Тензин Цунду. Тибетский борец за свободу
powderzine.com | апрель, 2013 | перевод Любовь Звездина
Тибетский активист и писатель Тензин Цунду | Tenzin Tsundue беседует с i.t.a. (главный редактор powderzine), о его творчестве, о недавнем всплеске самосожжений и тибетской независимости.
i.t.a.: Тензин Цунду, добро пожаловать в Powder. Для нас большая честь встретиться с таким уважаемым писателем и борцом за свободу, и разговаривать с ним.
Tenzin: Спасибо. Это большая честь для меня лично. Спасибо, за привлечение моего голоса к новой и более широкой аудитории.
i.t.a.: В 97 году, Вы проникли в Тибет и были заключены в тюрьму властями. Какие ваши впечатления о Тибете? как получилось, что Вас задержали, и какой был ваш опыт в заключении?
Tenzin: Тибет в моем воображении был разрушен, когда я очутился в разрастающемся городе Лхаса, где китайцы были подавляющим большинством в городе. Стоя перед знаковым, построенным в 7-ом столетии, дворцом Потала, я был напоказ, как заключенный, заснятый полицейскими камерами для своих отчетов. Магазины, офисы и здания были, главным образом, китайскими, даже в небольших городах, как Шигадзе и Латсе, было то же самое. Только в кочевых областях Нгари, западного Тибета, были тибетские деревни, свободные от китайского притока населения.
Мой план жить в Тибете и присоединиться к освободительному движению, там не удался. Меня арестовали после появления в Тибете в течение пяти дней, я был брошен в тюрьму по подозрению, что послан Индией со шпионской миссией. После этого, меня в течение 12 дней держали в тюрьме в городе Нгари, в самом западном городе Тибета, граничащего с Индией, затем я был перевезен в полицейской машине, в Лхасу, для дальнейших допросов. Товарищи по тибетской тюрьме боялись худшего для меня и советовали мне придерживаться одной из версий своей истории и настаивать на ней, чтобы ни случилось. Не сказав никому в Индии о моей тайной миссии и теперь, будучи заключенный в тюрьму в окрестностях города, я находился в абсолютно несчастном и уязвимом положении. Не в состоянии доказать ни одно из своих подозрений, китайские власти вышвырнули меня из Тибета, после трехмесячного заточения. Мне было 22, и это был мой ускоренный курс жизни, который превратил меня в такого борца, каким я являюсь сегодня.
i.t.a.: Какой была жизнь в Индии для Вас, выросшего в изгнании?
Tenzin: До недавнего времени, когда я начал ездить заграницу с выступлениями, единственная жизнь, которую я знал, была жизнь беженцев, которой мы жили в Индии. Поэтому, я никогда не рассматривал ее, как"жизнь в Индии". Это единственный мир, в котором мы жили. Но с детства, из рассказов и песен моих бабушки и дедушки, игр, мы играли в детстве на языке, на котором мы говорили, я тихо перенял другой мир, мечта о родине, которой мы никогда не видели, но куда, в конечном итоге, мы вернемся. Мы так много знаем о Тибете, что мы могли бы сделать мир из него, параллельный мир. Сегодня мы живем в Индии, но наши сердца стучат там. Мы ни здесь и ни там.
i.t.a.: Вашей первой книгой был сборник стихов "Crossing the border", Вы получили первую премию «Picador-outlook award» в категории нон-фикшн (non-fiction) в 2001, и с тех пор, Вы опубликовали две другие работы, "Kora" и "Semshook", что вынудило Вас, чтобы начать писать? что же Вы хотите достичь с помощью вашего творчества?
Tenzin: Мое первое знание в жизни было то, что я не принадлежу стране, в которой родился; и это было из ряда вон выходящее. Я пообещал, что стану борцом за свободу, когда был в пятом классе. Я был так вдохновлен способности рассуждать, в отличие от физического боя быков, когда наши тибетские учителя рассказывали нам о писательстве и работе журналистики. Я мечтал быстро вырасти и помочь Далай-ламе рассказать миру о Тибете, написав о нем. Но я быстро понял, что политика мира зависит от национальных и деловых интересов, и никто не готов к просвещению.
Сегодня, я пишу, свидетельствуя наше положение, и документирую движение для истории. Я пишу для индийских газет и журналов, затем компилирую все и вскоре опубликую тонкую книгу и продам ее. Tsengol - рассказы и стихи про сопротивление - это моя четвертая книга, начатая в 2012 году. Мои сочинения, хотя это лишь незначительная часть, но они являются средством моего существования. То, что поэт написал - публикуется и распространяется по мере активности. От этого я имею небольшой доход, но и мои потребности также не большие. Поэт кормит голодного активиста.
Но, мои стихи не спорят, они просто есть. Поэзия приходит на своих собственных условиях и диктует мне, и, иногда, будучи активистом, участвующим в митингах, создавая лозунги, обучая или в вопросах, касающихся тюрем и судов, я замечаю, что вдохновение уходит, увидев меня закрытым.
i.t.a.: В основе ваших стихов лежит потеря, но, тем не менее, глубоко проникает надежда. Верите ли вы, что искусство может изменить ситуацию на политическом уровне?
