Итак, трилогия "Берег утопии" осилена во всех смыслах этого слова. Огромный спектакль длиной в 10 часов: три спектакля, каждая часть состоит из двух действий, и перерывы - слишком короткие для того, чтобы можно было сходить в какое-нибудь кафе. С собой мы не очень много провизии взяли, так что волей-неволей пришлось похудеть:-). Давно я об этом мечтала. Правда, я не мечтала заболеть, но организм решил иначе, и это повлияло на тот факт, что мне было очень тяжело. Была температура, и голова была тяжелая, как из железа, и все изнутри раскалывалось. Уже даже на первой части, что говорить о второй и о третьей! Домой я думала, что просто не доеду, так стало плохо к вечеру... Но это было лирическое отступление:-)
Целый день в театре способствует появлению такого чувства, когда кажется, что ты за один день прожил вместе с героями всю жизнь. Мы настолько все пропускали через себя, что даже моя мама сказала: кажется, что настоящая жизнь там, на сцене, а вовсе не в зрительном зале. Наверное, в какой-то степени она права. Спектакль легкий, втягиваешься в действие моментально, и так и живешь в нем, когда вдруг обнаруживаешь, что уже конец.
Действие происходит в начале-середине XIX века. В первой части «Путешествие» главные действующие фигуры - семья Бакуниных, и действие происходит то в доме Бакунина, то в Москве, куда Бакунины ездят на приемы. Еще жив Пушкин, на литературную сцену пытается пробиться Тургенев, Белинский начинает свою карьеру литературного критика, мечтая посветить всю свою жизнь литературе, которой пока в России не существует. А у Бакуниных две проблемы: первая - замужество четверых дочерей. Вторая - сын Михаил который отваживает от дома всех потенциальных мужей и слишком много философствует на какие-то абстрактные темы: много умных слов, от которых все приходят в восторг, но которые вообще ничего не значат. На пути Бакуниных появляются и исчезают Герцен, Огарев, Станкевич и весь остальной свет интеллигенции того времени.
Во второй части «Кораблекрушение» и в третьей части «Выброшенные на берег» действие крутится вокруг Герцена и его семьи. Пока все обсуждают, как они будут делать революцию для освобождения народа, внутри семьи течет обычная жизнь: растут дети, надо заниматься проблемой глухого Коленьки - хотя бы научить его говорить. Жена Натали, когда-то безумно влюбленная в своего мужа, теряет голову от страсти, но когда об этом узнает муж, делает свой выбор в пользу семьи. Очень скоро сын, его учитель и няня трагически погибнут, а Натали умрет с горя; и тогда уже Герцен будет жить с бывшей лучшей подругой своей жены, которая замужем за лучшим другом Герцена, и у них даже будут дети. В общем, тот еще сериал. И при этом все продолжат сначала пытаться делать революцию, потом - останавливать ее.
С высоты прожитых лет все смотрится иначе: уже не хочется радикальных перемен, все, что делается, делается на словах, и страшно от того, что новая молодежь категорически не признает старые авторитеты, считая их безнадежно устаревшими. Тургенев пишет «Отцы и дети», и напрасно от него пытаются добиться, на чьей же он стороне. И со своими друзьями-революционерами он одновременно со всеми и ни с кем.
Вообще мне особо понравились несколько моментов:
1) Белинский в исполнении Евгения Редько. Когда он был на сцене, казалось, что нет более яркого актера; он затмевал всех. Татьяна Бакунина (Дарья Семенова) сказала о Белинском (точно не процитирую, а примерно так): этот человек - он стоит всех нас вместе взятых, он затмит всех, вы это видите? На самом деле г-н Редько затмил всех. Потрясающе! Стоит идти на спектакль только ради того, чтобы посмотреть на его игру. В третьей части Белинского не было совсем, а г-н Редько играл Луи Блана, но роль слишком крошечная, особо не развернешься.
2) Тургенев (Алексей Мясников) и Герцен (Илья Исаев), когда они были в возрасте, когда стали седые. Видимо, это у меня такая «фенечка» что ли:-)… На самом деле молодой Герцен так тараторил свой текст, что хотелось попросить его делать это более осмысленно и с выражением, а не просто сотрясать воздух словами. В какие-то моменты это раздражало; но Герцен_в_возрасте исправил ошибки молодости, и видимо став более рассудительным, и заговорил по-другому. Вообще, я считаю, что мужчине идет быть в возрасте больше, чем быть молодым. То же самое про неугомонного Михаила Бакунина - в возрасте его энергичность и неутомимое желание подвигов заводит намного больше, нежели в молодости.
3) Трагедия и одновременное счастье глухого Коленьки: как носятся его родители, пытаясь хотя бы научить его говорить, как счастлив Коленька, еще не знающий, что он чем-то отличается от других. И то, как поставлены сцены с его участием: в некоторые моменты на сцене воцаряется не просто тишина; кажется, что что-то постоянно гудит в твоей собственной голове. Хотя в моей голове на самом деле что-то гудело.
4) Вообще, большое впечатление произвели актеры, которые выучили так много такого сложного текста. Монологи у героев не наполнены особым смыслом, за исключением, может быть, взрослых Герцена и Тургенева, когда у них появились нормальные жизненные ценности, и они начали воспринимать мир реалистично, но столько умных слов одновременно я не слышала даже в Университете на уроках философии (потому что постоянно прогуливала ее).
5) Про «рыжего кота» я не поняла, но сцена очень эффектная!
А вот парочка-тройка фотографий, уведеных
отсюда:
- Белинский (Евгений Редько) и его подруга Катенька (Рамиля Искандер) выясняют, что Белинский влюблен в сестру своего друга Михаила Бакунина, которая его не любит, зато его любит другая сестра друга, которую, в свою очередь, любит друг. Ужас! Любовные линии запутаны до крайности!
- Натали Герцена (Нелли Уварова) и ее лучшая подруга (Натали Тучкова) беседуют с Георгом Гервегом (Алексей Веселкин). Очень скоро Натали Герцена станет его любовницей, потом погибнет, а Натали Тучкова выйдет замуж за Огарева и станет любовницей Александра Герцена, и с согласия своего мужа будет рожать от Герцена детей. КАШМАРРРР!:-)
- Сцена про «рыжего кота». Слева - Белинский (Евгений Редько), справа - все занятые в спектакле актеры.
Наверное, надо меньше думать, господа (и больше делать), ибо все умные и думающие люди, в конце-концов, попадают в моральные тупики. Что реально? Рассуждения о том, что стул - это тень, и нас на самом деле не существует; или, противоположно тому - есть только мое абсолютное я и еще «десять абсолютных копеек»(с)? Или все же семья, обычные жизненные ценности? Что правильно? Думать о собственном благополучии и о счастье близких людей или погибать за идею, которая не воплотится в жизнь, при этом не находя времени на то, чтобы оглянуться и посмотреть: а что происходит с людьми, которые меня любят? И стоит ли рвать отношения из-за чашечки невкусного кофе, приготовленного одним другом - второму?...