Влади́мир Фёдорович Вави́лов
(5 мая 1925 - 11 марта 1973) - русский советский композитор, гитарист и лютнист
Автор многочисленных музыкальных мистификаций. В 1970 году записал пластинку лютневой музыки, приписанной разным авторам, среди произведений которой значилась «Канцона и танец», приписанная им композитору Франческо Канова да Милано. Первая часть композиции «Канцона и танец» (Канцона) позже стала музыкой известной песни на слова Анри Волохонского «Рай» («Город золотой», «Город»). Другая композиция с той же пластинки, «Павана и гальярда», автором которой был указан Винченцо Галилей, стала мелодией ещё одной песни на слова Анри Волохонского, «Конь унёс любимого». По мнению исследователей, подлинным автором «Канцоны», «Аве Марии» (приписанной позже Джулио Каччини) и большинства других пьес на пластинке был сам Вавилов.
Скончался 11 марта 1973 года в Ленинграде. Похоронен на Городском кладбище Павловска.
Эту пластинку можно просто скачать,слушать и получать удовольствие. Но еще интереснее при этом знать историю ее создания и те тайны, которые связаны с произведениями, вошедшими в этот альбом.
Представленную пластинку можно без преувеличения назвать краеугольным камнем русского андеграунда. Но она и огромное достояние отечественной музыкальной культуры - творчество прекрасного музыканта и композитора Владимира Вавилова.
А еще альбом окутан загадками и секретами.
Фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила альбом под названием "Лютневая музыка XVI-XVII веков". Выход этого сборника лютневой музыки произвело настоящий фурор в 1970-е годы. Новые тиражи допечатанных пластинок постоянно были "на расхват", музыка из него стала фоном для огромного количества теле- и радопередач.
Click to view
Там было четыре вещи особенно сногсшибательные, берущие за душу: "Канцона" Франческо Да Милано, "Ричеркар" Нигрино, английская народная "Зеленые рукава" и "Ave Maria", напротив которой стояло "неизвестный автор XVI в".
Click to view
Вся пластинка замечательна, но вот эти четыре были, что называется, хитами.
Click to view
Про "Канцону" пока говорить не будем, хотя ее история очень интересна, запутана, загадочна и опутана различными мистификациями и многочисленными аберрациями памяти. Но это потом.
А сейчас хочу только сказать о мною очень любимой "Ave Maria".
Вообще, она известна больше как "Ave Maria" Джулио Каччини.
В действительности, Джулио Каччини к этой композиции не имеет никакого отношения.
Неожиданное "авторство" Каччини возникло на пластинке Ирины Богачевой 1975 года, выпущенной все той же "Мелодией".
Откуда и как там взялось имя Каччини, видимо, так и останется неизвестным.
Альбом "Лютневая музыка XVI-XVII веков", на котором впервые прозвучала Ave Maria, в 1970 году записал композитор, гитарист и лютнист Владимир Федорович Вавилов.
Click to view
Путем длинных и сложных поисков энтузиастам удалось выяснить, что все композиции, представленные на альбоме, принадлежат перу Владимира Вавилова.
Click to view
Причин для такой мистификации было несколько, но главная и основная банальна. В то время никому в голову не могло прийти, что государственная фирма грампластинок станет выпускать диск какого-то мало кому известного в широких кругах лютниста с незвучной русской фамилией. Но Вавилов очень хотел, чтобы его музыка дошла до слушателя и он пошел на то, чтобы отдать всю славу средневековым композиторам и "неизвестным авторам".
Вот, как сказала об этом его дочь, Тамара Владимировна: "Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией "Вавилов" никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии..."
Вообще же о Владимире Вавилове нет почти никакой информации. И это при том, что три его композиции известны всему миру, исполняются великими вокалистами, звучат во множестве фильмов и издаются огромными тиражами.
Великая музыкальная мистификация. О, какая тайна кроется за этой пластинкой! Какая магия имён средневековых лютнистов - Франческо де Милано, Нигрино, Готье...! Какие удивительные барочные мелодии, расхватанные советскими телепередачами! Из этих инструментальных тем родилась песня "Город золотой" и хвостенковская "Конь унёс любимого".
А на деле весь материал пластинки (кроме "Зелёных рукавов"), написан в конце 60-х питерским классическим гитаристом-исполнителем Владимиром Вавиловым. Вся эта волшебная музыка - творение человека, у которого не было ни композиторского образования, ни даже настоящей лютни. Ради того, чтобы его музыка была издана, он подписывал свои этюды именами средневековых мастеров....
Захватывающее расследование израильского публициста Зеева Гейзеля, который задался вопросом - а кто же на самом деле автор песни "Город золотой" - можно найти тут
http://www.israbard.net/israbard/pressview.php?press_id=1049809438