(no subject)

Jul 27, 2013 19:43



Молдавский кэлушар :
тайные танцевальные общества средневековой Молдовы


image You can watch this video on www.livejournal.com





«А, танцы!», - нередко можно услышать нелестный отзыв представителя одного боевого искусства о другом. Особенно часто это раздается в адрес так называемых «внутренних стилей» китайского у-шу. Например, тайцзицюань.

И это вполне понятно. Тайцзицюань - "кулак Великого Предела", как обычно переводят это емкое понятие, сегодня во многих случаях утрачивает как раз свою "кулачную" сущность. Его преподают как оздоровительную гимнастику, красочное шоу и просто как способ сформировать культуру движения - пластичного, очень красивого, с действительно танцевальной грацией.

Подобный способ преподавания тайцзи порицается многими. Например, такой известный мастер тайцзи, как Вон Кью Кит, пишет, что тайцзи, если не изучать его именно как боевое искусство, не принесет и здоровья.

Но, что интересно, тот же Вон Кью Кит, предостерегая против выхолащивания тайцзи, сравнивает такое «искалеченное» тайцзи… опять таки с танцами.
Между тем, танец и боевые искусства связаны изначально в культурах самых разных народов.
Особенно заметна эта связь в культурах так называемых «примитивных» народов, где европейские этнографы и антропологи еще смогли увидеть далекое прошлое самих европейцев. И где воины перед боем танцуют, а танец их имитирует схватку с врагами.

Но даже и в тех культурах, где танец и боевые искусства разошлись достаточно далеко, через одно можно многое узнать о другом. И когда в 80-е годы прошлого века энтузиасты «языческого ренессанса» в России попытались реконструировать боевые искусства древних славян, они обратились в первую очередь к народным танцам.

И все-таки даже с учетом этой тесной связи танца и боевых искусств (сегодня, правда, изрядно утраченной), капоэйра очень выделяется в этом смысле.

Выделяется, поскольку именно танец стал философией капоэйры. Наверное, всем жителям Кишинева изрядно надоела реклама капоэйры. «Ты воин - и ты танцор. Ты танцор - и ты воин».

Что ж, прекрасно. Я думаю, капоэйра хороша даже в кишиневском варианте. Хотя невольно вспоминается один мой знакомый энтузиаст капоэйры: «…тренер там молодец, восемь лет боксом занимался!».

Но, интересно, кто в Кишиневе (я уж не говорю - за пределами Молдовы) знает, что совсем недавно в Молдове существовало свое боевое искусство - аналог капоэйры? Боевое искусство, так же неразрывно, как и капоэйра, связанное с танцем?

Или слышал хотя бы его название - кэлушар?

Увы, максимум наших знаний на эту тему составляет "трынта". Хотя, разумеется, недооценивать ее боевую эффективность вряд ли стоит - неслучайно в Молдове так хорошо прижились в свое время и самбо и дзюдо.

Но кэлушар - нечто совсем иное. И, в принципе, так же как и капоэйра, выходит за рамки боевого искусства. Впрочем, что нам известно о кэлушаре?

Я полагаю, лучше всего здесь просто привести рассказ Дмитрия Кантемира - молдавского правителя, современника и сподвижника Петра I, взятый из его «Описания Молдавии».

«…. во время праздников исполняются танцы, связанные с суевериями. Они должны составляться из 7, 9 и вообще нечетного числа танцующих. Эти танцоры называются кэлушары. Собираются они один раз в год, одевшись в женское платье, на головы одевают венки, сплетенные из листьев полыни и украшенные другими цветами, и чтобы их нельзя было узнать, говорят женскими голосами и закрывают лицо белым платком. Держат в руках обнаженные мечи, которыми могут пронзить любого смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право дает им древний обычай, так что никто не может быть обвинен в убийстве человека. Предводитель такой группы называется старица, его помощник - примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски, до того, как увидит ее своими глазами, так как у них имеется более ста музыкальных мотивов, по которым составлены танцы.

Некоторые из них так мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли, и как будто летают по воздуху. Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течении 10 дней между вознесением Господним и Святой Троицей. В продолжении этого времени они ночуют только под покровом церкви, так как верят, что если остановятся в другом месте, то их начнут мучить ведьмы, которых они называют фрумосы.

Если толпа таких кэлушаров встретится в пути с другими плясунами, то между ними происходит схватка, и побежденные уступают дорогу, а после заключения мира побежденные открыто признают, что будут находиться в подчинении победителей в течении 9 лет. Если в такой схватке кого убьют, то не бывает никакого суда и убийца не привлекается к ответственности, кто бы он ни был.

Всякий, кто однажды был принят в такое сообщество танцоров, должен являться туда каждый год в течение 9 лет, ибо убежден, что если нарушит это обязательство, то его будут мучить фрумосы.

Суеверный простой народ приписывает кэлушарам способность изгонять застарелые, затяжные болезни. Лечение происходит следующим способом: положив больного на землю, они начинают свою пляску, и на определенном такте танца топчут лежащего с головы до пяток и под конец говорят ему шепотом на ухо определенные слова, специально для этого составленные, и заклинают болезнь выйти вон. Если повторяют это три раза в течении трех дней, то в большинстве случаев имеет место благоприятный исход, причем таким образом изгоняются без труда самые тяжелые болезни, перед которыми отступало искусство опытнейших врачей…».

