МВФ предполагает нехватку 140 млн рабочих мест в стареющем Китае согласно 'Закону Льюиса'

Feb 16, 2013 18:22

Оригинал взят у janna_shelko в МВФ предполагает нехватку 140 млн рабочих мест в стареющем Китае согласно 'Закону Льюиса'
Огромный резерв дешевой рабочей силы во внутренних районах Китая исчезает с головокружительной скоростью.

Теперь мы более или менее можем представлять, когда удивительный подъем исчерпает себя. Еще семь лет или около того - достаточно, чтобы поддержать на плаву некоторое время глобальные цены на уголь, сырую нефть, медь - но затем все будет кончено. Демографический дивиденд Китая будет исчерпан.
Пекин показал на прошлой неделе, что трудоспособное населения страны уже начало сокращаться, раньше, чем ожидалось. В скором времени произойдет "резкий спад", в соответствии с данными Международного Валютного Фонда.

Эта точка перегиба ударила Японию четырнадцать лет назад, но к тому времени она уже была богата, с 3 триллионами долларов чистой прибыли за рубежом. Китай врезался в стену на четверть века раньше в своем пути развития.

Кризис старения хорошо известен. Еще шесть лет назад китайские демографы шокировали Давос предупреждением, что его страна может прибегнуть к массовым самоубийствам в конце концов, толкая пенсионеров на лед.
Менее известным является параллельное - и связанное - трудовые канализации в сельской местности. Новый документ МВФ: "Хроника предсказывающая снижение: Китай достиг Точки поворота Льюиса?" (http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2013/wp1326.pdf), - говорит, что резервная армия крестьян, ищущих работу, достигла максимума в 2010 году: около 150 миллионов. Это число сейчас резко снижается.

Профицит исчезнет вскоре после 2020 года. А еще через десять лет Китай столкнется с нехваткой рабочей силы в почти 140 млн работников, безусловно, это величайший кризис рабочих мест, когда-либо происходивший. "Это будет иметь далеко идущие последствия для Китая и остального мира", - сообщает МВФ.

Эти сельскохозяйственные рабочие являются вольными мигрантами, вливающимися в города с внутренних районов, являясь черной рабочей силой для китайских производств. Они тщательно регулируется полуфеодальной системой Hukuo, которая держит их привязанными к семьям, оставшимся в деревнях дома, и перекрывает возможность социального бунта.

Пекин мало что может сделать, чтобы предотвратить шок. Последствия низкой рождаемости и политики одного ребенка в семье - уже запечены в пирог. Это занимает полвека, чтобы обернуться демографическим супертанкером.

Точка Льюиса, названная в честь лаурета Нобелевской премии, экономиста из St Lucia Артура Льюиса (Arthur Lewis), это когда поставка рабочих высыхает и городская заработная плата начинает расти. Именно тогда рабочая сила меняет капитал и прибыль рушится.

Можно утверждать, что такой процесс уже идет полным ходом, и именно поэтому китайские акции продаются на треть стоимости своего пика 2007 года в реальном выражении. Производственная оплата возросла на 16% в год в течение последнего десятилетия в Восточных центрах побережья Шэньчжэнь, Пекин, Шанхай и Тяньцзинь, хотя это резко замедлилось в 2012 году.
Boston Consulting Group говорит, что "производительность с поправкой на заработную плату" составляла 22% от уровня США совсем недавно, в 2005 году. Она достигнет 43% к 2015 году, или 61% для американского Юга.

Это основная причина, почему General Electric, Ford, Caterpillar и другие компании "возвращаются" из Китая обратно в США, хотя и дешевый сланцевый газ, и ослабление доллара, и стоимость доставки все играет свою роль.
Это неплохая вещь. Баланс мировой экономики. Профицит счета текущих операций Китая снизился с 10% ВВП до 2.5%.

Коррозионный разрыв Китая между богатыми и бедными должен сузится. Измерительный коэффициент неравенства Джини должен спуститься со стратосферных уровней, 0,61 по данным исследователей Университета г. Чэнду.

Тем не менее, это тоже опасный момент для Пекина. Точка Льюиса является большим испытанием для догоняющих экономик, когда они больше не могут полагаться на дешевую рабочую силу, скопированные технологии и экспортно-ориентированный рост, чтобы сохранить игру.