Tenzin: я считаю, искусство - это постоянный поиск истины, это язык, форма и образ, помогающие человеку познать, отобразить и выразить глубокие, мирские и самые тонкие человеческие проблемы. Таким образом, политики опасаются искусства, они часто запрещают искусство, потому что искусство может не только изменить образ мышления людей, оно может даже стать причиной революции. Некоторые из наиболее целенаправленных тибетцев, ныне арестованных в Тибете, являются тибетскими поэтами, писателями, певцами, комедиантами и интеллигенцией.
i.t.a.: после 63 лет китайской оккупации Тибетского нагорья, какова ситуация в Тибете сегодня?
Tenzin: Шесть миллионов тибетского населения погружено в приток китайского населения - около 12 миллионов. Богатство природных ресурсов, таких как золото, медь и литий, на 2,5 миллионах квадратных километрах земли Тибета, размером с западную Европу, сегодня китайская "сокровищница". Последние новости: обвал на золотом руднике в Тибете, который является всего лишь одним из сотни таких богатых рудников. Тибет является источником некоторых наиболее важных рек в Азии, которые снабжают более полутора миллиарда населения в Азии. Сейчас Китай, соединяет Тибет с его основной землей 7 железнодорожными сетями и сотни местных и государственных автомобильных дорог. Это для Китая является развитием, а для тибетцев даже тибетские учебники были заменены на китайские. Тибетские монастыри и культура выставлена в качестве экспонатов. В тибетских монастырях больше туристов, чем паломников. Тибетских кочевники, и фермеры лишаются земель из-за дельцов-спекулянтов, которые делают огромные обещания и переселяют их в дома со спичечный коробок. Существует большая опасность, что если ситуация не изменится, то выживших тибетцев, в конечном итоге, постигнет участь, подобная участи коренных жителей Америки, Канады, Новой Зеландии и Австралии.
i.t.a.: как бы Вы сравнили ситуацию в провинции Синьцзян с Тибетской?
Tenzin: То, что называют Синьцзян - по-китайски означает "новая граница", согласно колониальной терминологии Восточного Туркестана, также, как и Тибет называют Xizang, по смыслу "Западная сокровищница". Проблема началась в 1911 году, когда Китай освободил себя от долгих лет колонизации империи маньчжуров. В попытке претендовать на "наследование власти", новая Республика Китай пыталась заявить власть над бывшими колониями Маньчжурии, это обширные территории Монголии, или тех, кто имел номинальные претензии, но у новой республики не было сил, чтобы сделать такие большие ортодоксальные заявления.
Вторжение и оккупация Тибета и Восточного Туркестана, произошло в 1949 году, после того, как Мао Цзэдун консолидировал власть в Китае и основал Китайскую Народную Республику, к тому времени, во Внутренней Монголии и Маньчжурии уже была установлена власть. Сегодня Китай не только физически завладел этими регионами, но Китаю также принадлежит история этих оккупированных народов и стран, и на международном уровне все страны подписали "политику"Одного Китая"".
i.t.a.: за последние несколько лет произошел всплеск тибетских самосожжений, больше 100 с 2009 г., в одном только ноябре 2012 - 25. Что побудило их к этим действиям и каковы последствия их?
Tenzin: После второго Тибетского Народного Восстания, которое засвидетельствовало, как множество тибетцев на всем тибетском плато, поднялось в знак протеста в год Олимпиады 2008, как китайское правительство разместило столько военных, полиции и спецслужб, что большие и малые города превратились в полицейские государства. На улицах демонстрантов расстреляли, тела убрали, как будто ничего не случилось. Протест вряд ли зафиксирован, и все произошло в течение нескольких минут.
Физический акт самосожжения - это в моем понимании, тактика,чтобы выиграть больше времени, так как вы шокируете зрителей, поджигая свое тело. В обеих акциях протеста демонстрант отдает свою или ее жизни, но, в последнем случае - он становится актом протеста неповиновения, где вы не только официально зарегистрировали свой протест, но вы берете свою жизнь и заканчиваете акт, оставив после себя только свой прах.
Тибетские самосожженцы, вместо того, чтобы навредить китайцам, предлагают свое тело и жизнь, почти, как акт приношения себя в жертву, но в явном акте сопротивления. Влияние, которое он оставляет в сознании каждого живущего тибетца, таково, что борьба не имеет очевидного немедленного разрешения, но оно наполняет их жизни жертвенностью и может помочь поддержать борьбу, по крайней мере, двум поколениям.
Все тибетцы, совершившие самосожжение, оставили сообщения письменно или аудио-видеозаписи или даже в своих лозунгах, которые в своей очевидной акции протеста заявляли, что они не хотят жить под жестокой оккупацией Китая и, следовательно, требуют возвращения Его Святейшества Далай-ламы в Тибет и свободы для Тибета.
