(no subject)

Oct 13, 2013 21:11


Оригинал взят у
nadezhdmorozova в

История "Цыганочки"

В России цыгане появились примерно в начале XVIII века (самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году - указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии). А на Украине (группы сэрвы) на век раньше.
Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского, и при соответствующем образе жизни), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало (впервые цыгане как представители этих сословий упоминались, впрочем, ещё в 1800 году). В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган, обычно связанный с ростом финансового благополучия семей. Появилась прослойка профессиональных артистов. 



Маковский К.Е. Цыганский табор у костра

После отмены крепостного права в 1861 году цыгане стали очень активно эмигрировать сюда из стран Западной Европы. Эмиграция шла так бойко, что к 1900 году цыгане расселились уже через Урал и по Сибири до Тихого Океана.

Революция 1917 года ударила по наиболее образованной части цыганского населения (поскольку она же и была наиболее состоятельной) - представителям купеческого сословия, а также по цыганским артистам, чьим основным источником дохода были выступления перед дворянами и купцами. Многие зажиточные цыганские семьи бросили своё имущество и ушли в кочевье, поскольку кочевые цыгане во время Гражданской Войны автоматически приписывались к бедноте. Бедноту не трогала Красная Армия, а кочевых цыган не трогал почти никто. Часть цыганских семей эмигрировала в страны Европы, Китай и США. Молодых цыганских парней можно было обнаружить как в Красной Армии, так и в Белой, поскольку социальное расслоение русских цыган и сэрвов к началу XX века было уже значительным.

В СССР, особенно после войны 1941-45гг., цыган пытались стимулировать к переходу на трудовой осёдлый образ жизни (по данным советской статистики, осело более 90%), при этом культурные достижения цыган объявлялись достижениями в первую очередь советской власти (так, например, театр "Ромэн" повсеместно назывался первым и единственным цыганским театром, появление которого вменялось в заслугу советской власти).

С развалом СССР произошло резкое снижение уровня жизни цыган. В конце XX - начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие или маргинализировавшиеся цыгане из Румынии, западной Украины и бывшей Югославии - бывших социалистических стран отправились на заработки в Европейский союз и Россию.

Википедия считает, что "Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников - уроженцы Венгрии, наиболее развита музыкальная культура у цыган России, Венгрии, Румынии, Испании, Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии, Словакии, Украины и России, актёрское искусство - в России, Украине, Словакии."

* * *



Русский народный лубок XIX века.

Пение и танцы всегда занимали в жизни цыган особое место. Характерной чертой цыганского танца является сольность. Цыгане обычно не танцуют ни парами, ни коллективно. В мужском танце - быстром, маневренном, стремительном - танцор отбивает ритм каблуками, сопровождая ударами ладоней о бедра, голени и подошвы. Женский танец гораздо мягче, плавней. Танцовщица дробит ногами почти на месте, незначительно продвигаясь вперёд и в сторону, стан остаётся в вертикальном положении, а подвижны в основном плечи. Руки, ладони поднимаются над головой, симметрично опускаются и выбрасываются вперед. Движения рук танцовщицы необыкновенно чувствительны и разнообразны: они то обнимают и ласкают невидимого возлюбленного, то рассекают воздух подобно клинку, передавая любые эмоции исполнительницы. Неотъемлемая часть цыганского танца - это подол юбки, с которым играет танцовщица. Держа её в одной или обеих руках, танцовщица делает широкие волновые движения, отчего юбка вздымается каскадом оборок.
Дроби - ещё один характерный признак этого танца. Дроби используются и мужчинами, и женщинами, хотя долгое время считалось, что резкие удары о пол не могут исполняться танцовщицами, так как они напрямую ассоциируются с мужской силой и удалью.



Антони Козакевич.  Цыганская девушка. 1909 г.

