Сам Далай-Лама очень осторожно дает комментарии по этому вопросу: «Я совершенно уверен, что если те, кто пожертвовал своей жизнью, сделали это с искренней мотивацией во имя Учения Будды, во имя блага людей, то религиозной, буддийской точки зрения, они совершили благое деяние. Если же они совершили то же самое во власти гнева, ненависти, то это неправильно. Но судить здесь трудно. Как бы то ни было, все это очень и очень печально. Трагично.»
Из новейшей истории известен подвиг тхиенского монаха Тхить Куан Дыка, который пожертвовал
своей жизнью ради того, чтобы прекратились гонения
на Дхарму в Южном Вьетнаме.11 июня 1963 года на одном из оживленных перекрестков Сайгона (Хо Ши Мин Сити) остановилась легковая машина. Из нее вышли трое буддийских монахов. Один положил на дорогу подушку для медитаций, другой сел на неё в позу лотоса, и перебирая чётки прочел мантру "Намо Амитабха Будда" ("Nam Mô A Di Đà Phật", "homage to Amitabha Buddha").
Третий монах достал из багажника канистру с бензином и облил сидящего. Тот, закончив читать мантру, достал спички и поджег себя. Пламя моментально поглотило одежду и тело.
Полиция пыталась вмешаться, но буддисты-демонстранты (их было около 350) образовали кольцо вокруг горящего монаха, не давая к нему приблизиться. Многие монахи и монашки, просто прохожие и даже один из полицейских совершали простирания. Один из монахов несколько раз прокричал в мегафон на вьетнамском и английском языках: «Буддийский монах совершил самосожжение! Буддийский монах стал мучеником!»
Монаха-мученика звали Тхить Куанг Дук (Thích Quảng Đức). Актом самосожжения он выразил протест против преследования буддистов властями Южного Вьетнама (в этот период в стране насчитывалось около 70-90% буддийского большинства, однако сам президент принадлежал к католическому меньшинству).
Тхить Куанг Дук родился в 1897 году в центральном Вьетнаме, тогда его звали Лам Ван Тук (Lam Van Tuc). В возрасте семи лет оставил мирскую жизнь и начал изучать буддизм под духовным наставничеством своего дяди. В 15 лет принял обеты саманеры, а в возрасте 20 лет был посвящен в монахи. Следующие три года Тхить Куанг Дук жил отшельником, а после завершения затворничества начал путешествовать по центральному Вьетнаму, проповедуя. Под руководством Тхить Куанг Дука были основаны 14 храмов.
В 1934 он отправился в Южный Вьетнам, распространяя буддийское учение. Затем провёл два года в Камбодже, изучая тексты традиции Тхеравады, а по возвращении руководил возведением 17 новых храмов на юге Вьетнама. Позже он был настоятелем пагоды Phuoc Hoa, где находился центр «Ассоциации Изучения Буддизма». Когда он был перенесен в пагоду Ха Loi, главный храм Сайгона, Тхить Куанг Дук оставил должность настоятеля и сосредоточился на медитативной практике.
Последние слова Тхить Куанг Дука из оставленного им письма: «Перед тем, как сомкнуть глаза и устремить взор к Будде, я почтительно прошу Президента Нго Дин Зьема проявить сострадание к народу и обеспечить религиозное равенство, чтобы сила нашей родины была вечной. Я призываю Досточтимых, преподобных, членов Сангхи и мирян-буддистов проявить организованную солидарность в самопожертвовании ради защиты буддизма».
Акт самосожжения вызвал шок как у властей, так и во всем мире. Администрация президента Нго Дин Зьема пыталась представить это самоубийством, которое заставили совершить монаха его сторонники. Власти даже обвинили фотографа Брауна в том, что он подкупил монаха для совершения самосожжения. Мадам Нго Дин Нху (Ngo Dinh Nhu), жена младшего брата президента, заявила, что «только поаплодирует, если какой-нибудь еще монах устроит барбекю». Подобные комментарии подстегнули негодование общественности.
