Оригинал взят у
genrih_faust в
Теория познания - как основа любой науки. Есть ли она у нас?Гносеоло́гия (от
др.-греч. γνῶσις - «познание», «знание» и λόγος - «слово», «речь»); эпистемоло́гия (от
др.-греч. ἐπιστήμη - «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος - «слово», «речь») - теория
познания, раздел
философии.
Теория познания и методология есть то, что делает философию саму по себе нужной и обоснованно существующей. Вопрос правомерности и результативности наших попыток что-то узнать, а так же методов самого познания стоит постоянно. Как мы вообще понимаем, что что-то понимаем? Как мы оцениваем - "ВОТ ЭТО я ЗНАЮ, а вот ЭТО - НЕТ, не знаю." Как так оказывается, что вместо знания мы питаемся заблуждениями, причём массово. Где тот метод, позволяющий отличать заблуждение от истинного знания?
Почему, например, спонтанно возникающий текст мы позволяем считать себе истиной в последней инстанции? А у нас в голове, вернее в УМЕ, есть генератор спонтанных текстов, между прочим, не знали? А вот откуда он берёт "топливо" каждый раз ?
У всякого человека есть субъективный Образ Мира. Каким образом человек его перерабатывает до Объективного? А может и вовсе не перерабатывает? Так и остаётся в личной мифологии. А может никакой объективности и быть не может? И нет никакого знания, а только слова в которые можно верить.? Тут все, как один, мне возразят про повторяемость опыта, Но опыт на самом деле слишком субъективен. Большинство людей ВЕРЯТ содержимому учебника физики или биологии. А уж про ИСТОРИЮ во всех вариантах - это ж сказки по истории, все знают.
Именно Индивид, взявшийся познавать, делает следующее: он актом познания расщепляет действительность на данное бытие и понятие о нём и, соединяя их, что-то тогда только и познаёт.
Теория познания должна изучать само познание. Тогда встаёт проблема предпосылок. Обычно познание по умолчанию построено на предпосылке. Например: Мир вещественный состоит из мельчайших частиц, или Мир сотворён разумным первоначалом БОГОМ. В первом случае не остаётся места для сверхчувственного, во втором - остаётся нечто непостижимое, ибо познающий человек оказывается микро-идеей того самого Творца Вселенной.
Вот самое доступное определение.
Предпосылка - это утверждение, предназначенное для обоснования или объяснения некоторого
аргумента.
[1] В
логике аргумент - это
множество предложений (или
«суждений») одни из которых являются предпосылками, а другие утвердительные предложения (или «суждения») -
логическими выводами.
Аристотель утверждал что любой логический аргумент может быть сведен к двум предпосылкам и выводу.
[2] Предпосылки иногда опускают, в этом случае они называются опущенными предпосылками
Имея ввиду предпосылки нельзя вывести никакую Теорию Познания из самого процесса познания. Рассмотреть его сам по себе. В СССРе пытались строить Теорию Познания, там было много полезного, но... автоматически полагалась предпосылка "Материя первична, сознание вторично",или "Бытие определяет сознание". Само логическое устройство этих утверждений подразумевает их обратимость, а следовательно - относительность. Без обоснования нашего познания невозможно строить никакую науку.
Постановка задачи такова: КАК ПОСТРОИТЬ БЕСПРЕДПОСЫЛОЧНУЮ ТЕОРИЮ ПОЗНАНИЯ и возможно ли это?
На сегодня - всё.
Глянул в Википедию, содрогнулся от бреда, там написанного, главное, чтоб гносеологический Ктулху ко мне не явилсО
Оказывается, книжка вышла год назад, надо найти.-)
Издательство: "Либроком"
Оригинал взят у
genrih_faust в
Диалог второй. Он в самом начале 13 знака. Много раз переделывался.По ходу сюжета у главного героя заканчивается детство, и вот о его дальнейшей судьбе разговаривают стороны,
заинтересованные в его Душе так или иначе. Я специально оставляю подсчет слогов. В середине диалога участники говорят более короткими строками. Я не очень понял, почему так вышло, но переработать это пока что не смог. Может быть, стороннее прочтение даст эффект для переработки, а может быть - так и надо оставить.
Диалог о ценности познания.-)
Ариман
9 Впервые со времён Эдема
8 Познание приносит плод!
9 Неуловим, и в том проблема,
8 Тот, кто вопросы задаёт.
8 Господь - граница для Ума,
9 Предел и вызов, бесконечность!
9 Где во Вселенной человечность?
Михаил
8 Душа изведает сама!
9 Она - и есть её источник,
8 Душой рождённые Слова
9 Ум заставляет кровоточить,
8 Распяв их логикой сперва.
Ариман
9 Душа приходит и уходит,
8 Пусть плоть - из мяса и костей,
9 К Душе название подходит:
8 "Бесформенный сосуд страстей"
9 И не понятно, что же лучше:
8 Когда он полный до краёв?
9 Или пустой, где Дух Могучий
8 Нашел себе навек жильё?
Михаил
8 Дух человеческий - Зерно,
9 Что ожидает пробужденья,
9 И от твоих прикосновений
8 Живым Христом защищено.