Наряд русских цыганок, зафиксированный на зарисовке английского путешественника Аткинсона, совсем не похож на привычные нам широкие юбки и украшения из монист. Этот художник издал в 1803 году альбом о быте и костюмах России. Цыганки на его зарисовке с натуры предстают в кокошниках, душегреях и шалях. Волосы их, как и у русских женщин заплетены сзади в косу и завязаны лентой. Только ребёнок за спиной придаёт рисунку "цыганский" оттенок).

"Цыганочка" в России появилась, конечно, не ранее 1700 года. Цыганское искусство танца и пения в России было явлением "для внутреннего употребления" вплоть до конца XVIII века. Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия. Не случайно, впервые цыганские танцы упоминаются в русской литературе, начиная с восемнадцатого века. При этом танцы тех времён мало, чем были похожи на известную нам всем цыганочку, столь популярную уже на протяжении нескольких веков. В то время цыганские танцы характеризовались совсем по-другому. Такой танец был более статичным, но при этом уже тогда отражал особый цыганский дух. Тогда ещё не была сформирована какая-либо техника исполнения танца, но танцор уже привлекал внимание зрителей особой живостью.



Неизвестный художник. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. 1782. Эрмитаж

Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть огневые пляски. Родилась идея создания так называемых цыганских хоров, покровителями которых выступали известные и богатые люди. Даже пёстрый женский костюм был придуман графом А.Г.Орловым-Чесменским для его цыганского хора (1774), собранного из крепостных. Сначала почти все исполняли русские народные песни, романсы, составленные из произведений Глинки, Булахова, Дюбюка, Гумилева. В то время цыгане ещё избегали петь и танцевать со сцены свои танцы и традиционные песни на родном языке. Цыгане стали выступать в крупных столичных ресторанах. Без атмосферы беззаботного веселья, которую создавали цыгане, стал невозможен любой праздник. Именно с той поры и по сей день широкое, бесшабашное русское гулянье напрямую ассоциируется с цыганами.



Александр Сергеевич Пушкин и цыганка Таня.

Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма "Цыганы" (1824) положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Надо отметить, что интерес к цыганам был у Пушкина необыкновенным - устойчивым и глубоким: ещё в лицее 14-летний поэт написал не дошедший до нас роман "Цыган" (1813). Осенью 1828 г. у Пушкина было намерение ввести в окончание "Евгения Онегина" гадающую цыганку. Живя в Москве, поэт, коротко знакомый через П.В.Нащокина с московскими цыганами, становится крёстным отцом внучки знаменитой цыганской певицы Стеши, что является единственным известным случаем его крёстного отцовства. Новый 1831 год обручённый поэт встречает не с невестой, а в обществе цыган. В канун свадьбы Пушкин просит цыганку о прорицании судьбы, и после спетой ему песни "не к добру" рыдает, обхватив голову руками - это третий и последний сообщённый современниками случай слёз поэта в течение всей его жизни. Единственный документ, свидетельствующий о занятиях Пушкина испанским языком, является черновиком его пробы перевода новеллы Сервантеса "Цыганочка" (1832). В последние годы Пушкин участвует в написании либретто оперы М.Ю. Виельгорского "Цыгане". За несколько месяцев до гибели Пушкин создает незавершенный набросок баллады "Альфонс", где намечен образ цыган, по ночам покидающих виселицу. Ну, это было небольшое отвлечение...



