Оригинал взят у
vbulahtin в
Вся история Украины в одной украинской сказкеУдивил меня изрядно
список украинских народных сказок и даже не тем, что почти все эти сказки представлены в
сборнике А.Н.Афанасьева, а тем, с какой ловкостью сказки, период создания которых отнесены тем же Афанасьевым и другими собирателями сказок в России (Российской Империи) к Киевской Руси, стали украинскими.
Например,
Никита Кожемяка стал "украинским богатырем-змееборцем героико-фантастической сказки, распространенной на Украине со времен Киевской Руси. Никита Кожемяка - символическое воплощение богатырской силы украинского народа. Образ легендарного богатыря широко воспет в украинской литературе".
Ехидный Гугл при запросе
украинские сказки википедия выдает три главных украинских сказки:
1.Пятигорошек
пямятник на ул.Грушевского в Киеве
2.Никита Кожемяка
3. Крым
---
Оставим факт, что большинство вышеуказанных украинских сказок собрано в Тверской да Тульской губернии (тот же Кожемяка записан в г. Козлове Тамбовской губ. П. И. Якушкиным).
Более примечательно -- есть две украинские сказки, не знакомые по нашему общему фольклору -- одна про
деда, который хотел учиться (чтобы жить богаче... но когда с учебой ничего не вышло, он присвоил себе чужие деньги, зажил припеваючи, и судья ему ничего не сделал, поверив странной отговорке))
Другую сказку иначе, чем страшным пророчеством не назовешь.
Называется она
Про злыдней (про скачущих упырей, способных разорить любого состоятельного, но недостаточно хитрого человека)
----
Жил в каком-то селе мужик, такой бедный, что часто, бывало, и поесть нечего и маленьким его детям, и ему с женой. Работать он не ленился, трудился с самого утра до позднего вечера, а всё что-то не ладилось. Бьётся он как рыба об лёд, никак из нужды вылезти не может.
«Что за причина? Почему я никак из нужды не вылезу?» - думает бедняк.
А причина этому была такая: поселились у него в хате под печкой злыдни и во всём ему мешали.
За что мужик ни возьмётся - всё злыдни портят, всякие пакости придумывают, всякий вред ему наносят: то пшеницу сгноят, то волов уморят, то в огород чужих свиней впустят.
Как-то раз под праздник раздобыл бедняк кусок сала да краюшку хлеба и стал кормить своих ребят.
А был он музыкант - любил на скрипке играть. И так хорошо играл, что заслушаться было можно.
Вот после ужина взял он скрипку и стал играть. Как услышали дети музыку, вскочили все - руки в боки и давай танцевать!
Танцуют дети, а отец смотрит на них, радуется. Глядь - вместе с ними танцуют какие-то человечки: уродливые, маленькие, ручки длинные, шейки тоненькие, мордочки гадкие, злобные. И так их много, что и не сочтёшь.
Догадался бедняк, что это злыдни. Отложил он скрипку в сторону, а злыдни всей гурьбой бросились под печку. Толкались, толкались - спрятались.
Вот бедняк и догадался сразу, как от них избавиться. Как забрались злыдни под печь, он и спрашивает их:
- Может, вам под печью тесно, неудобно сидеть?
А злыдни ему в ответ:
- Нет, не плохо! Нам хорошо! Удобно! Мы всюду можем поместиться!
Достал бедняк свой рожок, понюхал табаку да и говорит:
- А в этот рожок поместитесь?
- Поместимся! - отзываются злыдни.
- А ну посмотрим, как вы поместитесь! - сказал мужик да и опустил открытый рожок пониже.
- Ну, где вы все?
А голоса уж из рожка слышатся:
- Вот мы все в твоём рожке!
- А под печкой остался кто?
- Никого нет! Все в рожке! Все!
А мужику только того и надо. Закрыл он покрепче свой рожок, потом пошёл к заброшенной мельнице и засунул рожок под тяжёлый жернов:
- Оставайтесь тут навсегда, не нужны вы мне!
Да и вернулся домой.
И с того дня сразу стало бедняку хорошо: что ни задумает - всё ему удаётся, во всём ему удача. Появился у него достаток, перестали его дети голодать. Завёл он волов, свиней. Смотрят на него люди, сами дивятся.
А в том же селе жил другой мужик, богатый - богаче его во всём селе никого не было. И был он такой завистливый, что второго такого и не сыщешь! Очень ему было досадно, если кто другой не нуждался, на поклон к нему не шёл.
Проведал он, что бедняк от нужды избавился, ровней ему стал, и так озлобился, что и не расскажешь!
Долго богатей отгадывал да раздумывал, как это разжился мужик-горемыка, но не мог отгадать, не мог додуматься.
Вот пошёл он как-то к бедняку и стал с разными шутками да прибаутками выведывать у него, отчего тот стал в таком достатке жить.
- Да вот работаю рук не покладая, оттого и живу хорошо!
- Ну, а прежде разве меньше работал?
- Не меньше, да злыдни мешали: в избе у меня поселились, все дела портили, во всё лезли. Хорошо, догадался я избавиться от них!
- Как догадался то? Как избавился?
- Да вот заманил их в рожок, закрыл крепко-накрепко и засунул этот рожок со злыднями под жернов на заброшенной мельнице.
- Вот оно что! - говорит богатый. - Ну, прощай, мне домой пора!
Попрощался и ушёл. Да не домой пошёл, а прямо на ту заброшенную мельницу. Пришёл, нашёл жернов, под который бедняк свой рожок засунул, приподнял его и достал рожок. Открыл крышку и говорит:
- А ну, злыдни, выходите на волю! Идите к своему хозяину! Он по вам соскучился.
Думал богач, что злыдни так и бросятся назад к бедняку.
А злыдни пищат:
- Ну нет! Не пойдём мы к нему! Боимся. Он опять какую-нибудь хитрость придумает. Того и гляди, совсем нас погубит, со свету сживёт!.. Ты нас избавил, ты нас на волю выпустил - к тебе в хату и пойдём: ты добрый!
- Э! - закричал богач. - На что вы мне нужны! Не хочу!.. Не возьму вас к себе в хату! Прочь от меня убирайтесь!
Куда там! Все злыдни разом кинулись к богатею-завистнику, обхватили его крепко со всех сторон, уцепились - и не оторвёшь! Скидывал он злыдней, скидывал, да не мог скинуть, не мог освободиться - так и пошёл со злыднями домой.
Вошёл в хату - злыдни соскочили с него и разбежались, спрятались кто куда. Да так спрятались, что и не найдёшь! И стали злыдни с того дня жить у богатого. И пропало всё его богатство: волы да коровы стали дохнуть, коней украли, пропали овцы и свиньи, хлеб перестал родиться. А пото́м сгорела у него и хата, и двор сгорел. И стал завистливый богач нищим.