Воздух тоньше на границе технологий. Успех зависит от таких нематериальных активов, как верховенство закона и свободный поток идей. Те, которые не могут приспособиться во время перехода к среднему доходу, попадают в ловушку, и большинство из них терпит неудачу.

Советскому Союзу не удалось. Филиппинам (богаче, чем Корея в 1950) не удалось. Большинству Mid-East удалось. Так же большинство стран Латинской Америки в 1960-х и 1970-х годах, и это далеко не очевидно, что Аргентина и Бразилия прорвутся на этот раз.

Мы еще не знаем, какой путь Китай собирается выбрать под руководством Си Цзиньпина. Корыстные интересы - в соответствии с маоистской ностальгией - удерживаются от грозной борьбы с реформаторами. Это стоит прочитать в следственной серии Caixin, которая показывает, насколько близко консерваторы подошли в разное время к повороту диска Дэн Сяопина в сторону свободного рынка. Ничто не высечено в камне.

В настоящий момент мы видим, что Политбюро снова повернуло кредитный кран, и заговорило о реформах. Железнодорожные инвестиции почти удвоились во второй половине прошлого года. Власти на всех уровнях обещали стимулировать в экономику 2 триллиона долларов, поскольку она упала в обморок в прошлом году. Некоторые из них - вымышленный список обещаний, но некоторые реальны.

Акции строительных компаний выросли, так как премьер Госсовета КНР Ли Кэцян произнес волшебные слова: "Повышение урбанизации как важнейший двигатель роста". Циники подозревают, что китайские лидеры возвращаются к старому плохими способами: маниакальное чрезмерное инвестирование, больше стали и бетона.

Джордж Магнус (George Magnus) из UBS заявил, инвестиции составили 55% от общего роста в 2012 году, и в скором времени должны достичь 60%, чтобы идти в ногу. Это становится разрушительным, своего рода финансовая пирамида.
Бум продолжается, конечно, что делает его трудным для понимания. Эпицентр движется на запад, глубоко проникая в Верхнюю Янцзу и центральные регионы, охватывая 700 млн человек.

В Чэнду, столице провинции Сычуань, завершается строительство самого большого здания в мире, пагоды из стекла и стали. Оно нагло затмит самую высокую башню в мире в Чанша.

Standard Chartered повысил прогноз роста Китая на 8.3% в этом году и на 8.2% в следующем, и другие делают то же самое. Они, вероятно, правы, но это часы последнего веселья со смесью страха и тревоги.
Баланс банков Китая вырос более чем на 30% ВВП в год с начала кризиса Lehman и продолжает расти на 20%, что дико превышает безопасный предел скорости.

Fitch Ratings заявил что свежие кредиты, добавленные в китайскую экономику за последние четыре года достигли 14 триллионов долларов, если включить теневые банки, тресты, аккредитивы и оффшорные транспортные средства. Этот дополнительный взрыв кредитного стимула примерно равен всей коммерческой банковской системе на территории США.

Начинает действовать Закон уменьшения прибыли. Отдача от каждого дополнительного юаня кредитования снизилась с 0,8 до 0,35, по данным рейтингового агенства Fitch.

Г-н Магнус сказал, что кредиты достигли 210% ВВП - намного выше, чем в других развивающихся странах - и только половина новых кредитов "простая ваниль", под полным контролем регулирующих органов.

Как и когда это закончится, остается только догадываться. Он боится, что наступит "Минский момент", когда инвестиционный пузырь лопнет, как происходит с такими пузырями всегда.
Я думаю, что настал последний цикл китайской лихорадки веселья - если это правильное слово - перед старением кризиса и кредитным похмельем в сочетании с токсическим эффектом. Одно можно сказать точно: страна со средним уровнем дохода, с сокращением рабочей силы не в состоянии вытеснить США как мирового гегемона.

Перевод Janna Shelko
http://www.telegraph.co.uk/finance/comment/9845959/IMF-sees-140m-jobs-shortage-in-ageing-China-as-Lewis-Point-hits.html
Previous post Next post
Up