Николай Васильевич Харитонов. Цыганка

На период конца XIX и начала XX века приходится бурное развитие творческих коллективов и отдельных сольных исполнителей. "Было время, когда ни одной музыки не любили больше цыганской", - писал от тех днях Лев Толстой, сам знавший цыганский язык и культуру ромского народа. В те времена существовала особенная мода на "личные хоры", которые жили в поместьях отставных генералов, ротмистров, а также при княжеских имениях. Именно стараниями частных лиц и были образованы первые музыкальные династии Соколовых, Губкиных, Васильевых, Хлебниковых, Бауровых, Пайковых (Новгород), Морозовых (Коломна), Поляковых (Тула), Ильинских, Данченко, Масальских (Польша, Украина). Ими восхищалась вся императорская династия, начиная с Александра I, а концерты таких знаменитых династий собирали до 1000 артистов и 7000 - 10000 зрителей. Постановки носили тематический характер: "Шахерезада", "Карнавал", показывались различные исторические события: турецкая война, наполеоновское нашествие, заканчивающееся нашей победой и фейерверком. Среди страстных поклонников цыганского исполнительства были персидский двор, "король" оперетты Жак Оффенбах. 80-е г. XIX века - время наивысшего расцвета цыганского народного творчества. В 1887 г. В Малом театре поставлены оперетта "Цыганский барон", а год спустя оперетта на цыганском языке "Чаю Андро Вэша", полностью составленная из таборного фольклора. После такого аншлага цыганские творческие коллективы признаны самыми лучшими, а один из них, которым руководил Николай Иванович Шишкин, существовал аж 40 лет!



Лысенко. Цыганка с гитарой

Та хореография, которую знаем мы, появилась лишь в начале девятнадцатого века. Учёные спорят о её происхождение. Традиционно принято считать, что современные цыганские танцы представляют собой некий синтез творчества кочевых цыган и русских крестьян. Ведь цыгане постоянно перемещались по нашей широкой стране, и при этом могли заимствовать некоторые элементы русских танцев. Кроме этого, некоторые движения были взяты и из восточных танцев. Это то, что известно наверняка.

Также цыганские танцы могли включать в себя элементы и из других народных танцев, например испанских. Однако, достоверно то, что женский элемент ритмичной тряски плечами в полюбившейся нам цыганочке, был исконным для культуры данного народа.

Для русской пляски характерны лихие, удалые "коленца" с задорной музыкой, когда ноги сами идут в пляс, со смешными словами-припевками, блещущими острым, но житейским безобидным юмором. Цыганские пляски несомненно нравились русскому крестьянину, и энергия, и мелодии, и новые движения. Но плясать цыганскую пляску по-цыгански - надо родиться цыганом. Так и родился, рос и вырос, разросся по России замечательный гибрид - русская народная пляска "Цыганочка". Гибрид, как всегда, оказался живучей родителей. Русская музыка с богатым насыщением элементами цыганских мелодий с ходу берёт за живое и русского, и цыгана. Танцевальные элементы по общему стилю цыганские вроде бы, но у современных русских цыган-исполнителей явно проглядывается русское сглаживание движений и мягкость переходов, некоторые чисто русские колена, не хватает только присядки на цыганский лад. В общем, русская "Цыганочка" пользуется заслуженным успехом. А про слова к этой пляске особо и говорить нет нужды. Это сочиняет народ, слова с непременным юмором. Цыгане про русских тоже кое-что интересненькое сочиняют и поют. Наверное, всё от большой взаимной разделённой любви.

ЦЫГАНОЧКА
  Музыка и слова: народные

Если б я была цыганка,
Да притом красивая,
Что бы стала со мной делать
Маменька родимая?

Припев:
     Эх, раз, да ещё раз,
     Ещё много-много раз,
     Да, эх, раз, да ещё раз,
     Ещё много-много раз!

За цыгана выйду замуж,
Хоть родная мать убей,
Карты в руки, шаль на плечи -
И обманывать людей.

Ты цыган и я цыганка,
Оба мы цыгане,
Ты воруешь лошадей,
А я ворую сани.

Ой, девчёночки, беда,
Да, куда мне деваться -
По колено борода,
Да лезет целоваться.

У милёночка мово,
Да, волосы волнистые,
Я его не заменю
На горы золотистые!

В поле ветер, огоньки,
Дальняя дорога,
Сердце бьётся от тоски,
А в душе тревога.

Спрос на цыганское искусство быстро рос, а соответственно, росла и конкуренция. Цыганским артистам приходилось постоянно повышать своё исполнительское мастерство, осваивать новые сценические приёмы, искать свежие формы. Так формировалось профессиональное цыганское искусство. Цыгане-артисты, выступавшие перед широкой публикой, помимо традиционного фольклора, стали включать в свой репертуар авторские городские песни, которые они исполняли в своей манере. Танец тоже претерпел определённые изменения.