Журналист Дэвид Халберстам (David Halberstam), который был очевидцем этого события, писал:
«Человек пылал словно факел; тело его корчилось и тлело, голова чернела и обугливалась. В воздухе стоял запах сожженной человеческой плоти; люди сгорают поразительно быстро. Позади я слышал рыдания собравшихся вьетнамцев. Я был слишком потрясен, чтобы плакать, слишком ошарашен, чтобы делать заметки или задавать вопросы, слишком изумлен, чтобы вообще думать… Пока горел, он не дрогнул ни единым мускулом, не произнес ни звука; вызывающее спокойствие на фоне стенающих вокруг него людей».
Дэвид Халберстам вместе с фотографом Малькольмом Брауном (Malcolm Browne) за репортаж об акте самосожжения Тхить Куанг Дука получил Пулитцеровскую премию (Браун еще и приз World Press Photo).
Минут через десять обугленное тело монаха рухнуло на землю. Буддисты накрыли его желтыми покрывалами, уложили в гроб и перенесли в пагоду Xa Loi. Возле пагоды вскоре собралась тысячная толпа буддистов и их сторонников. Тысячи сайгонцев утверждали, что на закате этого дня видели в небесах лицо Будды, который плакал.
Тело было повторно кремировано во время похоронной церемонии, однако сердце Тхить Куанг Дука сохранилось. Его признали святым и поместили в стеклянный потир (чашу) в пагоде Xa Loi; эта реликвия считается символом сострадания. Тхить Куанг Дук почитаем буддистами Вьетнама как Бодхисаттва (Bồ Tát).
Самоубийство в буддизме является крайней формой эгоизма, - говорит настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев. - Человек думает или говорит примерно так: «Меня не понимают, поэтому я уйду из жизни», или «Я хочу то-то и то-то, я мне этого не дают, так пусть им теперь будет хуже!» Все для этого человека завязано на слове «я»: я, мне, меня… Как и в любой другой мировой религии, в буддизме самоубийство - тяжкий грех. Считается, что если даже кто-то убил сто человек, он может раскаяться и начать исправляться. А если совершен тяжкий грех над собой, уже никто не сможет раскаяться, некому будет исправляться. Из-за суицида человек обрекает себя на пребывание в аду на миллионы лет.
- Другое дело, если человек погибает, совершая какой-то героический поступок, спасая других людей, то есть, посвящая свою жизнь высшему идеалу, - это считается почетным, - добавляет соржо лама Санкт-Петербургского дацана Церен лама Дармаев.
Несколько цитат показывающих отношение к самоубийству в Буддийской традиции из текста "
Любящее себя осознавание - Предотвращение самоубийства"от Его Преосвященства Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче3. Некоторые люди ошибочно считают самоубийство правильным выбором.
Самоубийство - это злой и эгоистичный выбор. Это всегда неверное решение, несущее огромную тяжесть семьям и обществу. Те, кто совершает самоубийство, думают лишь о себе и по истине безразличны к своим семьям, друзьям, обществу и своей стране. Самоубийство не является ни актом мудрости, ни актом доброты. Оно не решает ни одной проблемы и не несёт даже крупицы помощи другим. Самоубийство лишь создаёт больше проблем и страдания всем вокруг. Если вы хотите сделать правильный выбор, пожалуйста, изучайте буддийские основоположения вместо обрывания своей жизни. Человеческая жизнь драгоценна.4. Некоторые люди ошибочно считают, что самоубийство - это героический или достойный уважения поступок.Самоубийство - это трусость, в нём нет ни героизма, ни чести. Оно также отвратительно, как поедание экскрементов. Люди, совершающие самоубийство, не имеют даже и тени качеств героя и не достойны даже малейшего уважения. Самоубийство не несёт покоя, оно порождает лишь страх. Нам не следует прославлять или предавать огласке тех, кто совершил самоубийство, публично демонстрируя их фотографии и имена. Подчёркивание негативных действий несёт разрушающие последствия для всего мира. Если вы действительно хотите быть героем или чествовать других, пожалуйста, уважайте свою и чужие жизни, посредством отказа от собственного убийства. Человеческая жизнь драгоценна.6. Некоторые люди из жажды мщения верят, что их самоубийство причинит страдание их обидчикам.