Теория познания - как основа любой науки. Есть ли она у нас?

Sep 07, 2012 16:31

Оригинал взят у genrih_faust в Теория познания - как основа любой науки. Есть ли она у нас?
Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις - «познание», «знание» и λόγος - «слово», «речь»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη - «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος - «слово», «речь») - теория познания, раздел философии.

Теория познания и методология есть то, что делает философию саму по себе нужной и обоснованно существующей. Вопрос правомерности и результативности наших попыток что-то узнать, а так же методов самого познания стоит постоянно. Как мы вообще понимаем, что что-то понимаем? Как мы оцениваем - "ВОТ ЭТО я ЗНАЮ, а вот ЭТО - НЕТ, не знаю." Как так оказывается, что вместо знания мы питаемся заблуждениями, причём массово. Где тот метод, позволяющий отличать заблуждение от истинного знания?

Почему, например, спонтанно возникающий текст мы позволяем считать себе истиной в последней инстанции? А у нас в голове, вернее в УМЕ, есть генератор спонтанных текстов, между прочим, не знали? А вот откуда он берёт "топливо" каждый раз ?

У всякого человека есть субъективный Образ Мира. Каким образом человек его перерабатывает до Объективного? А может и вовсе не перерабатывает? Так и остаётся в личной мифологии. А может никакой объективности и быть не может? И нет никакого знания, а только слова в которые можно верить.? Тут все, как один, мне возразят про повторяемость опыта, Но опыт на самом деле слишком субъективен. Большинство людей ВЕРЯТ содержимому учебника физики или биологии. А уж про ИСТОРИЮ во всех вариантах - это ж сказки по истории, все знают.

Именно Индивид, взявшийся познавать, делает следующее: он актом познания расщепляет действительность на данное бытие и понятие о нём и, соединяя их, что-то тогда только и  познаёт.

Теория познания должна изучать само познание. Тогда встаёт проблема предпосылок. Обычно познание по умолчанию построено на предпосылке. Например: Мир вещественный состоит из мельчайших частиц, или Мир сотворён разумным первоначалом БОГОМ. В первом случае не остаётся места для сверхчувственного, во втором - остаётся нечто непостижимое, ибо познающий человек оказывается микро-идеей того самого Творца Вселенной.

Вот самое доступное определение.
Предпосылка - это утверждение, предназначенное для обоснования или объяснения некоторого аргумента.[1] В логике аргумент - это множество предложений (или «суждений») одни из которых являются предпосылками, а другие утвердительные предложения (или «суждения») - логическими выводами. Аристотель утверждал что любой логический аргумент может быть сведен к двум предпосылкам и выводу.[2] Предпосылки иногда опускают, в этом случае они называются опущенными предпосылками

Имея ввиду предпосылки нельзя вывести никакую Теорию Познания из самого процесса познания. Рассмотреть его сам по себе. В СССРе пытались строить Теорию Познания, там было много полезного, но... автоматически полагалась предпосылка "Материя первична, сознание вторично",или "Бытие определяет сознание". Само логическое устройство этих утверждений подразумевает их обратимость, а следовательно - относительность. Без обоснования нашего познания невозможно строить никакую науку.

Постановка задачи такова: КАК ПОСТРОИТЬ БЕСПРЕДПОСЫЛОЧНУЮ ТЕОРИЮ ПОЗНАНИЯ и возможно ли это?
На сегодня - всё.

Глянул в Википедию, содрогнулся от бреда, там написанного, главное, чтоб гносеологический Ктулху ко мне не явилсО



Оказывается, книжка вышла год назад, надо найти.-)
Издательство: "Либроком"

Оригинал взят у genrih_faust в Диалог второй. Он в самом начале 13 знака. Много раз переделывался.
По ходу сюжета у главного героя заканчивается детство, и вот о его дальнейшей судьбе разговаривают стороны,
заинтересованные в его Душе так или иначе. Я специально оставляю подсчет слогов. В середине диалога участники говорят более короткими строками. Я не очень понял, почему так вышло, но переработать это пока что не смог. Может быть, стороннее прочтение даст эффект для переработки, а может быть - так и надо оставить.

Диалог о ценности познания.-)

Ариман
9    Впервые со времён Эдема
8    Познание приносит плод!
9    Неуловим, и в том проблема,
8    Тот, кто вопросы задаёт.
8    Господь - граница для Ума,
9    Предел и вызов, бесконечность!
9    Где во Вселенной человечность?

Михаил
8    Душа изведает сама!
9    Она - и есть её источник,
8    Душой рождённые Слова
9    Ум заставляет кровоточить,
8    Распяв их логикой сперва.

Ариман
9       Душа приходит и уходит,
8       Пусть плоть - из мяса и костей,
9       К Душе название подходит:  
8      "Бесформенный сосуд страстей"
9       И не понятно, что же лучше:
8       Когда он полный до краёв?
9       Или пустой, где Дух Могучий
8       Нашел себе навек жильё?

Михаил
8       Дух человеческий - Зерно,
9       Что ожидает пробужденья,
9       И от твоих прикосновений
8       Живым Христом защищено.
9       Пусть Духи из твоей когорты
8       Желают обрести свой дом
9       В телах людей. Чтоб были стерты
8       Воспоминания о Нём.
9       Но человеческое Сердце,
8       Что ты желаешь подчинить,
9       Несёт в себе Зерно бессмертья,
8       Оберегая жизней нить.

