Кот зачетный, правда? Я его на выставке в Утрехте в прошлую субботу выловила. И вот интересный поворот судьбы: у двери на выставку мне и моей спутнице Оле совершенно незнакомый смешного вида дяденька просто так и бесплатно отдал входные билеты. Так мы сэкономили 40 евро и приятно начали наше посещение. Дальше покажу вам немного фото с выставки, а главное хочу рассказать про то как на предметы искусства, а именно на картины формируются цены. Давно уже хотела на эту тему написать, да все руки не доходили. Ну так вот...
Сначала про выставку. Она проходи каждый год в Утрехте. Я на нее попала в первый раз. Понравилось. Напомнила ПАН Амстердам, но в разы меньше. Арт был неплохой. Все голландское. В Голландии судя по всемму только ТЕФАФ имее международный размах. Висело много картин голландского художника Isaac Lazarus Israëls (1865 - 1934), не путать с нашим Исаа́ком Изра́илевич Бро́дским (1883-1939)!
Вот картины первого ....
Из дико концептуально были такие как вещицы как "Дерево жизни". Хотя по мне это кактус!
Или вот эта куча Барби...
И губы на стене.
В первый раз увидела на продажу картины известной голландской художницы Анны Маркус. Я не являюсь ее поклонницей, но все же технически она оч даже.
Подходящим названием работы могло бы быть - Утренняя маска из сметаны.
Теперь про цены... Бытует мнение, что все галлеристы сволочи, обирают до нитки художников и дурят покупателей. Галлерист (слово с двумя Л или с одним в русском?), конечно, может быть жадным до чертиков, но им может быть даже прораб на стройке.
Покупатели, особенно новички, часто спрашивают - "Почему так дорого?"
На что мне хочется иногда дать простой и тупой ответ - хотите дешево, идите в Икею!!!
Ну, а если аргументировано, то здесь может быть несколько вариантов ответа:
1) галлерист/диллер загнул цену
2) цена на художника раскручена или как еще говорят, спродюссирована;
3) вы ежик в тумане и совсем не в теме.
С первым все понятно, а вот про второе и третье подробнее. Естественно и пню понятно, что черный квадрат намолюет любой ребенок. Ну так почему столько ??? За что??? Явно не за холст, краски, кисти, время... А за что???
Во-первых, цена в арт мире формируется почти 100% из личных соображаений и объёма инвестиций в художника. Никакие обвалы бирж, банкротства банков или других бедствий не оказывают определяющего влияния на цену. Галлерист, как любой предприниматель, с целью своей собственной наживы вырабатывает стратегию по созданию спроса и спекулятивного увеличения цены на того или иного художника. Понятно же почему он это делает??? Он тоже кушать хочет! Как он выбирает и кого это сугубо личное каждого галлериста. Имеет право! Он может следовать какой-то своей идее, видению, бюджету или просто от балды, но последнее редко.
Почему художник сам себя не продвигает? Сейчас много, кто пытается сам себя "продвигать", но это от больших возможностей выставляться и от недостатка поддержки. Нормальный художник хочет писать картины, воять статуи и жить своей творческой жизнью и больше ничего! Поэтому галлеристы, как санитары леса, тоже нужны в этой системе.
Профессиональные ушлые галеристы, дилеры и коллекционеры придерживаются 4 основных правил при выборе художника для инвестиций/покупки:
1. Яркий и запоминающийся стиль художника. Понятная и четкая идея или концепция. Еще лучше когда она проходит через все творчество. Работы должны выделяться от всех других и автора должны быть легко узнаваемы по стилю.
2. Академическая зрелость автора. Тут у всех по-разному. У того же Пикассо самым продуктивным был 51 год. В среднем Самым результативным является возраст 35-36 лет, в этот период были написаны 40 работ из рейтинга топ 1000. И еще если художник жил и работал в разных странах (в идеале 2-3), то его креативность будет выше, чем у тех, кто всегда жил в одном месте.
3. Контекстная стоимость. Здесь имеется в виду период, эпоха, течение и т.д., в которое попадает творчество художника. Тут и нужны знания по истории искусства, чтобы понимать как перелом ныне моменты влияют на творчество и выражены в работах. Чем больше колбасит художника, тем ярче будет его творчество. Это не правило, но общеизвестная истина;)
4. Количество картин на рынке. Чем больше картин определенного художника на рынке по спродюссированной цене, тем выше он будет катироваться. Вот одна из причин почему на Пикассо, Уорхалла и Херста цена еще долго не упадет. Их много! И цены на них оч четко и грамотно выстроены.
Допустим, что мы теперь тоже знаем как выбирать художника плюс нам еще могут помочь спецы-искусствоведы, но что дальше? А дальшевсе просто!
Если вы подкованы знаниями и готовы к приобретению, то нужно, непременно нужно торговаться! Бытует мнение, что на ТЕФАФе или на других пафосных ярмарках не торгуются. Торгуются! И еще как! Только это не базарный формат, а скорее тайное голосование по бумажечкам.
А самые продуманные покупатели высматривают на ярмарках, а покупают после нее у галереи или еще лучше напрямую у художника или его агента если есть такая возможность. Сейчас в интернете можно найти все!
Галерейщику нужно изрядно потратиться на раскрутку художника. Его расходы растут оч быстро, а художник может спиться или начать халтурить. Риск тут всегда есть. Тем не менее задача галериста повлиять на мнение масс о стоимости работы. Делает он это разными способами, и все они известны. Примерами очень успешных диллеров с публичным продвижением художников стали Saatchi&Saatchi, Ларри Гагосян и Пегги Гуггенхайм. Эти люди создали имена, открыли их для масс, а теперь прилично на этом зарабатывают. И правильно делают! А вам слабо?
С другой стороны, я понимаю возмущение людей, когда галлеристы выставляют какие-нибудь 'какашки девственницы'. Это чистого рода дешевый пиар и надо понимать, что это говорит об уровне галереи. Серьезные галлеристы, каким бы поп Артом они ни занимались, никогда не опустятся до таких приемов. Для них важнее репутация, чем краткосрочный всплеск лайков на фейсбуке.
Поэтому включайте мозги, когда смотрите на современный арт, а тем более, когда его покупаете. Времена лохов прошли!