В действительности самоубийство приносит основной вред именно вам. Оно приносит мало страдания тем, кто желает вам вреда, однако при этом по-настоящему причиняет боль тем, кто желает вам добра - тем, кто любит и заботится о вас. В умозаключении о том, что убив себя, вы сделаете больно тем, кто желает вам зла, отсутствует как логика, так и здравый смысл. На самом деле вы просто исполните желания вашего врага, подобно тому, как если бы вы приняли яд в расчёте на смерть своего врага. Если вы не желаете исполнять желания ваших врагов, пожалуйста, не убивайте себя. Человеческая жизнь драгоценна.12. Некоторые люди ошибочно считают, что самоубийство - это конец всему страданию.Вера в отсутствие будущих жизней - это лишь неразумное предположение и гипотеза. Самоубийство не прекращает ваши страдания или ваш страх перед жизнью. Доказать или предоставить подтверждение, что будущих жизней не существует, невозможно ни философски, ни научно. Не убивайте себя, поскольку это не положит конец вашим страданиям. Самоубийство однозначно породит ваш личный ад. Если вы не можете потерпеть небольшое страдание в этой жизни, как вы перенесёте агонию мучений ада? Это подобно прыжку в огонь из-за того, что вам слишком жарко под одеялом. Если вы хотите прекратить свои страдания, пожалуйста, положите конец своему неблагому мышлению и неблагой карме, чтобы стать Буддой, Истинным Счастьем. Не убивайте себя. Человеческая жизнь драгоценна.
ДАЛЕЕ СТОИТ ИЗУЧИТЬ ВОТ ТАКОЙ ПОДХОД К ТЕМЕ САМОУБИЙСТВА
Самоубийство в тибетском буддизме:
Отношение к самоубийству в буддизме не столь однозначно, как в христианстве, хотя в большинстве буддистских концепций самоубийство осуждается и даже запрещается. Неоднозначность оценки самоубийства связана с отношением к смерти. Анализ буддистской литературы показал, что взгляды в прошлом и настоящем на проблему смерти различаются, но в целом их можно определить следующим образом. Счастье, спокойствие и блаженство, отсутствие страданий, опасности и страха можно найти только в Нирване, пройдя долгий путь перерождений. Поэтому цель буддиста - смерть как необходимая ступень к Идеалу. При этом, однако, буддизм запрещает суицид, за исключением нескольких случаев. Самоубийство признаётся оправданным, если оно совершается из альтруистического мотива, в случае самопожертвования или когда иллюстрирует сострадание, щедрость или целеустремленность в достижении состояния Будды.
В современном мире в буддизме «некоторые случаи» возможности суицида до сих пор существуют в виде практик самосожжения, которые возникли еще на этапе раннего китайского буддизма.Буддизм состоит в вере в бесконечность перерождений. Прекратить ее можно только в состоянии Будды, мирянину же это абсолютно недоступно.
Самоубийство может привести к дальнейшему перерождению, но уже не в облике человека, а, например, животного или демона.Буддизм, в общем, самоубийство отвергает, но допускает его при мучительных болях и болезнях.
В Японии, где широко распространены синтоизм и буддизм, самоубийство, как и в Китае, является обычным выходом из многих трудных положений.Самопожертвование (например на войне и в других экстремальных ситуациях) принято отличать от самоубийства или считать «альтруистическим самоубийством»[1]Ранние буддисты подходят к проблеме смерти с полной серьезностью. Она разрешается ими в рамках восьмеричного пути, в который, в числе прочих, входит и обязательство не причинять вред живым существам, не становиться причиной их смерти. Максимально удаляясь от причинения смерти, буддист надеется, в конце концов, прийти к полному отсутствию смерти; помимо этого непричинения смерти, он тренирует в себе и готовность, в случае необходимости, сострадая живым существам, пожертвовать своей жизнью, умереть ради них. Примеры этой позиции содержатся, например, в джатаках.
