. И рядом - русские ГОД (цикл из 12 месяцев) и ГАД (ЗМЕЙ).
Все эти совпадения говорят об общем культурном наследии, доставшемся фракийцам и иудеям от некой предшествующей цивилизации. И наследие это связано с принципами Великой Карусели и тайнами превращения разрозненных племён в гармоничный и устойчивый в веках Социальный Космос…
4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОСМОС: ЯД И ЛЕКАРСТВО
Великая Карусель Древних Балкан является моделью трёх взаимосвязанных Космосов. Мы говорили уже о двух: Астрономическо-Календарном и Социальном Космосе. Третий - Индивидуальный Космос, а это и есть каждый из нас…
Три Космоса - Природа, Общество и наше «Я» могут находиться как в состоянии ХАОСА, так и в состоянии ГАРМОНИИ.
Согласно Балканской Традиции оба этих состояния создаются одними и теми же 12 СИЛАМИ (12 ПОЛЮСАМИ, 12 ДУГАМИ КАРУСЕЛИ).
Эти 12 Полюсов могут быть 12 ГОЛОВАМИ ДРАКОНА, несущего Хаос. Но они же могут стать и 12 КОЛОННАМИ ХРАМА, воплощающего Гармонию.
Бессмысленно бороться с Драконом просто отрубая его головы: вместо одной головы всегда вырастает другая!
Это то же, что и воевать с 12 месяцами года.
Вы победили СТУЖУ ЗИМЫ, но ей на смену вместе с таянием льда и бурным разливом рек приходит ОДЕРЖИМОСТЬ ВЕСНЫ. А выживший в весеннем половодье вдруг попадает в засуху и изнуряющий ЖАР ЛЕТА. После же приходит неуклонное УВЯДАНИЕ ОСЕНИ. ЯД МЕЛАНХОЛИИ разъедает всё живое, и всё живое готовится к угасанию и смерти…
У ДРАКОНА-ГОДА, у ЗМЕЯ-ГОДА 12 голов, и каждая брызжет своим ЯДОМ. Яд Стужи, Яд Одержимости, Яд Жара, Яд Меланхолии…
Дракона победит не тот, кто борется с его головами и их ЯДАМИ. Дракона победит постигший Тайное Единство Противоположностей. И из этого Единства вытекает: ВСЯКИЙ ЯД ЯВЛЯЕТСЯ И ЛЕКАРСТВОМ!
Яд Жара - лучшее лекарство от Зимней Стужи. Яд Меланхолии - лучшее лекарство от Весенней Одержимости…
Дракона победит тот, кто понял: Противоположности могут стать Единством - до полной взаимной нейтрализации; а Единство может разделиться на Противоположности, подобно Живой и Мёртвой Воде…
Древние балканские мифы о многоголовых драконах, ядовитом дыхании их голов, Живой и Мёртвой Воде были частью обрядов и ритуалов. Каждая их деталь полна глубокого смысла.
Иногда «учёные мужи» нашей эпохи отзываются об этих мифах, как о наборе нелепых суеверий и беспочвенных фантазий. Такие отзывы отражают примитивный уровень мышления самих этих «учёных мужей».
Почему «12» фигурирует и в числе знаков Зодиака, и в 12 коленах Израилевых, и в 12 подвигах Геракла?
«Учёные мужи» объясняют и это «суевериями древних» и их желанием совать «счастливое число», куда ни попадя.
Но совпадают не только количество, но и структура 12 Звёздных Тотемов, 12 колен и 12 подвигов, и отдельные их элементы.
ПЕРВЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА - победа над Немейским ЛЬВОМ.
КОЛЕНО ИУДЫ, самое могущественное из древнеизраильских колен, традиционно связано с символом ЛЬВА.
«Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49:9)
Согласно древним преданиям именно под знаком СОЗВЕЗДИЯ ЛЬВА должны рождаться великие цари. И самая яркая звезда этого созвездия называется РЕГУЛ (ЦАРЬ).
Сами древние корни слов, сохранившиеся и в современных языках, указывают на круг взаимосвязанных понятий.
ДУГА - часть окружности
ДЮЖИНА - 12, 12 дуг Великой Карусели
СДЮЖИТЬ - выдержать, пройти испытание (подвиг, дугу)
ДЮЖИЙ - сильный, прошедший все 12 дуг (испытаний, подвигов)
Древнее «ДУГ» - это не просто физическая сила.
НЕДУГ - болезнь, не-дуг
ДУГА - однокоренное с «ДАНГУС», что на литовском и древнепрусском означает «НЕБО».
Одни и те же принципы Великой Карусели управляют Небом, Обществом и нашей Душой. Одни и те же принципы, и одни и те же Дуги-Силы.
Само понятие ДУГА указывает, что никакая СИЛА не движется по прямой. Все они вращаются по Окружности Карусели.
ВСЯКАЯ СИЛА ПРИХОДИТ К СВОЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ, А ЦЕНТР СИЛ ВСЕГДА ПРЕБЫВАЕТ В РАВНОВЕСИИ.
Познавший это живёт в ГАРМОНИИ с ПРИРОДОЙ (Астрономическо-календарный Космос), ОБЩЕСТВОМ (Социальный Космос), и со своим «Я» (Индивидуальный Космос).
Но путь в Три Космоса начинается с победы над ДВЕНАДЦАТИГОЛОВЫМ ЗМЕЕМ Индивидуального Космоса, с ДВЕНАДЦАТИ ПОДВИГОВ, которые каждый должен совершить сам…
487