И поскольку люди по всему миру извлекают выгоду от китайской жестокой оккупации Тибета, торгуя с Китаем, самосожжения говорят о многом, как для китайцев, так и людям по всему миру.
i.t.a.: Уход Далай-ламы в отставку с политического руководства в 2011 году, избрание д-ра Лобсанг Сангая лидером тибетского правительства в изгнании. Отличается ли его позиция от Далай-ламы в том, что должно политически произойти в Тибете? и какова ваша позиция в том, как поступить с будущим Тибета?
Tenzin: Нашему эксперименту с демократией сейчас 54 года, и мы успешно создали структуру и систему, которая подходит для тибетского народа и его культуры. И после отказа Его Святейшества от политической власти, д-р Лобсанг Сангай - наша надежда.
Центральный политический диалог предыдущего премьер-министра имел слишком узкое определение ненасилия; я счастлив, что новый премьер-министр пробует множество ненасильственных методов.
Хотя политика Правительства в изгнании в подходе "Срединного Пути" - в поисках договоренности об автономии с Китайской Народной Республикой, я не только против этого, я смотрю на это, как на принятие желаемого за действительное. Свобода не может быть вымолена или дана, она должна быть принята ценой собственных жертв и разума. Я считаю, что только независимый Тибет может действительно гарантировать выживание тибетского народа и нации.
i.t.a.: я должен признать, что мы в Powder глубоко уважаем заявление сторонника активных мер, которое вы сейчас сделали.
В 2002 году, Вы поднялись на этажи отеля Оберой | Oberoihotel в Мумбаи, где пребывал глава Китая Чжу Ронцзи | Zhu Wrongji, и развернули баннер, требуя свободу Тибету: «Китай убирайся». В 2005 году, когда китайский премьер Вэнь Цзябао посещал Бангалор, Вы развернули баннер, «Free Tibet» с балкона башни высотой в 200 футов. Как сложно было эти действия осуществить? Что было достигнуто благодаря им? Вы будете выполнять подобные действия в будущем?
Tenzin: Чтобы не подвергаться жестокости хозяина, животные ходят перед ним, притворяясь трусливыми. В обоих случаях, СМИ говорили о Тибете больше, чем о Китае, и люди узнали о китайской оккупации Тибета. Обидчик был так смущен, что в следующий раз, когда председатель Китая приехал в Индию, по запросу Китая в течение 20 дней меня удерживали, как собаку в маленьком горном поселении Дхарамсале, Северная Индия,под наблюдением 24 индийских полицейских. СМИ удвоил историю и высмеял паранойю Китая из-за невысокого тощего тибетца.
i.t.a.: Вы - генеральный секретарь "Друзей Тибета"| Friends of Tibet. Чем занимается Ваша организация и чего она стремится достичь?
Tenzin: Friends of Tibet, в Индии - это широкая сеть индийских сторонников кампании за Тибет среди индийцев. Добровольцы организуют дискуссии, показы фильмов, лекции и выставки, чтобы выделить проблему Тибета среди индийцев и воспитывать индийцев национальным интересам Индии к независимости Тибета, и о существующей опасности от 4075 километров гималайской границы из-за продолжающейся оккупации Китая в Тибете. Теперь я волонтер кампании.
i.t.a.: Как Вы представляете себе происходящее в ближайшие годы в Тибете?
Tenzin: Из-за продолжающейся глобальной торговли с Китаем, все выигрывают от репрессий в Тибете: золото, медь, литий, изъятые добычей в Тибете, входят в создание дешевой продукции "сделано в Китае". Нефть и природный газ из Восточного Туркестана и Южной Монголии помогают управлять промышленностью мира из Китая. Таким образом, в течение некоторого времени, мы должны быть терпеливы. Но Западный мир уже понял, что у выгодного дешевого MIC production - нет будущего, и поэтому они строят планы для перехода в Индию, Бангладеш и Бирму. Есть надежда для нас; мы - гордые и мужественные люди, мы будем сопротивляться, пока не одержим победу.
i.t.a.: И более легкая нота: Что Вы чувствовали, когда были признаны одним из пятидесяти самых стильных людей Индии, по версии журнала Elle?
Tenzin: Это было забавно.
i.t.a.: Тензин Цунду, спасибо, за то, что поделились Вашим мнением с Powder; это было очень приятно. Мы разделяем ваш глубокий крик о свободе для Тибета, в знак солидарности с вами. Таши делек.
Tenzin: Люди в Тибете закрыты от остального мира, поскольку Китай, запретил все международное присутствие в земле снегов. Общественная мобильность ограничена и установлено повсеместное наблюдение, чтобы контролировать ее передвижение. Все это, чтобы держать их в молчании, пока китайское правительство истощает природные ресурсы Тибета и изгоняет тибетских кочевников и земледельцев с земли их предков. Тибетцы сопротивляются им,чтобы не повторить участь уроженцев Америки и Австралии.
follow:
http://www.facebook.com/tsundue http://www.powderzine.com/content/tenzin-tsundue" tar>�"bhi���le="color: rgb(43, 88, 122); text-decoration: none; cursor: pointer;">
http://www.facebook.com/tsundue http://www.powderzine.com/content/tenzin-tsundue