Оригинал взят у
berlong в
Аскетизммитрополит Калужский и Боровский Климент
Принципиальные особенности устроения человеческого естества открываются в описании сотворения мира в оригинальном тексте Библии. При появлении растительности на Земле пророк Моисей употребляет еврейское слово «хая» (способность к жизни некой биомассы), при творении морских обитателей - «нефеш» (стремление материи к комфортному субстанциональному существованию). Более высокий уровень жизни - «нефеш хая» - представляют собой животные. Этимологически эта форма жизни означает ту же биомассу, но осознающую себя отдельной субстанцией, способной активно взаимодействовать с окружающей средой и другими формами жизни. Только при сотворении человека появляется нечто принципиально новое. Помимо жизни в значении «нефеш хая» Господь дарует Адаму разумную душу - «нишама». «Нишама» есть частичка Творца, нечто, соединяющее человека с Высшим началом жизни. Особенностью ее является то, что она бессмертна и обладает разумом, чувствами и способностью принимать решения. По своей этимологии, «нишама» - это разумная чувствующая душа, обладающая накопительной формой знаний и способностью развития. Если эти задатки души не активны, в человеке берет верх «нефеш хая» - жизнь биомассы, не способной чувствовать, принимать решения и мыслить, но лишь создавать комфорт для физической жизни, что уподобляет человека не Творцу, а животным, существование которых ограничено пределами «нефеш хая». Следовательно, по своей природе человек существо не только физическое, но и духовное, способное к богообщению и нуждающееся для этого в постоянном развитии, совершенствовании сил своей разумной души.
Подробнее...