Ариман  
8     Позволь, но с ведома Отца
8     Я созерцаю их сердца.
8     Там вожделенье или страсть
8    И редко - любопытство,
8    Познание приносит власть.
7    Власть - может пригодиться.
8    Сначала - детские мечты
7    В реальность обратятся,
8    А после... и мои труды
7    Детально воплотятся...
8    Мне нужно только повернуть
8    Их мысли на удобный путь.
8    И лучший способ - поскорей
8    Наукам обучать детей,
8    Годов с восьми или семи
8    Забрать мальчишек из семьи,
7    И обучать их счету -
7    Теперь моя забота.

Михаил
8    Я знаю звуки первых слов,
7    Исполненные смысла,
8    Глаголы звёздных языков
7    Точней стократ, чем числа,
8    И буквы первые хранит
7    В ночи Небесный Свиток,
8    Но Человек направил взор
7    К Земле. Стяжав прибыток
8    И строчки выводя пером,
8    Он позабыл, что скрыто в нём.
8    И в этом есть твой интерес -
8    Свести познание в прогресс
7    И умывая руки,
7    Присвоить храм науки.
8    Ты хочешь, чтобы человек,
7    Забыв свою природу,
8    В зверинце коротал свой век,
7    Мартышкину породу
8    Лелеешь высшей объявить,
8    А Дух и вовсе - отменить!

Ариман
8    Я много слышал от тебя
7    Столь смелых возражений…
8    Желанно людям лишь одно -
7    Прожить без сожалений.
8    Заметь, голодным все равно,
7    Что даст им избавленье
8    Они устали от костров,
7    От бед, от эпидемий

Михаил
8    Любить людей на твой манер,
9    Умножив то, что им приятно,
8    Твой стиль, известно - всех Химер
9    Потом не соберешь обратно.
8    И научившись воплощать
9    Твоих Големов совершенных,
8    Они привыкнут умирать!
9    Ты - предводитель сонма тленных.
8    Горчат плоды твоих трудов,
9    Противоядие от Смерти
8    Несёт в твой мир сама Любовь,

Ариман
9    Да-да, я помню этот Вертеп.
8    Однако горестный итог
9    Всех предыдущих начинаний
8    Я показать тебе бы мог:
9    За чтением чужих признаний
8    Проводит дни монаший люд.
9    При чём здесь Истина? Познанье
8    - Совсем не благодарный труд
9    Любые мнения возможны,
9    Лишь потому, что все ничтожны.
8    Зачем бы душка Люцифер
8    Так к Человеку прикипел?
9    Воистину, Сосуд прекрасен,
9    Что ни налей - на все согласен
8    Наш любопытный гоминид,
8    Который тем и знаменит,
9    Что он всеядностью опасен,
9    И даже, если сам ужасен,
8    То в том другого обвинит!
9    Твой подопечный тоже слеплен
8    Из глины падшего отца:
9    Своими страхами оцеплен,
9    К догмату временем прилеплен,
9    В костре желаний станет пеплом,
9    Его страданиям под Солнцем
8    Не будет края и конца!

Михаил
9    Ребенок чист, рожден свободным,
8    Но беззащитен детский Дух,
9    Перед вторжением холодным,
8    Твоим, заметь, Хозяин мух!
8    И всё же, высшие миры
8    Их защищают до поры...
8    Чтобы свободу обрести
8    Все люди призваны расти!
0    * * * * *
8    Живя у времени в плену,
9    Держась за Веру и Надежду,
8    Они опустятся ко Дну
9    И сбросят ветхие одежды.
8    Познать Себя - тяжелый труд,
9    Пока доступный лишь немногим,
8    Но тем, кто этот Крест возьмут,
9    Открыты всех Миров дороги!
8    Пройдя сквозь боль, они найдут,
9    В себе причины неудачи!
8    А Люцифер - гордец и плут!

Ариман
9    У каждого свои задачи!
8    Ну что жалеть безвольный род,
9    Малы они - тягаться с нами!
8    Но я - не полный идиот,
9    Чтоб сделать их себе врагами!
8    Зачем? Их тело - полигон,
8    Где ставим мы Армагеддон!
8    Их совершенный организм -
8    Такой удобный механизм!
8    Для всех грядущих катастроф
8    На сей Земле Солдат готов!

Михаил
8    Ты все сказал, что мог и смел ? !

Ариман
8    Чтоб Я остался не у дел?
8    Смеешься что ли, глянь сюда,
8    Теперь грозит ему беда
8    От очень каверзных веществ,
8    Что будоражат кровь существ!
8    Срок малый Детству дал Творец,
8    Всему всегда придет конец!
8    И вот уже покоя нет
8    Всем тем, кому пятнадцать лет.
8    Нет исключенья никому,
8    Как быть любимцу твоему?
8    Он будет с возраста сего
8    Хотеть чего-то ... не того,
9    О том молчат глухие стены:
9    - Монахи тоже режут вены!


человек, эзотерика, genrih_faust, литература, технический прогресс, стихи, искусство, наука, философия, смысл жизни, деградация, Дух, поэзия, зомби, душа

Previous post Next post
Up