Оригинал взят у
titir2007 в
Запись на я.ру
Всегда смешно читать рассуждения о пролетариате и его «консервативности»или «прогрессивности», к которым так любят апеллировать юные или не очень юные представители интеллигенции. Фашисты, «коммунисты», «анархисты», либералы находят некие свойства рабочего класса выходящие далеко за рамки политической экономии. Отсылы к неким врожденным качествам «народа» должны послужить обоснованием их воли к власти. Их амбиции не так уж велики. Их воля к власти на деле сводится к попытке заполнить идейную пустоту активизма, поддержать единство группы или дать основание со временем выступить по ТВ, как эксперту. То есть добится, чтоб капиталистическая система признала их интеллектуальную состоятельность и благонамеренность, а группа скучающих последователей не разбежалась. Люди с университетскими дипломами превращаются в оракулов, которые читают волю социального субъекта революции на основании собственных представлений и идеологических озарений. Впрочем, если бы они пытались делать выводы на основании полета птиц или изучая внутренности жертвенных животных, то их выводы были бы так же полезны в практической деятельности, как и те которые они делают на основании собственных предрассудков, мониторинга прессы, обдумывания текстов Эволы или Маркса. Идеологические авгуры выдумавают для себя образ абстрактного пролетария. Невежественного, сильно пьющего, грубого, но при этом обладающего некой запредельной мудростью мастеров дзена. То есть воображают себе священное животное, священного скота. То самое, что называют польским словом «быдло», но волшебное. На его спине, согласно заветам Ленина, интеллигент сможет въехать во власть. Священных пролетариев сгонят на площадь. Потом перед ними выступит специально обученный интеллигент, скажет заветное слово и народ осознает ВСЕ. Произойдет моментальное «привнесение классового сознания» в массы.
У автора статьи вся семья из «этого самого пролетариата». Так уж получилось, что он знает пролетариат посредством ежедневного общения, а в юности несколько лет проработал низкоквалифицированным рабочим. Это в значительной мере сужает поле моего теоретизирования. Я буду употреблять слово пролетариат, как описывающее все множества наемных работников. Так проще.
Я не знаю качеств украинского пролетариата. Я сомневаюсь, что о них можно, вообще, говорить. Полагать, что украинский пролетариат выступает, как что-то монолитное за пределами политической экономии глупо. Это «класс в себе».
Пытаться выдумать пролетариату сознание и единые культурные нормы может только интеллигент, желающий иметь предмет для политических спекуляций. Потому что пока он не стал «классом для себя» об этих мистических свойствах говорить бессмысленно.
Даже кичащиеся своими разрядами и классовой принадлежностью кадровые пролетарии предпенсионного возраста не имеют общих политических и культурных взглядов, которые можно было бы назвать «сугубо пролетарскими». Советский культ труда противоречит их интересам. И на трезвую голову, когда не нужно в пивной учить жизни «белоробов», они это отлично понимают, конечно, если не выжили из ума.
Я знаю рабочего-электрика, который 3-4 часа в день тратит на занятия йогой и медитацию. Я знаю электрика-гомофоба и националиста, который тайно занимается однополой любовью. Я знаю электрика-алкоголика, которому на все наплевать. Я знаю электрика-алкоголика «в завязи», который обожает свою декоративную собачку и ненавидит начальство, хотя сам является микроскопическим начальником. Я знаю электрика из отставных ментов. Этот любит арийцев и знак свастики.
Я знаю механика, который водит белый пижонский автомобиль и озабочен интересами рабочего класса. Своего класса. Он недопустил введения ночных смен. Я знаю механика, которому все равно. Ему поебать на солидарность. И на себя тоже и на весь мир. Я знаю механика, который параллельно занимается прикладной наукой и хочет, чтоб рабочий класс поднялся в Киеве и стране. Он последними словами ругает родной класс, потому что эти люди часто не видят дальше собственного носа.
Я знаю своих сельских родственников, которых интересует зарплата, беспредел ментов и латифундистов, ликвидация транспортной инфраструктуры. Я знаю одного сельского пенсионера, который выступает за открытые границы и упрощенную процедуру получения гражданства… и при этом голосуют за ВОС. Самый последовательный консерватор и антисемит на все село батюшка с золотыми зубами. Зубы он вставил после того как «неизвестные» дважды обнесли церковь.
Пролетариат состоит из людей, у которых общего только свинцовые будни, работа по найму и неприязнь к бюрократам, ментам и буржуа. Сдержанная, непоследовательная неприязнь, которую назвать «классовым сознанием» сложно. Рефлекторные недоверие и злость без действий бесплодны, а часто и просто вредны, так как воспитывают пассивность.
Класс превращается в «класс для себя», когда он перестает быть только совокупностью людей, находящихся в одинаковых отношениях с собственностью и занятых трудом в приблизительно равных условиях. Отсутствие капитала и труд за гроши не творит общих политических и культурных ценностей. Их творит коллективное политическое и экономическое действие. Повседневная практика. И практика классовой борьбы, зачастую, не есть практикой большинства. Даже тред-юнионы в странах Запада очень часто не представлют большинство трудящихся. Они говорят от имени Труда с Государством и Капиталом, являсь активным меньшинством.
В советское время трудящиеся находили несколько способов решения своих проблем «в индивидуальном порядке». Воровство на рабочем месте, плохое выполнение обязанностей, «текучка» кадров. В первые годы после краха СССР проблемы решали «халтуры». В 2000-х смена работы. Сейчас поле приложения индивидуальных стратегий борьбы с работодателем все уже и уже. Это значит, что сейчас не останется другого выхода, кроме коллективного действия. В условиях, когда значительная часть людей работает уже не на промышленных гигантах, а на небольших предприятиях, полулегально, нелегально, без особой надежды жить лучше в будущем трудящиеся будут вынуждены выстроить свое движение. Это будет долгий и трудный процесс. Каким оно будет неизвестно.
Поэтому заниматься переносом западной социологии рабочего класса на Украину или выдумывать какое-то особые «врожденные» политические ценности и идти с ними к рабочему классу не стоит. Люди привыкли к буржуазным политикам, которые используют избирателей. И это давно взаимно. В руках левых (в том числе) сама судьба рабочего класса. Он будет таким, каким станет в результате активной классовой борьбы. Борьбы, которая будет опираться не на «ценности», а на интересы. Корпоративная культура, дух кровной общины, книжный «рабочизм» или религиозное представление о справедливости только тормозят этот процесс. Пролетариат не являет безмозглым объектом политического культа с заданными «классиками» характеристиками.
Ему не нужно «привносить сознание». Это не работает. Тем более, что радикальная интеллигенция не имеет о нем представления. Первым шагом на пути исправления должен стать отказ интеллигенции от культа собственной интеллигентности. Интеллигенция не мозг нации и не ее говно. Она просто занимает свое место в системе производства. То есть люди интеллектуального труда должны осознать себя частью класса. Больше подсказок на сегодня не будет. Анархистское бюро добрых советов не занимается «привнесением классового сознания» в интеллигенцию.