Но самоубийство, тем не менее, не приветствуется: оно только отбрасывает адепта назад, ибо после него следует
новое перерождение, причем в более скверных условиях.Отношение к самоубийству в Китае Самоубийство в Индии: Какими бы ни были злоупотребления, связанные с обрядом «сати», в последнее время в Индии самоубийство обычно считалось добровольным актом и зависело целиком от согласия на это жертвы. Такой обряд, будь это «харакири» или «сати», предполагал жестокую, болезненную смерть, и желание подвергнуться роковому испытанию объяснялось главным образом непоколебимой верой в новое рождение. Для тех, у кого такой глубокой веры нет, трудно понять движущую силу этого стремления. Совершенно очевидно, что ритуальное самоубийство абсолютно противоположно по смыслу не ритуальному, обычному самоубийству, так как цель последнего
- немедленное возвращение жертвы на землю. Так сложилось, что после принятия решения написать небольшую заметку на тему самосожжение,самопожертвование, самоубийство - ушёл из жизни талантливый молодой талантливейший композитор Александр Филимонов. Совершил самоубийство, поверив, в бесперспективность жизни, в то, что в этом ограниченном мире он не сможет создать абсолютно прекрасное, не сможет реализовать то, что понимает и чувствует, не сможет достучаться до человеческих сердец, душ и умов. Он сражался с самим собой 13 часов. Заблуждения победили.
Мне хочется выразить неизмеримую боль всех знавших Александра, отказывающихся верить очевидному. Сколько бы времени ни прошло, никто из нас не сможет сказать, что жизнь Александра была не нужной, бесполезной. Горечь утраты будет сопровождать нас всегда.
Пусть данная заметка будет посвящена Александру Филимонову. Светлая тебе память.
Хочется привести слова Алексея Шмурака. Композитора, близкого друга Александра. Его обращение ко всем в день смерти Александра:
Алексей Шмурак Я не верующий человек, я не сторонник морали, я не фанат этики, я не сектант, не фанатик, не...
Словом, у меня нет решительно никаких железобетонных догматических убеждений, как должны поступать люди, развиваться, какие решения принимать и так далее.
Но у меня есть одно важное убеждение, называйте его верой.
Жизнь - это единственное собственно наше, обладающее собственно нашей идентичностью, что у нас есть. У нас может быть вторичная музыка. У нас могут быть вторичные взгляды или вторичная одежда. Но собственно жизнь каждого человека уникальна и она его.
Жизнью можно распорядиться по-разному. Можно прожить со скромными ценностями и скромными смыслами, можно пульсировать гигантскими импульсами мегапроектов, и иногда сдуваться до ощущения ничтожества и тряпки.
Но это ощущение идентичности, это ощущение самоценности самого "я", "моё", - это высшая, данная самим элементарным опытом, ценность, это и есть высший смысл.
Смысл не в цели, смысл не в соответствии каким-то идеалам, или разрушении чужих.
Смысл в том, чтобы жить, выбирать, ошибаться, чувствовать, любить, творить, воспринимать, общаться...
Да, в том числе: чтобы страдать. Чтобы ощущать боль. Чтобы ощущать пустоту. Одиночество. Брошенность.
Но ощущать же. Проживая каждую минуту, наслаждаясь каждым оттенком этих ощущений. Дыша каждым мгновением!
И лишать себя этого смысла, лишать себя этой ценности во имя чего бы то ни было - на мой взгляд, преступление.
И совершать это преступление в молодом возрасте, физически здоровым, талантливым, многими любимым, со многими дружа, со многими общаясь - совершать это преступление в таком состоянии - космическая глупость.
Эйнштейн, ты был прав. Вселенная сосёт. Глупость рулит.
http://vk.com/id194748923?w=wall2210427_10638 СОБЫТИЯ ТИБЕТАСписок групп по буддизму в Вконтакте