Мужской цыганский танец во многом усложнился под влиянием чечётки, которая была очень популярна в дореволюционной России. Первым танцором, который соединил традиционные цыганские дробные проходки с приёмами чечётки, был Николай Чубаров. Он хлопал себя по груди, голенищам и подошвам сапог, придавая танцу взрывной и динамичный характер. Эта новая манера оказалась настолько привлекательна для зрителя, что после Чубарова уже все стали танцевать подобным образом.

В начале 20 века стала меняться и женская пляска. Считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья, которая брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.



Танцует Ляля Черная.

* * *

Главной особенностью цыганского танца является его композиция - постепенное нарастание темпа от умеренного до очень быстрого. Композицию можно разделить на три части:

- первая часть- это медленный или умеренный темп, под который исполнитель появляется на сцене как бы не танцуя, а только готовясь к темпераментной пляске. Здесь используются широкие проходки, в которых еще нет особой яркости и размаха.

- средняя часть это развитие танца. Музыка набирает темп,здесь применяются дробные хода и хлопки у мужчин и легкие проходки и прыжки у женщин.

- финальная часть танца это бешеный ритм и быстрые стремительные движения. Мужчины исполняют виртуозные дроби с хлопками,женщины делают быстрые повороты, воланы юбкой, падают на пол и прогибаются с тряской плеч.

По манере исполнения танцы можно разделить на таборный, сценический, уличный и салонный.

Таборную манеру танца отличается бессистемность и разнообразие движений, расчёт на демонстрацию виртуозности перед соплеменниками. В такой манере танцуют в своём кругу: на семейных праздниках, дома, на дискотеках.

Сценическая манера рассчитана на эстрадное и театральное исполнение и, вследствие, большое расстояние до зрителя, зрелищность. Исполняется артистами.

Салонный танец - фактически вариация сценического, рассчитанная на отсутствие сцены, сравнительно небольшое замкнутое пространство. Исполняется артистами, в ресторанах, на дому у клиента и в тому подобных местах.




Цыганский танец. Патрина Шаркози

Цыганские танцы, песни и игра на гитаре прежде всего воспринимается как ослепительное шоу, яркий музыкальный спектакль. Звон гитар, гипнотический ритм дробей, вихрь резких движений - всё это завораживает, вовлекает в магический круг. Но главный секрет притягательности в том, что под внешней красотой сценического действа скрывается глубокий внутренний смысл.
Настоящие цыганские танцы не имеют готового сценария, в танце есть всегда место импровизации, выражению живого, искреннего чувства.

Цыганская музыка по сути несёт в себе больше грусти, чем радости. Это - крик души, облечённый в форму песни. Исполнитель цыганского танца, пения раскрывает своим искусством и личную драму, и горести многих поколений… Нельзя исполнять "цыганское искусство" на одном лишь профессиональном мастерстве: артист должен быть вдохновлён, иметь особое внутренне состояние, и тогда песня станет - магией, а танец - шаманством! Помимо необыкновенной красоты, которая завораживает зрителя и слушателя, цыганские танцы подкупают внутренней глубиной, подлинным драматизмом ,первобытной искренностью эмоций.

Источники:
http://plamyadance.narod.ru/Romani.html
http://www.gypsy4u.ru/history/
http://pda.privet.ru/post/103751594
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%FB%E3%E0%ED%E5
http://gypsy-life.net/mif-17.htm
http://amrita-dance.ru/content/view/40
http://www.philology.ru/literature2/muryanov-99.htm
http://www.andjum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=58:2010-03-20-15-47-03&catid=36:2010-03-20-15-35-25&Itemid=62

Балканы, история, цыгане, музыка, Румыния, Молдова, танцы, музыкальные инструменты, Россия, искусство, Украина, танец

Previous post Next post
Up