9 Пусть Духи из твоей когорты
8 Желают обрести свой дом
9 В телах людей. Чтоб были стерты
8 Воспоминания о Нём.
9 Но человеческое Сердце,
8 Что ты желаешь подчинить,
9 Несёт в себе Зерно бессмертья,
8 Оберегая жизней нить.
Ариман
8 Позволь, но с ведома Отца
8 Я созерцаю их сердца.
8 Там вожделенье или страсть
8 И редко - любопытство,
8 Познание приносит власть.
7 Власть - может пригодиться.
8 Сначала - детские мечты
7 В реальность обратятся,
8 А после... и мои труды
7 Детально воплотятся...
8 Мне нужно только повернуть
8 Их мысли на удобный путь.
8 И лучший способ - поскорей
8 Наукам обучать детей,
8 Годов с восьми или семи
8 Забрать мальчишек из семьи,
7 И обучать их счету -
7 Теперь моя забота.
Михаил
8 Я знаю звуки первых слов,
7 Исполненные смысла,
8 Глаголы звёздных языков
7 Точней стократ, чем числа,
8 И буквы первые хранит
7 В ночи Небесный Свиток,
8 Но Человек направил взор
7 К Земле. Стяжав прибыток
8 И строчки выводя пером,
8 Он позабыл, что скрыто в нём.
8 И в этом есть твой интерес -
8 Свести познание в прогресс
7 И умывая руки,
7 Присвоить храм науки.
8 Ты хочешь, чтобы человек,
7 Забыв свою природу,
8 В зверинце коротал свой век,
7 Мартышкину породу
8 Лелеешь высшей объявить,
8 А Дух и вовсе - отменить!
Ариман
8 Я много слышал от тебя
7 Столь смелых возражений…
8 Желанно людям лишь одно -
7 Прожить без сожалений.
8 Заметь, голодным все равно,
7 Что даст им избавленье
8 Они устали от костров,
7 От бед, от эпидемий
Михаил
8 Любить людей на твой манер,
9 Умножив то, что им приятно,
8 Твой стиль, известно - всех Химер
9 Потом не соберешь обратно.
8 И научившись воплощать
9 Твоих Големов совершенных,
8 Они привыкнут умирать!
9 Ты - предводитель сонма тленных.
8 Горчат плоды твоих трудов,
9 Противоядие от Смерти
8 Несёт в твой мир сама Любовь,
Ариман
9 Да-да, я помню этот Вертеп.
8 Однако горестный итог
9 Всех предыдущих начинаний
8 Я показать тебе бы мог:
9 За чтением чужих признаний
8 Проводит дни монаший люд.
9 При чём здесь Истина? Познанье
8 - Совсем не благодарный труд
9 Любые мнения возможны,
9 Лишь потому, что все ничтожны.
8 Зачем бы душка Люцифер
8 Так к Человеку прикипел?
9 Воистину, Сосуд прекрасен,
9 Что ни налей - на все согласен
8 Наш любопытный гоминид,
8 Который тем и знаменит,
9 Что он всеядностью опасен,
9 И даже, если сам ужасен,
8 То в том другого обвинит!
9 Твой подопечный тоже слеплен
8 Из глины падшего отца:
9 Своими страхами оцеплен,
9 К догмату временем прилеплен,
9 В костре желаний станет пеплом,
9 Его страданиям под Солнцем
8 Не будет края и конца!
Михаил
9 Ребенок чист, рожден свободным,
8 Но беззащитен детский Дух,
9 Перед вторжением холодным,
8 Твоим, заметь, Хозяин мух!
8 И всё же, высшие миры
8 Их защищают до поры...
8 Чтобы свободу обрести
8 Все люди призваны расти!
0 * * * * *
8 Живя у времени в плену,
9 Держась за Веру и Надежду,
8 Они опустятся ко Дну
9 И сбросят ветхие одежды.
8 Познать Себя - тяжелый труд,
9 Пока доступный лишь немногим,
8 Но тем, кто этот Крест возьмут,
9 Открыты всех Миров дороги!
8 Пройдя сквозь боль, они найдут,
9 В себе причины неудачи!
8 А Люцифер - гордец и плут!
Ариман
9 У каждого свои задачи!
8 Ну что жалеть безвольный род,
9 Малы они - тягаться с нами!
8 Но я - не полный идиот,
9 Чтоб сделать их себе врагами!
8 Зачем? Их тело - полигон,
8 Где ставим мы Армагеддон!
8 Их совершенный организм -
8 Такой удобный механизм!
8 Для всех грядущих катастроф
8 На сей Земле Солдат готов!
Михаил
8 Ты все сказал, что мог и смел ? !
Ариман
8 Чтоб Я остался не у дел?
8 Смеешься что ли, глянь сюда,
8 Теперь грозит ему беда
8 От очень каверзных веществ,
8 Что будоражат кровь существ!
8 Срок малый Детству дал Творец,
8 Всему всегда придет конец!
8 И вот уже покоя нет
8 Всем тем, кому пятнадцать лет.
8 Нет исключенья никому,
8 Как быть любимцу твоему?
8 Он будет с возраста сего
8 Хотеть чего-то ... не того,
9 О том молчат глухие стены:
9 - Монахи тоже режут вены!