111 лет Аркадию Гайдару

Jan 24, 2015 16:13

Оригинал взят у rjadovoj_rus в 111 лет Аркадию Гайдару
Оригинал взят у yushut в 111 лет Аркадию Гайдару




Сегодня исполняется 111 лет известнейшему советскому детскому писателю Аркадию Петровичу Гайдару.

Раньше никогда не приходилось задумываться над тем, как рассказать, кто такой Аркадий Гайдар. Гайдара знали все. Уникальный человек, ставший для многих поколений подростков непререкаемым литературным авторитетом в вопросах мужественности, стойкости, чести.

Уровень низости и масштаб вылитых в годы перестройки на Аркадия Гайдара помоев говорит об одном - его фигура и его творчество были чрезвычайно опасны для задач сформировавшейся продажной элиты "перестройщиков" и "ускорителей". Образы и символы внесённые Гайдаром в советскую культуру вымывали потоками грязи.



По прошествии всех этих лет сложно восстановить истинную биографию писателя - расчистить тонны лживых наслоений. Чтобы увидеть реального Гайдара придётся приложить немало усилий. Стремиться к этому необходимо, так как сейчас, как никогда, актуальны фигуры уровня Аркадия Гайдара, как для подрастающего поколения, так и для людей уже взрослых.

Сменив в 1924 году военную стезю на писательскую, Гайдар быстро стал главным литературным авторитетом для подрастающего поколения. Это многое говорит об его писательском даровании: дети чувствуют малейшую фальшь, и писать для детей может далеко не каждый автор.

Чему учил Гайдар подрастающее поколение? Мужеству, стойкости, преданности Родине, смелости и решительности, пониманию, что такое честь - Гайдар поднимал вопрос духа и правильного отношения к смерти. Гайдар не рисовал перед читателем слащавых образов непобедимых супер-героев, чья бесконечная череда супер-побед должна обеспечить автору безбедное существование и славу (ах, это сладкое слово "франшиза"!).

У Гайдара была задача не развлечь ребят, а подготовить их к реальной жизни, к их первой встрече со смертью, к главному в жизни выбору. Аркадий Петрович вёл честный и открытый разговор с юным читателем. Говорилось прямо: тебе не много лет, но ты уже ответственен за свою Родину, перед тобой уже стоит выбор - быть верным сыном своей семье, своей Родине, а значит - героем или стать предателем, поддавшись страху за свою жизнь.

Стоит упомянуть радио-обращение Гайдара к советским детям в 1941 году, в котором он объяснял ребятам о важности быть достойными бойцами и в тылу, пока их отцы и старшие братья воюют на фронтах:



Главные герои Гайдара непобедимы не в своих физических телах, благодаря супер-способностям и супер-технологиям, а своей преданности высшим идеалам. Мальчиш Кибальчиш погибает, - и читателю предстоят тяжёлые духовные муки в поисках ответов на вопросы "А я бы смог?!", "Каким мне надо стать, чтобы смочь?!". На рассказах Гайдара читатели превращались из простых мальчиков - в Мальчишей. И годы Великой Отечественной показали величие Подвигов юных бойцов.

Сказка про Мальчиша Кибальчиша и его твёрдое слово полна символов, накрепко вошедших в советскую культуру. У каждого человека, заставшего советское воспитание, на подкорке записано про "бочку варенья и корзину печенья", про "Плохиша" и "Мальчиша Кибальчиша". То, что имея эти коды в голове, советские люди всё-таки выбрали "бочку варенья" (пусть и в результате беспрецедентной информационной, концептуальной, метафизической атаки со стороны "буржуинов") - главная трагедия 20-го века. И последствия этого падения мы призваны преодолеть.




От нас зависит, будут ли эти символы понятны новым поколениям, выросшим в мире, где главное мерило успеха объём этой самой "бочки варенья", а ненавистный в прошлом "буржуин" - успешный в финансовом плане, а потому уважаемый человек.
Поколения 80-х, 90-х, лишившиеся своего старшего наставника, остались один на один с реальностью. Подростки находили себе старших товарищей, способных ответить на мучающие вечные вопросы, в самых разных местах. Одни - в среде неформалов и в "рок-тусовке", другие в стремительно плодящихся бандах, третьи неизбежно становились "взрослыми детьми", каждый день убегающими от пугающей реальности.
По прошествии 30 лет такой жизни и такого "воспитания", мы оказались перед вызовами новой "холодной войны" с очень нерадужными перспективами.

Вопросы верных символов, вопрос духа стали как никогда актуальными. Актуальными не только для нового поколения, но и для "взрослых детей", которым пришла пора браться за оружие во всех смыслах:

Только видит Мальчиш, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда дед на завалинку, опустил голову и заплакал.

Больно тогда Мальчишу стало. Выскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш на улицу и громко-громко крикнул:
- Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?

Читая "детские рассказы" Гайдара сейчас, будучи взрослым, понимаешь, что они совсем не детские. Прочитайте Аркадия Гайдара сами и прочтите его своим детям, тем более, что на среднюю школу надежды уже нет.

Аркадий Гайдар.

Маленький рассказ.

У красноармейца Василия Крюкова была ранена лошадь, и его нагоняли
белые казаки. Он, конечно, мог бы застрелиться, но ему этого не захотелось.
Он отшвырнул пустую винтовку, отстегнул саблю, сунул наган за пазуху и,
повернув ослабелого коня, поехал казакам навстречу.

Казаки удивились такому делу, ибо не в обычае той войны было, чтобы
красные бросали оружие наземь... Поэтому они не зарубили Крюкова с ходу, а
окружили и захотели узнать, что этому человеку надобно и на что он надеется.

Крюков снял серую папаху с красной звездой и сказал:
- Кто здесь начальник, тот пусть скорее берет эту папаху.
Тогда казаки решили, что в этой папахе зашит военный пакет, и они
крикнули своего начальника.
Но, когда тот подъехал и протянул руку, Крюков вырвал наган из-за
пазухи и выстрелил офицеру в лоб. Крюкова казаки зарубили и поскакали дальше
своим путем.

Одни казаки ругали Крюкова, другие - своего офицера. Но были и такие,
что ехали теперь молча и угрюмо думали о том, какая крепкая у красных сила.

Культура, СССР

Previous post Next post
Up