Это краткий рассказ таит в себе бездну информации. И в первую очередь бросается в глаза еще одна параллель с капоэйрой - как и последняя в пору своего возникновения, кэлушар существует в среде тайных танцевальных обществ. И так же, как капоэйра, кэлушар связан с обрядовой магией.

Что же такое кэлушар? Как, когда и откуда он возник у молдован? Какова его последующая судьба?

Ответ на эти и многие другие вопросы мы постараемся дать в одной из наших лекций, посвященных культурной антропологии Молдовы (смотрите раздел «Наши проекты»). В свою очередь, мы будем крайне благодарны всем, кто сможет сообщить нам что-либо по поводу кэлушара.

Алексей Романчук.

Танец «Кэлушарий»

«Кэлушарий» - молдавский народный танец. Как хореографическая форма является ритуальным танцем, и исполняется ежегодно в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей (за неделю до Пятидесятницы). Это один из старейших и самых сложных молдавских танцев, с архаичным и мифическим значением, который приносил исцеление и предоставлял защиту, это целый спектакль, полный ритма и жизни. «Кэлушарий» танцевали по деревням, пытаясь защитить от болезней и злых духов путем магической силы, приобретаемой во время танца.

Танец «Кэлушарий» является ритуальным танцем, который могут исполнять только «избранные» (9-11 танцоров), которые наделены лучшими физическими и моральными качествами. Труппа «Кэлушарий» состояла исключительно из лиц мужского пола. Во время ритуальной церемонии посвящения в «Кэлушары» давалась своеобразная клятва, которая была призвана чтить моральные предписания и правила, уважать членов труппы. Чтобы иметь право присоединиться к группе, молодые люди должны были овладеть искусством «кэлуша» (уметь сохранить все в тайне) и очистится заранее от зла. Лишь соблюдение вышеуказанных обрядов, делало танец действительно магическим и способным повлиять на людей позитивно. Существует своего рода «ватав Кэлушаров» - персонаж, который выполнял сакральную роль и был уважаем всеми за свое влияние на других «Кэлушар». Он был самым «быстрым и искусным танцором», он имел лучшие нравственные качества, и владел тайной «кэлушар». Среди танцоров был также человек, который носил маску - Немой - мифический персонаж с зооморфной маской, указывающей на его преклонный возраст, который символизирует смерть и ежегодное возрождение. Задачей Немого было сообщить танцорам, без того чтобы кто-то услышал, название танца и имя «ватава». Рядом с ним находился и помощник ватава, а также тот кто носил флаг. Отличительным элементом группы Кэлушар был флаг, сделанный из священного дерева, белого цвета, обычно из липы или лесного ореха.

«Кэлушары» обычно носили народные костюмы, которые соответствовали географическим зонам. Особенно выделялся пояс и красные ленточки, которые должны были защищать от сглаза, к которому добавлялись некоторые отличительные элементы, используемые во время танца. Мы говорим о палках, которые были помещены крест-накрест на груди, о колокольчиках на талии, о ленточках на шляпе или молдавской шапке, и что характерно всегда «Кэлушары» имели по палке в руке, которая считается самым древним рабочим инструментом и является старейшим оружием для защиты человека.

Иерархию внутри группы танцоров соблюдали в точности, а связь между «Кэлушарами» была таинственной, и ее сохраняли на протяжении недели Пятидесятницы. «Кэлушарам» присваивали сверхъестественные силы, а их роль заключалась в защите.

Ритуальный танец «Кэлушарий» традиционно состоит из трех составляющих: Поднятие флага, Клятвы, и своего рода Нарушения обета молчания (чужим непосвященным людям не разрешается участвовать в танце). Танец ритмичный, энергичный и является проявлением мужской физической и психологической силы. Зло можно искоренить только через танец и такими вспомогательными элементами, как чеснок и полынь. Этот танец включает в себя и магические «стригэтуры», впечатляющие прыжки в воздухе, одновременные и отдельные хлопки по сапогам и о землю, путем звонкого удара каблуками. Для такого танца как «Кэлушарий» требуется физическая сила, выносливость, умение и страсть к жизни, любовь к людям.

Отрыв ног от земли означает отрешенность от мирского и от бытия человеческого, но и древнее желание полета. С другой стороны, возвращение ног на землю означает возвращение в мир человека, но в другой форме улучшенной, более чистой. Белые костюмы с красочными элементами, шпоры на обуви и колокольчики на головных уборах делают танец зрелищным.

Танец «Кэлушарий» должен был ускорить вступление в брак девушек, исцелить от болезней, увеличить фертильность, искоренить стерильность, прогнать «Русалий» (злых фей, которые развязывают бури, наносят вред людям, забирая их умы). Танец «Кэлушаров» показывает, что добро побеждает зло.

Сегодня танцем «Кэлушарий» можно восхищаться в Молдове только в различных спектаклях на сцене.

магия, музыка, Румыния, Молдова, кэлушары, танцы, искусство, Молдавия, магия искусства, боевые искусства, танец

Previous post Next post
Up