Сравнение народной игрушки (коня)

Jan 29, 2014 18:09

1)Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из русских народных художественных промыслов, которым заняты главным образом женщины, издавна существующий в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Свистульки - конь, всадник, птица - восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с земледельческими календарными праздниками. Позднее фигурки, потеряв магическое значение, стали детской игрушкой, производство которой превратилось в художественный промысел. Вплоть до 20 в. их производство было приурочено к весенней ярмарке - «свистунье» (в литературе впервые упомянута в 1811). В конце 19 в. промысел пришёл в упадок, Дымковская игрушка была вытеснена фабричными гипсовыми формованными статуэтками, подражавшими изделиям из фарфора. В советское время промысел возрождён. В 1933 была организована артель «Вятская игрушка» (с 1948 - мастерская Художественного фонда РСФСР). Ныне Дымковская игрушка - декоративная скульптура, популярный русский сувенир.
Дымковскую игрушку лепят из местной гончарной глины с добавлением речного песка, части соединяют жидкой глиной. После сушки и прокаливания в печи Дымковская игрушка белят мелом, разведённым на молоке, затем расписывают темперой (до 1953 - анилиновыми красками, растёртыми на яйце; от 4 до 10 и более цветов) и украшают листочками сусального золота. В современной Дымковская игрушка встречаются как древние мотивы, так и сохранившиеся от 2-й половины 19 в. «барыни», «няньки», «водоноски» и др. В 1930-е гг. расширился круг тем Дымковская игрушка (сказочные сюжеты, сцены из современного быта), появились многофигурные группы на подставках, крупного размера фигуры (свыше 30 см) и др. Массивные, обобщённые несколько гротескные формы Дымковская игрушка подчёркиваются оборками, пышными воротниками и др. Яркая декоративная роспись, отличающаяся звучностью и гармоничностью цветовых сочетаний, включает геометрический орнамент (круги, клетки, полоски, точки разных цветов и размеров) и носит импровизированный характер, усиливая выразительность лепки. Известность получили работы мастериц А. А. Мезриной, Е. А. Кошкиной, О. И. Коноваловой, З. Ф. Безденежных, Е. И. Пенкиной, Е. И. Косс-Деньшиной.

Восприятие:



Первый конь в горошек. От него чувство силы и упрямства, крупные пятна, четкий геометрический орнамент. Ноги крепко стоят на земле. Уши чуть выставлены вперед, грива пушится, грудь колесом. При всем этом есть задор в игрушке.



Второй вариант дымковской игрушке (мужчина на коне). Восприятие от игрушке " важности и комичности" У коня ноги тоже крепко стоят на земле, но уже нет этой силы, грудь у коня не колесом, мордочка поднята, уши торчком. Цвет коня яркий, пятна крупные, тоже геометрический орнамент. И всадник, которые сидит уверено, спина прямая, слегка даже отклонился (как бы вразвалочку). Плохо видно, но мне кажется в руках у него боян. По цвету всадник мягче коня, от этого чувство что конь важнее всадника и в тоже время они гармонично смотрятся с друг другом.



Третий вариант, конь - змей горыноч. Ну очень потешный. Цвета яркого, пятна большие. Есть в этой игрушке языческое. Ноги смешно расставлены, а мордочки любознательные, создается чувство движения, суматохи. Но цель одна, единая.

2) Филимоновская игрушка - традиционная русская народная глиняная игрушка. Название приобрела от деревни Филимоново Тульской области, где в середине позапрошлого столетия было начато изготовления глиняных свистулек. Из белой глины отличного качества издавна изготавливали гончарную посуду, мужчины делали форму, а женщины разукрашивали получившиеся изделия. Форма свистульки неслучайна, она идет от качества местной глины, которая при просушке покрывается мелкими трещинами, которые необходимо заглаживать, из-за чего фигурка немного вытягивается, приобретая изящный внешний вид.
Традиционные филимоновские свистульки - это барыни, всадники, петухи, расписанные яркими красками, замешанными на яйце. Нанесение краски идет куриным пером. Игрушки всегда получаются яркими и весёлыми.



В отличие от дымковской игрушке, ярче, цвет так и бьет в глаз. Ноги у лошади расставлены, но ради смеха, шея прямая как у жирафа, нету чувства силы, самодостаточности, только смех, потеха. Всадник яркий, смешен и руки так загнуты как у шута или дурочка, идет в разрез с конем по цвету, как будто каждый хочет показать себя.

3)Конь. 16-17 вв. Москва. Гончарная слобода. Красная глина, окраска ангобом



Ощущения от цвета глины, что как будто фигурка каменная. Чувство Архаичности, у лошади ноги стоят прямо, твердо, шея круглая добавляет статике, уши прямо, четко стоят. Есть ощущения твердой руки мастера. Изгиб спины плавный, но собранный. Когда смотришь на игрушку мышцы собираются, появляется решимость.
Previous post Next post
Up